Опрос ЗР: читатели оценили инициативу «поворот направо на красный»

В июне этого года правительство одобрило инициативу разрешить в России правый поворот на запрещающий сигнал светофора и поручило профильным ведомствам к осени внести соответствующие изменения в ПДД. Мы провели опрос на нашем сайте, и выяснилось, что 64% читателей это новшество одобряют, а 12% поддерживают, но с условием.

Напомним суть вопроса. Разрешить поворачивать направо на красный сигнал светофора, если это не создает помех другим водителям, предложил еще два года назад руководитель московского центра борьбы с пробками Александр Шумский. Он утверждает, что это сократит на 15% дорожные заторы, даст экономию бензина до 10% и обойдется совсем недорого — стоимость указателя — всего 200 руб. (для сравнения, стоимость существующей светофорной секции — 4000 руб.)

Недавно первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов дал поручение МВД, Минтрансу, Минпромторгу и правительству Москвы разработать «изменения в нацстандарты и нормативные правовые акты в части обеспечения возможности транспортным средствам осуществлять поворот направо на красный сигнал светофора». Решение было принято после проведения эксперимента в нескольких регионах страны, результаты которого признаны успешными. До 1 октября 2014 года соответствующие поправки к ПДД будут внесены в правительство РФ для последующего принятия, и, вероятно, еще до нового года на наших улицах появятся новые таблички и соответствующее разрешение для водителей.

ГИБДД сначала приняла идею в штыки, посчитав, что это ухудшит и без того непростую ситуацию в крупных городах России. Аргументы приводились следующие — старая добрая «стрелка» куда эффективнее и безопаснее предлагаемого указателя, а пешеходы — наиболее уязвимые участники дорожного движения, и вместо того чтобы сделать их жизнь безопаснее, ее, наоборот, пытаются усложнить.

Между тем правый поворот на красный разрешен в Германии, Южной Корее, Китае (включая Тайвань), большинстве штатов США, Канаде, Украине, а также Индии и Пакистане (поскольку в этих двух странах левостороннее движение, то при поворотах налево). Впрочем, правило не везде универсально. В одних странах поворачивать разрешено только с «односторонней» улицы на «одностороннюю», в других — только после обязательной полной остановки, в третьих разрешение не распространяется на грузовики с опасными грузами и школьные автобусы и т. д.

Мы обратились за комментариями к жителю Украины Андрею Попову, который уже несколько лет ездит по тому правилу, которое у нас только собираются вводить: «У нас уже давно разрешен поворот направо на красный (разумеется, при наличии зеленой стрелки), и могу сказать, что это очень удобно. Здорово разгружает транспортные потоки, при этом аварийных ситуаций я не наблюдал. Это касается как небольших городов, так и городов-миллионников (в частности, Одессы). Единственное, сочетание «стрелки» и пешеходного перехода, особенно там, где движение очень интенсивное, видится мне небезопасным. Хотя это лишь мое субъективное мнение».

Дадим слово нашим экспертам.

«Разрешение поворота направо на красный свет, на мой взгляд, идея хорошая. Это улучшит ситуацию на дорогах, увеличит пропускную способность перекрестков, а также снизит негативное влияние выхлопных газов на окружающую среду. При этом я присоединился бы к тем, кто считает, что данная инициатива целесообразна только там, где нет пешеходов: после поворота направо на красный сигнал светофора водитель не должен «упираться» в наземный пешеходный переход», — полагает начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD в России Сергей Власов.

Дмитрий Иевлев, генеральный директор компании «Авто-ПЭК», полагает, что решение правильное, «весь мир уже давно так ездит, и ничего страшного не происходит». Если инициатива будет одобрена, результаты в первую очередь отразятся на магистралях с грузовым автотранспортом: из-за габаритов грузовые автомобили при выезде вынуждены задерживать движение на крайних полосах, из-за чего не все ожидающие успевают проехать на зеленый, и в результате перед перекрестком создаются заторы.

И наконец, что же думают по этому поводу наши читатели? 37% инициативу безоговорочно одобрили, 24% решили, что для начала «нужно попробовать», 13% полагают, что нужно разрешить только там, где нет пешеходов, и 25% ответили, что при недостатке культуры у отечественных водителей и пешеходов это слишком опасно.

Что же, как выяснилось, большинство автомобилистов «за», и вряд ли они запамятовали, что периодически и сами становятся пешеходами. А мы надеемся, что службы, которые будут устанавливать данный знак на дороге, все учтут и примут во внимание интенсивность движения и расположение ближайшей «зебры». Если удастся организовать движение по уму, чтобы пешеходы и автомобилисты друг другу не мешали, все от этого только выиграют.

Подпишитесь на «За рулем» в