Минфин отказался вводить пошлину за сдачу экзаменов в ГИБДД

МВД в 2014 году разработало проект поправок в Налоговый кодекс, согласно которому за сдачу теоретической части экзамена предлагалось ввести пошлину в размере 1 тыс. руб., за площадку — 1,5 тыс. руб. и за город — 2 тыс. руб. Минфин эту поправку не одобрил, посчитав, что пошлину можно брать только за юридически значимое действие, а экзамен в ГИБДД таковым не является.

Сейчас для кандидатов в водители установлена пошлина в 800 руб. за удостоверение, пересдавать экзамены можно бесконечное число раз. МВД решила ввести пошлину за сдачу экзамена, причем отдельно за каждую из трех частей: 1 тыс. рублей – за теорию, 1,5 тыс. — за площадку и 2 тыс. – за езду по городу. Как утверждают в Госавтоинспекции, курсанты «недорабатывают», зафиксированы случаи, когда экзамен сдают по 14 раз, и пошлина как раз бы стимулировала учеников лучше готовиться к экзамену.

Минфин идею МВД не разделяет, так как предложение МВД не соответствует понятию «государственная пошлина», которое закреплено ст. 333.16 Налогового кодекса. Там говорится, что сбор взимается за «юридически значимые действия» или выдачу документов при обращении граждан в госорганы или органы местного самоуправления. Сдача экзаменов под это определение не подходит и не является юридически значимым действием. Однако в МВД сдаваться не собираются и думают, как убедить Минфин все-таки ввести пошлину.

Президент московской Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отметил в интервью изданию «Коммерсант», что пошлина не сможет дополнительно стимулировать учеников сдать экзамен с первого раза. Минимум 500 тыс. руб. за автомобиль и 40 тыс. руб. на обучение в автошколе – это уже само себе достаточный стимул.

Его поддерживает председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев, также положительно оценивший решение Минфина. Он напоминает, что в 2014 году было зафиксировано более 10 млн попыток сдачи экзаменов на получение права управления транспортными средствами. Из них 3,3 млн было совершено во время приема экзамена на учебной площадке, 3,8 млн — в городе, а 3,5 млн попыток – при сдаче теоретических экзаменов. Всего в прошлом году было выдано около 3,8 млн водительских удостоверений, из них 1,5 млн человек получили права впервые, остальные выданы в связи с заменой. Предполагаемая сумма оплаты за три экзамена в 4,5 тыс. руб. плюс 2 тыс. за водительское удостоверение выходит немалой. Если брать деньги еще и за пересдачи, то это мало того что станет грабежом курсантов автошкол, но еще и может привести к росту коррупции в отдельных экзаменационных подразделениях. Чтобы стимулировать кандидатов в водители ответственнее относиться к сдаче экзаменов, плату можно было бы ввести в случае третьей или четвертой попытки пересдачи.

Также недавно «Гильдия автошкол» предлагала разделить права на профессиональные и любительские, чтобы ученики не забивали голову ненужной информацией и сосредоточились на изучении практических моментов вождения, на которые из-за перегруженности учебного курса не хватает времени.

Подпишитесь на «За рулем» в