В России могут закрыться до половины автошкол

После вступления в силу примерных программ подготовки водителей автошколы обязаны согласовать с ГИБДД рабочие программы, а также получить заключения о соответствии материально-технической базы требованиям новых программ. Процесс это длительный и муторный. Основным камнем преткновения остаются учебные площадки. В результате с рынка могут уйти до половины, а по некоторым оценкам и до 2/3, автошкол. Этот вопрос вчера обсуждали представители ГАИ Москвы и России, а также Минобрнауки и Рособрнадзора.

Число автошкол в России может резко сократиться. Как пишет «Российская газета», например, в Москве только две автошколы подали заявки в ГИБДД на проверку того, соответствуют ли их программы подготовки водителей и оборудование новым требованиям. Есть ощущение, что сами автошколы не заинтересованы в начале скорейшего набора новых групп учеников.

Как рассказал корреспонденту «За рулем.РФ» председатель правления некоммерческого партнерства «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев, «эксперименты» с автошколами привели к тому, что за четыре месяца стоимость обучения выросла в два раза – до 45 тыс. рублей. Среди обязательных требований есть такие, как наличие автоприцепа, столовой, медкабинета, класса для инвалидов и пандусов и т.д. Все это потому, что обучение в автошколах признали профобразованием, хотя в автошколах обучают на любительские права и не следует придавать им статус профессиональных. В результате нововведений только на закупку оборудования и программных комплексов каждой автошколе потребуется потратить порядка 200-300 тыс. рублей, и это не говоря уже о «больном» вопросе – площадке для обучения.

Самый больной вопрос — требования к площадке для обучения навыкам вождения. В конечной редакции программ установлен ее минимальный размер — 0,24 га. Причем площадку нужно иметь в собственности или на правах аренды, а в документах должно быть указано ее целевое назначение. Понятно,что это сделано для того, чтобы отсечь недобросовестные автошколы, которые просто выдавали права за деньги, не «усложняя» себе жизнь процессом обучения. Но заодно пострадали и добросовестные автошколы. Так, в Москве из 350 автошкол лишь 30 имеют такие площадки в собственности, еще 30 — арендуют. Остальные образовательные учреждения раньше договаривались с префектурами, и те выделяли под учебные площадки неиспользуемые земли, например, предназначенные под строительство парковок, которое пока не началось и т.д. Префектуры, выделяющие раньше площадки под честное слово, понятно, оформлять их в аренду не спешат, потому что получится, что земля используется нецелевым образом, а это уже повод для разбирательства, не злоупотребляет ли префектура своими правами.

Таким образом, вопросов на сегодняшний день накопилось много. На встрече представителей автошкол с ГИБДД, Минобрнауки и Рособрнадзором приводились следующие цифры — в 2014 году в России насчитывалось 11 476 автошкол, а в январе 2015 года только 3301 школа. В Москве из 350 организаций, осуществлявших обучение водителей, продолжили обучение только 73, в Санкт-Петербурге из 134 школ осталось 35. Процедура согласования все еще идет, но в конечном счете может получиться так, что почти половине автошкол придется покинуть рынок.

Недавно Общественная палата попросила МВД разрешить желающим получить права проходить обучение в автошколах на праворульных автомобилях, указав на то, что каждая пятая иномарка в стране — праворульная.

Подпишитесь на «За рулем» в