О шинном скандале с Nokian Tyres размышляет наш корреспондент — журнал За рулем

Скандалы, интриги… шины! Ситуацию с Nokian Tyres комментирует эксперт ЗР

«Дизельгейт» еще не утих, как разгорелся новый скандал, в центре которого оказалась финская компания Nokian Tyres. Ее заподозрили в манипулировании результатами шинных тестов. В сложившейся ситуации решил разобраться редактор журнала «За рулем», руководитель группы шинных испытаний Сергей Мишин.

1443135182_06_nokian_zr_11_15

1443135182_06_nokian_zr_11_15
Фото: Константин Якубов

В финском деловом издании Kauppalehti появилась статья, где журналисты утверждали, что располагают эксклюзивной информацией о том, что сотрудники Nokian Tyres на протяжении многих лет предоставляли журналистам зимние и летние шины с измененными (улучшенными) характеристиками, то есть созданными специально для испытаний — серийно они якобы не производились. Другие производители шин или тоже мухлевали, или отказывались участвовать в нечестной гонке, как, например, компания Michelin, которая не собирается давать журналистам шины на испытания до тех пор, пока конкуренты не прекратят выпускать специальные тестовые образцы.

Однако сравнивать два скандала — «дизельгейт» и шинный — было бы в корне неверно, журналистские тесты всегда субъективны и не имеют статуса официальной информации. Поэтому доказать такой обман практически невозможно.

_Mishin-1

_Mishin-1

Руководитель группы шинных испытаний «За рулем» Сергей Мишин анализирует сложившуюся ситуацию, опираясь на конкретные факты.

— Все основывается на публикации в финской финансовой газете Kauppalehti, которая обвинила компанию Nokian в подтасовке. Однако ясности, когда это было, как долго, в какие издания попадали так называемые спецшины и насколько велика разница в характеристиках между ними и серийными — все осталось за кадром. А чуть позже в финской прессе появилось заявление генерального директора компании Nokian Ари Лехторанта, подтверждающее, что изготовление специальных тестовых шин имело место, но было прекращено в конце 2014 года после ухода на пенсию генерального директора Кима Грана.

Nokian, как и другие шинные компании, ежегодно обновляет модельную линейку с целью улучшения характеристик шин. И конечно же, финны заинтересованы в том, чтобы на журналистские тесты попадали самые свежие, то есть обновленные шины. Возможно, иногда это происходило раньше, чем они появлялись на рынке.

При выборе шин на тесты очень важно обращать внимание на дату изготовления. На боковине каждой покрышки любого производителя можно найти «штампик», состоящий из четырехзначного числа. Две первые цифры обозначают номер недели изготовления, две последние — год. К примеру, «0414» означает, что шина сделана на четвертой неделе 2014 года. Взяв во внимание вышесказанное, есть основания полагать, что шина, имеющая маркировку «1215», имеет право быть лучше, чем «0414».

С другой стороны, практически все (!) шинные компании постоянно проводят внутренние тесты, сравнивая характеристики собственных шин с покрышками конкурентов. К тому же они очень ревностно следят за результатами сравнительных тестов в СМИ и в случае некорректных данных наверняка бы «подняли волну».

К слову, абсолютно одинаковых шин не бывает. Каждая покрышка имеет право отличаться от себе подобных на величину общепринятого допуска. Летние шины, различающиеся по характеристикам в пределах до 4–5%, в шинном мире считаются равноценными. Зимние имеют допуск чуть побольше — до 6%.

Журнал «За рулем» еще в 2010 году дополнил собственные традиционные шинные тесты специальными, именуемыми «допинг-контролем», в котором победители тестов сравнивались с покрышками, купленными в магазине. Причем шины покупались с учетом времени их выпуска. По итогам таких проверок разница в характеристиках победителей и магазинных продуктов укладывалась в общепринятые допуски. Поэтому результаты этих допинговых процедур ни разу не позволили нам усомниться в том, что в тесте участвовали серийные шины. Так сложилось, что в числе победителей мы проверяли шины Nokian, Michelin и Pirelli. Результаты публиковались в журнале.

Через пять лет, в 2014 году, журнал прекратил допинг-тесты как бессмысленные — спецшин выявить нам не удалось. Как-то так случилось, что примерно в это же время ушел со своего поста Ким Гран, и, по заявлению сегодняшнего руководителя Nokian, компания прекратила «мудрить» с шинами специального исполнения.

Защищать компанию Nokian мы не собираемся. Если вдруг напортачили — пусть дадут ответ. Тем не менее мы посчитали необходимым высказать свою точку зрения. Допускаем возможными лишь единичные случаи предоставления шин специального исполнения на тесты, проводимые различными СМИ. Но в массовом порядке — сомнительно.

Со своей стороны, журнал «За рулем» сделал все, чтобы исключить попадание подобных шин на наши тесты — дабы предоставлять читателям лишь достоверные сведения.

С результатами наших «допинг-тестов» можно ознакомиться здесь:

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (18)

Самые новые
Загрузка...