Исследователи оценили легальный и теневой рынки такси

На сегодняшний день в России 338 тысяч легально работающих таксистов, но нелегалов по-прежнему очень много. Анализ сегмента такси на рынке городского общественного транспорта составил аналитический центр при Правительстве РФ.

В последние годы сегмент такси в России переживал период бурного роста, как в количественном измерении, так и в отношении качества и доступности оказания услуг населению. За последние пять лет рост рынка такси составил более 85%, количество автомобилей в этом сегменте увеличилось более чем на 20%, а потребители отметили повышение качества услуг по таким позициям, как удобство и простота заказа такси, снижение времени ожидания машины и доступность цены на услугу.

Субъекты не ограничивали числа выдаваемых разрешений и не вводили мер по регулированию тарифов, благодаря чему росла конкуренция. Сам рынок формировал цены, и развивались малые формы предпринимательства. В частности, за последние 5 лет число юридических лиц, оказывающих услуги извоза, выросло более чем в 2 раза.

Несмотря на то что на сегодняшний день в России выдано порядка 457 тыс. разрешений на таксомоторные перевозки, осуществляют их порядка 338 тыс. легально работающих таксомоторов, генерирующих 441 млрд рублей выручки. Это ежегодно приносит в казну 26,4 млрд рублей налоговых поступлений.

Тем не менее проблема «бомбил» по-прежнему актуальна. Доля нелегалов по самым грубым прикидкам составляет не менее 26%, а в некоторых регионах и 50-60% рынка. Объем теневой выручки может доходить до 116 млрд рублей ежегодно, а бюджет недосчитывается порядка 7 млрд рублей налогов.

По данным аналитиков центра, неофициальное такси сейчас в основном представлено водителями, которые подрабатывают время от времени, когда не занимаются своей основной деятельностью. Также много таксистов с разрешениями, но которые не выплачивают налоги и скрывают прибыль.

Отмечаются и положительные сдвиги: себестоимость поездки сократилась благодаря появлению агрегаторов такси. Это изменило механизм распределения заказов - его эффективность повысилась за счет доступа всех заказов ко всем доступным автомобилям. Благодаря оптимизации внутренних затрат на колл-центры и диспетчеризацию, а также сокращению холостого хода, времени простоя и затрат на бензин поездки стали обходиться дешевле.

С 2011 года количество автомобилей, подключенных к системе Яндекс.Такси, выросло с 1000 до порядка 40 тыс. по России. Компания Gett имеет свыше 36 тыс. подключенных водителей такси. Таким образом, агрегаторы постепенно стали неотъемлемой инфраструктурной частью современного бизнеса по оказанию услуг такси.

  • Агентство «Автостат» составило список моделей, наиболее популярных у российских таксистов. В первой тройке - Hyundai Solaris, Renault Logan и Skoda Octavia. Lada Granta заняла лишь восьмое место.
  • Госдума планирует увеличить штрафы для нелегальных таксистов, но пока руки до них еще не дошли.
  • Ранее депутат Госдумы Вячеслав Лысаков предлагал ввести патентную систему для таксистов, а само разрешение должно было стоить не дороже 10–15 тыс. рублей. В период кризиса извоз мог бы быть легальным подспорьем многим семьям, полагает депутат.

Подпишитесь на «За рулем» в