Peugeot 207, Ford Fiesta, Renault Clio, Volkswagen Polo: Городской дозор

«Фольксваген-Поло» – не просто новинка. В своем классе он технический и ценовой ориентир. Как выглядят на его фоне конкуренты, выяснял Cергей Воскресенский. Фото Александра Кульнева.
Peugeot 207, Ford Fiesta, Renault Clio, Volkswagen Polo

Их смело можно отнести к женским – яркие, словно игрушечные, запоминающиеся. К тому же все с автоматами, или, если уж быть совсем точным, с коробками, не требующими ручного переключения. Однако, взвесив характеры, совсем не детские возможности моторов объемом 1,4 и 1,6 л, невольно признал автомобили очень даже мужскими. Вне зависимости от пола и ориентации, машины вполне пригодны для динамичных перемещений в условиях большого города. Автомобили навели на интересное соображение: их разделяют даже не дизайн (каждый по-своему хорош), мощность двигателей или другие ездовые возможности, а некий возрастной ценз потенциальных владельцев, заложенный создателями. Одни эмоциональны, нервны, порой даже взбалмошны, другие, наоборот, подчеркнуто прагматичны. Итак, перед нами совсем не утратившие привлекательности, недавно обновленные «Пежо-207» и «Рено-Клио», чертовски выразительный «Форд-Фиеста» и, конечно же, интригующая новинка – «Фольксваген-Поло».

Peugeot 207, Ford Fiesta, Renault Clio, Volkswagen Polo

БЛАГОДАРЯ ИЛИ ВОПРЕКИ?

Легкий макияж, добавленный в нынешнем году стилистами «Пежо» к уже примелькавшемуся портрету 207-го, не изменил знакомых, весьма симпатичных очертаний. Скорее удачно подчеркнул и без того выразительные обводы кузова. Почти прежний автомобиль и изнутри. Взгляд буднично скользит по энергичным линиям передней панели, шкалам приборов, отливающим малиновым серебром, яркому и в то же время мрачновато-внушительному дисплею, крутилкам раздельного климат-контроля. Все это внушает доверие: высококачественные пластики, индивидуальность стиля. Разве что стереосистема потерялась на фоне остального.

Однако стоит присмотреться, чувствуешь: эмоции и ощущения противоречивы. Именно в этом главная особенность 207-го. Такой вроде бы ладненький, он вдруг встречает узким проемом передней двери. Озадачивает массивным рулем, посадкой, при которой баранку хочется до отказа вытянуть на себя и опустить. Но так она «подрезает» приборы. В поисках компромисса долго двигаю руль вверх-вниз, одновременно ерзая на простецком, неудобном и пропорциями, и профилем сиденье.

Раздельный климат контроль в «Пежо» – скорее дорогая игрушка: никаких преимуществ перед остальными.

Общение с «Пежо-207» в движении – постоянная борьба между захватывающим напором очень резвой машины и остужающими эмоции особенностями, о которых говорят: «слишком». Классный двигатель – любит обороты, в нем легко уживаются эластичность и веселый темперамент, бьющий через край, особенно после 4000 об/мин. В помощь мотору столь же энергичная коробка передач, каждый раз заставляющая не трогаться, а стартовать и при этом перебирающая передачи со знанием дела. Иногда, правда, в логике взаимосвязей что-то нарушается – машина вдруг становится задумчивой, но потом словно спохватывается, и все встает на место.

Такая забота о непристегнутых пассажирах иногда способна вызвать панику.
Тумблер подогрева сиденья упрятан в укромное место, но это полбеды. Он еще и многоступенчатый!

Поначалу душа поет от общения с машиной. Кажется, можно привыкнуть к шумной трансмиссии, нервной тормозной педали, реагирующей на дуновение, к жестким, вытрясающим душу подвескам, «собирающим» с дороги каждый камешек, и специфической управляемости, благодаря которой «Пежо-207» напорист и выразителен, особенно на ровной дороге. Однако зачастую резок.

Но постепенно приходит ощущение того самого «слишком». Завывания в коробке передач раздражают. Прыгучесть, особенно на дорогах российской глубинки, утомляет, а поведение автомобиля на зимнем покрытии и на неровностях иногда нешуточно пугает. В характере 207-го многовато противоречий, несобранный он какой-то, взбалмошный.

ДАЕШЬ, МОЛОДЕЖЬ!

Будь он даже какого-нибудь невзрачного синюшного оттенка, этот «Форд» все равно заметен на дороге. Про него, точнее, про нее, все время хочется говорить уменьшительно-ласкательно: дверка, капотик, фонарик. Такова «Фиеста» – модная, современная, сотканная из причудливо изогнутых линий. Обратная сторона импозантной внешности – возрастной ценз владельца. Согласитесь, в подобном авто с трудом представишь себе пятидесятилетнего.

На первый взгляд, внутри господствует все та же молодежная мода. Причудливые очертания комбинации приборов, многокнопочной центральной консоли. Рулевое колесо странного сечения изобилует загадочными утолщениями. На этом больше хочется играть, нежели с этим ездить, открывая все новые функции и уровни. Раздражает? Не нравится? Не стоит спешить и, сочно хлопнув дверцей, навсегда расставаться с машиной. Кажется, в какой-то момент создатели испугались собственной смелости и, дрогнув, переметнулись к практичности. Встретив, как и «Пежо», зауженным проемом водительской двери, «Фиеста» вдруг предлагает на удивление удобное, совсем взрослое сиденье с длинной, просторной подушкой, высокой спинкой и отменными диапазонами регулировок. Поначалу даже не верится, что все это возможно: под ногами удобные педали, справа рычаг вполне современного автомата, да и «климатик», показавшийся немного вычурным, на удивление логичен.

Многофункциональное рулевое колесо на «Фиесте» – опция.
Русифицированное меню – другим пример для подражания.

Но это только начало налаживания отношений. Оказывается, именно с ездовой программой у «Фиесты» все в порядке. Конечно, мотор (1,4 л, 96 л.с.) темпераментом и напором уступает 120-сильному «Пежо», но это не главное. Ведь двигатель и автомат выполняют свою работу живо, слаженно, энергично. Машину не упрекнешь в недостатке резвости, разве что разгоняется не столь бурно, как «Пежо», куда мягче реагируя на нажатие акселератора. Добавим к этому весьма умеренный шум, отличные, понятные тормоза. Выделим настроенную управляемость, благодаря которой «Фиеста» хороша даже на скользкой заснеженной дороге. Руль – острый, реакции – мгновенные, а автомобиль, в отличие от предыдущего, удобен, понятен и послушен.

Кнопка Start/Stop – часть дополнительного оборудования, включающего разблокировку замков при приближении к автомобилю.

Увы, подкачали подвески: жесткие, упругие, шумные на неровностях, к тому же недостаточно энергоемкие. В предрасположенности к ровным, высококачественным дорогам «Пежо» и «Фиеста» солидарны.

НЕ ПРЕКРАСЕН, МОЖЕТ БЫТЬ, НАРУЖНО

На фоне двух предыдущих модников «Рено-Клио» выглядит скромнее, сдержаннее. Тем не менее обновление автомобилю определенно пошло на пользу. В округлых линиях кузова наметились грани и острые углы, машина смотрится по-новому.

Как и у «Пежо», салон «Клио» не предлагает ничего нового, неожиданного. Знакомая припухлость передней панели, подчеркнутая мягкими пластиками, традиционно заваленные от водителя рулевое колесо и комбинация приборов, коротенькие, словно подрезанные подрулевые переключатели. После «Пежо» и «Фиесты» здесь слишком спокойно и однообразно, не хватает экспрессии, ярких пятен, раздражающих факторов. Зато на совершенно бесхитростном сиденье удобно усаживаешься почти сразу – в одно-два движения, да и дверной проем «Клио» заметно больше, чем у конкурентов. Словом, демократично, сдержанно, удобно, да и возрастной ценз владельцев заметно шире. Самая серьезная претензия к эргономике «Клио» – неудобный педальный узел: затекает нога на педали газа, а чтобы нажать на тормоз, ступню приходится выворачивать.

Короткие подрулевые переключатели поначалу кажутся неполноценными, но работают безупречно.
Да-а-а, тумблеров многовато. Однако при столь невзрачной панели магнитолы такая гарнитура в «Рено» просто необходима.

Сбалансированность главенствует и в ездовых свойствах. Умеренный шум (да и то лишь после 3000 об/мин), в котором солирует двигатель, неплохая обзорность, хорошая, особенно на фоне конкурентов, плавность хода. «Рено-Клио» определенно подготовлен к российским дорогам.

В этом автомате предусмотрен даже зимний режим.

Подвески можно слегка пожурить лишь за упругость на мелких неровностях. Остальные они глотают, не поперхнувшись. Даже управляемость, не очень выразительная после заточенной под лихую езду «Фиесты», тем не менее, хороша. Автомобиль не напрягает излишней агрессией, понятен и надежен на любой дороге.

А вот отношения двигателя и автомата время от времени не ладятся. Собственно к мотору (1,6 л, 110 л.с.) претензий нет – энергичен, удобен в большинстве ситуаций, разве что не бодрит, когда требуешь полной отдачи сил. А вот коробка «Клио» выделяется некоторой взбалмошностью, особенно в городе. Она немного, но запаздывает: нажал на газ – автомобиль неторопливо принимает команду, отпустил педаль – долю секунды продолжает разгоняться. Приспособился, конечно, но иногда, особенно при резких маневрах, поминаю трансмиссию недобрым словом.

СНОВА О РАЗУМНОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ

Интересная метаморфоза: видишь подтянутый, симпатичный автомобиль – и без тени сомнения восклицаешь: «Новый «Фольксваген-Поло»!». А обойдешь вокруг раз-другой, и звучат иные слова: «Ну «Поло», ну новый...». Наверное, дело в сдержанности, рациональности стиля. С одной стороны, знакомый силуэт, которому все возрасты покорны, с другой – машине не хватает свободомыслия «Фиесты».

Все встает на свои места, когда дотрагиваешься до автомобиля в салоне. Ведь каждой рукояткой, тумблером, кнопочкой он подчеркивает: я – безупречен. Действительно, стоит протянуть руку – нужный рычажок нащупаешь там, где ожидаешь, пошевелишь ногой – она тут же находит нужную педаль. Даже климатическая установка здесь самая правильная и эффективная, руль регулируется в необходимых направлениях, да и диапазоны регулировок отвечают самым разнообразным параметрам водителей.

Откровенный прокол в эргономике: в темноте тумблер головного освещения отражается в стекле как раз напротив зеркала.
Кажется, мелочь, но по положению тумблера сразу не поймешь, с какого борта зеркало готово к регулировке.

На этом фоне кое-что вызывает неприятие. Спинка водительского кресла чрезмерно давит на лопатки. Как же так?! Джойстик регулировки наружных зеркал развернут относительно плоскости их перемещений. Неудобно! Очевидно, конструкторы сразу решили, что в «Поло» чаще будут ездить вдвоем, и зажали задних пассажиров и багажник.

Для России «Поло» комплектуют полноразмерной запаской.

Паспортные 1,4 л и 86 л.с. «Поло» не впечатляют – у иных конкурентов «лошадей» за сотню. Но «немец» рвет с места не хуже «Пежо». За несколько мгновенных, почти незаметных переключений привычное представление о возможностях бюджетного мотора меняется к лучшему. Хитрость – в 7-ступенчатой коробке DSG. Первые четыре передачи настроены исключительно на динамику, а три последующих – на экономичность. Стоит на ходу нажать акселератор, в бой, как правило, вступают четвертая или третья передачи. Добираешь до 130, сбрасываешь газ – включается более высокая передача, а в окошке маршрутника застывает цифра 7,0 л/100 км. Здорово! У иных конкурентов с автоматами на такой скорости средний расход поднимается до 11 л.

Конечно, возможности мотора небезграничны, на высоких скоростях динамика «Поло» постепенно слабеет. А в городе, в пробках, DSG иногда капризничает, выражая электронный протест нестабильным (то плавно, то рывком) движением с места. Так что и здесь приходится приспосабливаться к норову машины.

Но в остальном «Поло» хорош. Среди посторонних звуков в салоне преобладает шум шин, адаптированные к России подвески временами потряхивают слишком упруго. Зато очень удобны тормоза и управляемость. Благодаря настройкам шасси этот поначалу совершенно обычный по ощущениям автомобиль с удивительной легкостью берет самые коварные повороты. «Фольксваген» даже наводит на мысль: по-другому и быть не должно.

ВСЕ НА ВЫБОРЫ

Каким видится компактный городской автомобиль? Стильным или, наоборот, неброским? Наверное, он должен быть еще и динамичным, хотя в пробках это не очень важно. Вероятно, можно перечислить еще с десяток качеств, но пора вспомнить об одном очень весомом – цене. Пусть машины будут разные: противоречивые, норовистые, эгоистичные или, наоборот, чересчур правильные и практичные. В конце концов, покупатели найдутся для всех. Кто-то наверняка мечтает обладать выразительным и быстрым «Пежо-207» и готов мириться с некоторыми недостатками. Те, кто помоложе, скорее западут на жизнерадостную, но не очень практичную «Фиесту». Натурам рациональным покажется привлекательным немного сдержанный, зато самый универсальный в этой четверке «Рено-Клио». И, наконец, «Фольксваген-Поло» – своеобразный символ высокого качества технических решений и пример очень расчетливого подхода к созданию компактного городского автомобиля.

Приборы 207-го смотрятся оригинально, но в темноте подсвеченные изнутри цифры читаются неважно.
Яркая комбинация приборов – и невзрач- ная «музыка», массивная баранка – и пло- ское, неудобное сиденье. «Пежо-207» словно не может решить – каким же быть?

В «Фиесте» за кнопочным и прочими фокусами скрывается вполне продуманная машина.
Лаконично, удобно, читаемо… Но «Клио» очень не хватает русификации меню.
В «Рено» поначалу чувствуешь себя слегка обделенным всевозможными игрушками. Впечатление это обманчиво.

Чуть мрачноватый фирменный дух – в каждой детали интерьера. Самая удачная деталь салона «Поло» – комбинация приборов.

СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ

Маленькие машинки… Кажется, они должны быть воздушными, прозрачными, невесомыми. Ведь автомобилю, созданному для суетливых городских улиц, просто необходима хорошая обзорность. И не только через зеркала заднего вида, в первую очередь – впереди и по сторонам. Не секрет, что современные машины усиленно защищают: уменьшают окна, делают толстенными пороги и стойки кузова. У трех испытуемых из четырех мы отметили недостаточную ширину дверных проемов – трудно предположить, что об их узости инженеры не догадываются. Но идут на компромисс, балансируя между удобством входа и пассивной безопасностью. Обилие звезд, полученных в тестах EuroNCAP, – это, конечно, здорово, но мы просто взглянули на машину глазами водителя.

«Пежо-207». Наружные зеркала довольно необычной формы сдвинуты к средней части дверей, что при маневрах заставляет изрядно крутить головой. Однако к зеркалам постепенно привыкаешь, чего не скажешь о массивной передней стойке кузова: за ее стильным изгибом спрячется не только человек, но и автомобиль.
«Форд-Фиеста». Стиль вновь господствует над обзорностью. Стойка кузова чуть менее массивна, чем у «Пежо», да и расположена иначе. В поворотах и на перекрестках приходится подныривать под нее, чтобы разглядеть обстановку. А стильные наружные зеркала, с точки зрения водителя, далеки от совершенства.
«Рено-Клио». И здесь передняя стойка на взгляд тяжеловата. Однако более вертикальное ее расположение позволило конструкторам «отодвинуть» деталь от глаз водителя, улучшив тем самым обзорность. Немного, но удобнее наружные зеркала, хотя серебристая вставка бликует и слегка отвлекает.
«Фольксваген-Поло». С точки зрения обзорности наиболее комфортен. Удобны и зеркала, особенно правое, на площади которого не экономили. Непонятно только, зачем в поле зрения водителя попадает мигалка поворотника, расположенная на зеркале. В темное время суток от ярких вспышек так и вздрагиваешь.

Автомобили на тест предоставлены компаниями: «Пежо Cитроен Рус», «Форд Россия», «Автофрамос», «Фольксваген Груп Рус».

Подпишитесь на «За рулем» в