Экспертиза аккумуляторов: Осенний марафон

Осень – самое время критически оценить состояние аккумуляторной батареи и при необходимости заменить ее новенькой. Какой? Выясняем в тест-марафоне длиною в 29 батарей.

По сравнению с испытаниями прошлых лет появились существенные отличия. Чтобы максимально уравнять шансы всех участников, мы больше не учитываем при расстановке мест их цену, теперь она влияет на рейтинг батарей только при равенстве технических показателей. Зато ввели тест, оценивающий поведение батареи, по неосторожности разряженной владельцем авто (не выключил фары!). Кроме того, и это важно, изменили оценку заявленного тока холодной прокрутки. Проверка этого тока по стандарту выводит в лидеры «слабаков», ставя батареи с большим заявленным током в заведомо невыгодную ситуацию. Но ведь выдать 600 А куда сложнее, чем, скажем, 470 А. Чтобы устранить несправедливость, мы решили оценивать не просто ток, а энергию, выдаваемую батареей в пусковом режиме: она учитывает и вольты, и амперы, и секунды.

Прежде чем приводить все батареи к общему знаменателю, заряжая их полностью, проверили реальное состояние образцов, лежавших на прилавках. Получилось не очень хорошо: остаточная резервная емкость – от 90 до 46 мин (столько минут батарея сможет «двигать» авто с умершим генератором; хороший показатель – не меньше 100 мин). Именно такую батарею покупатель получает в магазине как заведомо исправную, заряженную и годную к немедленной установке на автомобиль. Нам же пришлось перед испытаниями зарядить все!

Шесть номинаций

Объединяющим критерием выборки мы, как и прежде, сделали емкость – 60 А.ч. Высота приобретенных изделий различается на 11%, а заявленные токи – аж на 28%! Заметьте, первое никак не связано со вторым: большая батарея далеко не всегда является более мощной! А цены разнятся сильно: от 1600 до 3800 руб. Причем «дорого» и «хорошо» – вовсе не синонимы.

Оценки батареям выставляли на основании шести основных испытаний, перечисленных ниже.

Резервная емкость. Измеряется как время разряда (в минутах) током 25 А до напряжения 10,5 В. Чем дольше, тем лучше.

Лучший результат – Tyumen Battery: 108 мин. Худший – ПАЗ: 78 мин.

Энергетика разряда заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряют в несколько этапов: 10 с разряда заявленным током холодной прокрутки, далее разряд до напряжения 6,0 В током, уменьшенным на 40% от начального. Затем из вольтов, амперов и секунд получают джоули. Чем выше этот показатель, тем лучше.

Лучший результат – MEDALIST: 37,9 кДж. Худший – UNO: 15,17 кДж.

Разряд единым током 480 А при –18 °С. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Измеряют по аналогии с током холодной прокрутки. Чем выше напряжение на клеммах после 10 с разряда, тем лучше.

Лучший результат – MEDALIST: 8,26 В. Худший – UNO: 7,49 В.

Разряд единым током 480 А при –30 °С. Аналогично предыдущему испытанию, но уже при лютом морозе. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат – MEDALIST: 7,20 В. Худший – UNO и Delphi: 6,01 В.

Пуск мотора при разряде 50%. Оценивает пусковые характеристики батареи, наполовину разряженной после езды в пробках при большом количестве включенных энергопотребителей. Подсчитывали число «пусков мотора» при токе потребления 480 А и длительности попытки 10 с с последующей паузой 30 с. Испытания прекращали при снижении напряжения на клеммах до 6,0 В – длительность последней попытки измеряли в секундах. Чем больше результат, тем, естественно, лучше.

Лучший результат – VARTA, EXIDE и MEDALIST: три пуска и 4 с. Худший – UNO: один пуск и 1 с.

Восстановление после полного разряда. Имитирует ситуацию, вызванную полным разрядом батареи (забыли выключить свет и т. п.). Батареи полностью разряжали током 6 А и выдерживали в таком состоянии двое суток. Затем вновь заряжали и оценивали резервную емкость: чем она больше, тем лучше.

Лучший результат – «ЗВЕРЬ»: 107 мин. Худший – ПАЗ и Cobat Energy: 79 мин.

Что и как оценивали

Амперы, вольты, минуты, килограммы, градусы – из протокола ФГУ «21 НИИИ МО РФ». Баллы расставляли так: в каждом виде испытаний брали лучший и худшие результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл.

Все остальные участники получали промежуточные баллы согласно тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал 108 мин, а отстающий – 78 мин, то участник с результатом 97 мин получал 3,53 балла.

Энергетику разряда оценивали так. На первом этапе батарею разряжали заявленным током в течение 10 с – напряжение не должно упасть ниже 7,5 В. На втором этапе, после короткой паузы, батарею разряжали током в 60% от заявленного до напряжения 6,0 В, измеряя время разряда. Этот ток, помноженный на длительность разряда и на среднее напряжение второго этапа, как раз и характеризует приведенную энергию разряда.

Вводить весовые коэффициенты, повышающие значимость одного параметра по отношению к другому, мы умышленно не стали: все параметры признали равнозначными. В то же время приведенные нами цифры позволяют любому желающему составить свой собственный рейтинг.

Подпишитесь на «За рулем» в