Российский авторынок пошел на подъем

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в сентябре 2014 года снизились на 20,1%, сообщает Комитет автопроизводителей АЕБ. Однако по количеству продаж – 197 233 штуки – рынок «догнал» июнь 2014 года. Свою роль в этом сыграли меры господдержки в виде программы обновления автопарка страны, что подтверждается явным успехом марки Lada.

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) подвел итоги продаж легковых и легких коммерческих автомобилей за сентябрь и три квартала 2014 года. Согласно подсчетам АЕБ, объем российского авторынка в сентябре достиг 197 233 ед. против 246 895 ед. за аналогичный период годом ранее (–20,1%). Между тем в августе нынешнего года наши дилеры реализовали 172 015 автомобилей.

Таким образом, российский авторынок после двух месяцев головокружительного падения, когда снижение к уровню аналогичных периодов прошлого года достигало 22,9% (июль) и 25,8% (август), практически вернулся в начало лета. Напомним, июнь 2014-го продемонстрировал падение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей на 17,3%, или на 41 674 штуки по сравнению с июнем 2013 года. В мае снижение авторынка составило 12%.

Итоги трех первых кварталов года – 1 779 947 проданных в России легковых и легких коммерческих автомобилей. Минус к уровню 2013 года – 13%. Напомним, в январе-августе 2014-го российский автомобильный рынок упал на 12,1% (минус 217 092 ед. по сравнению с аналогичным периодом 2013 года).

Топ-5 самых успешных марок российского авторынка (по итогам сентября и 9 мес. 2014 года)

  • Lada – 36 513 шт. (–9%)/ 283 802 (– 17%)
  • Renault – 15 406 шт. (–11%)/ 139 434 (–10%)
  • Hyundai – 15 398 шт. (–10%)/ 132 849 (–2%)
  • Kia – 14 501 шт. (–19%)/ 146 986 (– 7%)
  • Toyota – 13 067 шт. (–5%)/115 589 (0%)

Плохо идут дела у таких марок, как Daewoo (–64% в сентябре и минус 27% за 9 мес.), Chevrolet (минус 49% в сентябре и минус 30% по итогам 9 мес.), Citroen, Ford, SsangYong, Suzuki.

Неоднозначная ситуация в премиум-сегменте: если Lexus нарастил сентябрьские продажи на 34%, а Mercedes-Benz – на 2%, то результаты Audi снизились на 17%, а BMW – на все 46%.

Примерно на треть упали продажи автомобилей китайских марок: Chery и Great Wall – на 33%, Lifan – на 26%, Geely — на 46%.

Лучше, чем в среднем по рынку, обстоят дела у Land Rover, Mitsubishi, Volvo, Skoda, УАЗа, Mazda, Subaru.

В десятке лидеров продаж новых легковых автомобилей находятся десять моделей местного производства.

Топ-10 бестселлеров российского авторынка (в сентябре и по итогам 9 мес. 2014 года)

  • Lada Granta — 16 924 шт. (–12,9%)/ 112 078 (–14,6%)
  • Hyundai Solaris – 10 001 шт. (–6,7%)/ 84 439 (–1,5%)
  • New Kia Rio – 6384 шт. (–35%)/ 66 416 (–1,9%)
  • Lada Kalina – 5705 шт. (+7%)/ 49 880 (+1,6%)
  • Renault Duster – 6079 шт. (–20,5%)/ 56 789 (–6,4%)
  • Renault Logan – 5640 шт. (–26,4%)/ 40 365 (+5%)
  • Lada 4x4 – 5387 шт. (–27,9%)/ 29 384 (–29,6%)
  • Lada Largus – 4257 шт. (–24,9%)/ 47 529 (+15%)
  • VW Polo – 4053 шт. (–51,9%)/ 44 558 (–19,8%)
  • Lada Priora – 3556 шт. (–11%)/ 35 192 (–26,7%).

По мнению главы Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, в сентябре авторынок России показал «очевидное улучшение по сравнению с августом, что отражает сезонный фактор окончания отпусков и усилия участников рынка по успешному завершению квартала». При этом общая динамика автопродаж, как полагают в АЕБ, «остается довольно слабой, демонстрируя продолжающееся существенное падение объемов сбыта по сравнению с прошлым годом». К слову, по данным ФТС, за восемь месяцев этого года в Россию ввезли на 18,6% легковых и грузовых автомобилей меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Отсюда и неутешительный прогноз. Как отмечает Йорг Шрайбер, до конца года нас ждет «некоторое смягчение текущих негативных тенденций сбыта благодаря государственным мерам поддержки локального производства автомобилей. Но несмотря на это, мы не прогнозируем фундаментального изменения рыночного тренда в 4-м квартале 2014 г. С учетом более слабого, по сравнению с прогнозом, объема рынка в 3-м квартале 2014 года мы сохраняем свой годовой прогноз общероссийского рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей на уровне 2,45 млн штук, что означает снижение объема рынка на 12% по сравнению с 2,77 млн автомобилей, проданных в 2013 году».

По информации Минпромторга, которую озвучил глава ведомства Денис Мантуров, с момента запуска программы обновления российского автопарка продано 36 тыс. новых машин, причем около 13 тыс. из них – только за последнюю неделю. Судя по итогам сентября, больше всего выиграл от запуска программы по утилизации АВТОВАЗ. Его дилеры смогли в сентябре 2014 года реализовать 36 513 автомобилей, перекрыв показатели провального августа на 38%. Пресс-центр автогиганта констатировал, что увеличился спрос на все выпускаемые модели, при этом наибольший прирост дали семейства Lada Kalina (+33%) и Granta (+42,7%). Почти вдвое выросли продажи «Лады 4х4».

Подпишитесь на «За рулем» в