Продажи тяжелых грузовиков рухнули в январе на 25%

Продажи тяжелой грузовой техники в январе 2015 года упали ниже уровня кризисного 2009 года. Чуть больше половины нынешнего объема продаж пришлось на КАМАЗ. Рынок LCV снизился почти на 45%, до 3,5 тысячи машин. Производители и дилеры считают, что это произошло из-за резкого роста кредитных и лизинговых ставок, однако эксперты рынка полагают, что всему виной банальное снижение интереса к новой технике со стороны перевозчиков.

Как пишет газета «Коммерсант», объем производства и импорта тяжелых грузовиков (14-40 тонн) в России в январе упал на 25%, до 1,57 тыс. шт. Даже в кризисном январе 2009 года производство и импорт удержались на уровне 2 тыс. машин, а в январе 2010 года — 1,9 тыс. машин. Причем половину рынка – около порядка 800 машин, составили автомобили КАМАЗа. Рынок LCV тоже резко снизился — почти на 45%, до 3,5 тыс. машин.

Специалисты говорят, что объемы лизинга действительно сокращаются, и улучшений не стоит ждать раньше второго квартала. Снижение произошло и на рынке автобусов, из-за повышения на 20-25% цен на импортную технику.

Ставка по лизингу для коммерческого транспорта и ранее для небольших клиентов составляла порядка 18%, а сейчас выросла в неподъемные 25%. В этом продавцы тяжелой техники видят основную причину падения продаж.

Однако специалисты полагают, что основная причина в том, что перевозчики стали меньше интересоваться новой техникой, так как столкнулись со снижением заказов и простоями. Кроме того, они вынуждены возвращать взятые в лизинг автомобили в банк, поскольку не могут оплачивать контракты. Количество продаж изъятых залогов растет.

С одной стороны, рынок грузовой техники падает сильнее легкового, а с другой – по программе господдержки автопарка скидка для грузовиков и LCV весомее, чем для легковых машин — 100-350 тыс. руб., а парк — более изношенный.

Алексей Тузов, первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр», считает, что сейчас как раз есть оптимистичный сценарий развития отрасли. На прошлой неделе Дмитрий Медведев подписал документ о запрете на импорт товаров машиностроения для государственных и муниципальных нужд. Запрет на импорт спецтехники и пассажирского транспорта призван повысить спрос на отечественную продукцию. В свою очередь, рост спроса приведет к увеличению объемов продаж и, соответственно, производства на территории страны. Безусловно, потребуются объемные инвестиции в разработку новых технологий и моделей авто, но второго такого шанса на развитие у российского автопрома в ближайшее время – с учетом тяжелой ситуации в российской экономике, которая вряд ли ограничится 2014 годом – может просто не быть. «Хочется верить, что государство не ограничится принятием законодательных инициатив, но и выделит в дальнейшем необходимые средства на поддержку отрасли. В противном случае прогнозируемого расцвета российского машиностроения не произойдет, и наша страна пострадает от принятых мер значительно сильнее западных поставщиков», — отмечает он.

Дмитрий Иевлев, директор автопарка транспортно-экспедиционной компании «ПЭК»рассказал, что в этом году, как и в прошлом, тяжелые грузовики компания закупать не планирует. «Последние два года мы сосредоточены на покупке среднетоннажных автомобилей, для доставки грузов по городу и области. Их закупку мы не останавливаем. Однако мы перевозим сборные грузы по всей России не только собственным автотранспортом, но и привлеченным. И наши подрядчики действительно подтверждают падение закупок тяжелых грузовиков, особенно иностранного производства. Главная причина – значительное удорожание».

Ранее мы писали, что Российский рынок грузовых автомобилей в 2014 году упал на 20%. Причем в продажах лидировали два отечественных бренда — КАМАЗ и ГАЗ. В целом же динамика продаж у всех грузовых брендов в прошлом году была отрицательная, за исключением японской HINO (25,7%), у которой, впрочем, был и самый низкий старт продаж из всех грузовых брендов.

Подпишитесь на «За рулем» в