Renault Megane: шапка-невидимка

Близкое знакомство с Renault Megane удивило владельца. Его мнение: это один из самых, если не самый недооцененный автомобиль на российском рынке. Пусть докажет...

Открыть глаза

Когда в начале июня я забирал в гараже свою новую французскую пятидверку сизо-голубого цвета, продажи модели еще только начались, и посему отсутствие очередного Renault Megane, третьего по счету поколения на улицах столицы мне казалось вполне естественным. Прошло три месяца, но и в сентябре мне так и не довелось встретить ни одного Megane, хотя родственных седанов Fluence на дорогах – в избытке. Почему же машину не замечают покупатели? Ответ найти очень непросто.

Renault Megane 1,6 16V MT Expression

Красивый и серьезный

По правде говоря, я не отношусь к поклонникам дизайна Renault, но Megane мне понравился – честно. На фоне хэтчбека предыдущего поколения, который, казалось, старался быть оригинальным исключительно ради самой оригинальности, нынешняя пятидверка выглядит очень сбалансированно – интеллигентной и изысканной, но не агрессивной или слащавой.

Только это все лирика. Куда важнее неожиданная практичность, обнаружившая себя через несколько недель городской эксплуатации.

Обратите внимание на внушительные молдинги по нижней кромке дверей – выполненные из некрашенного пластика, они оказались весьма полезными и на «ашановской» стоянке, где машины порой оставляют впритык друг к другу, и при параллельной парковке рядом с высоким бордюрным камнем. Не раз и не два молдинги-хранители спасали меня – вернее, лакокрасочное покрытие – от царапин и сколов. Черный пластиковый кантик защищает и передний, и задний бампер и при этом отнюдь не портит внешность машины, я бы даже сказал – подчеркивает ее. Не забудем и про стальную защиту картера: французы серьезно подходят к русификации автомобилей. Вот бы еще передний бампер подвесить на пару сантиметров выше – и геометрию Megane можно было бы признать идеальной для легковушки.

С обзорностью хуже: толстые стойки крыши затрудняют маневрирование задним ходом. Так что парктроник для хэтчбека будет не лишним.

Творческий внутри

Пожалуй, салон произвел на меня впечатление еще большее, чем внешность. Будто извиняясь за дешевизну отделочных материалов прежнего Megane, французы подошли к работе над ошибками творчески. Расхожая фраза о том, что такой интерьер украсил бы автомобиль классом выше, в данном случае истина: многие элементы отделки позаимствованы у более дорогих Laguna и Latitude . Это и эффектный блок климат-контроля, и удобная магнитола с наглядным дисплеем, который не бликует при любом освещении; а уж укутанное в мягкий пластик торпедо, отороченное стильными вставками под алюминий – и вовсе редкость для машины подобного уровня.

Со временем выяснилось, что салон не только симпатичный, но и очень практичный. Черная ткань обивки сидений и пластиковые дверные панели легко моются, мест для хранения всякой мелочевки в достатке – от вместительных карманов до объемного бокса-подлокотника. Порадовала даже приборная панель, которая не притягивает пыль, благодаря чему салон выглядит ухоженным и опрятным – далеко не всякий конкурент (на ум сразу приходит Peugeot 308) готов похвастать подобной чистоплотностью.

За три месяца у меня так и не появилось серьезных претензий к эргономике водительского места. Даже нелепо расположенная кнопка обогрева сидений – в слепой зоне сбоку на подушке кресла – не смущает. Ведь понять, включен обогрев или выключен, можно по загоревшейся пиктограмме на приборной панели. Безоговорочно понравилась ключ-карта «Свободные руки». Вообще-то к подобным игрушкам, равно как и к кнопке запуска мотора, я отношусь скептически. Вернее, относился раньше, ибо у Renault все работает как положено. Машина узнает тебя по карте в кармане джинсов, чтобы попасть в салон, достаточно потянуть за ручку, а мотор запускается нажатием кнопки одновременно с выжимом сцепления. Проще и быть не может!

И закрывается машина самостоятельно: стоит отойти от нее на пару метров, как раздается щелчок замков и контрольный писк «сигналки». Свободный доступ – незаменимая функция, когда нужно вытащить из багажника что-либо габаритное (вроде детской коляски), а руки заняты. Наконец, уходя из машины, не обязательно выключать фары. Megane сделает это сам, гарантируя, что за время ночной стоянки с горящим ближним светом не разрядится аккумулятор.

К шероховатостям можно отнести не слишком четкие переключения коробки передач. Озадачило и легкое русофобство автомобиля: в меню бортового компьютера, представьте себе, есть польский и китайский, но русского языка нет! Не хватает и «шоссейного» режима у переключателей поворотов, когда в ответ на легкое нажатие на подрулевой переключатель машина моргает три раза.

В целом, привыкать к продуманному, стильному и удобному салону «француза» не пришлось.

Тихий, но с характером

После первых километров я слегка загрустил: c таким мотором три месяца будут долгими, очень долгими. Я люблю, чтобы двигатель уверенно тянул с самой зоны холостых, но 1,6-литровой 16-клапанной рядной «четверке» мощностью 106 л. с. отчетливо наплевать на мои привычки – как раз тягой внизу двигатель и не отличается. Нечто похожее на пристойную динамику начинается лишь ближе к 4000 об/мин, и чтобы ехать бодро, мотор нужно крутить, крутить и еще раз крутить. Правда, постепенно дело пошло на лад – то ли со временем я приноровился к характеру двигателя, то ли и он сам после обкатки в 2000 км побежал шустрее, но в общем мы поладили.

Конечно, пришлось обзавестись новыми привычками. Теперь для езды быстрее потока нужно переключаться так, чтобы обороты не падали ниже 3500. Хорошо, что уши при этом не страдают – даже на высоких оборотах мотор шумит весьма умеренно. Особенно чувствуется разница по сравнению с топовой версией Logan, оснащенной тем же мотором. Там, где всенародно любимый бюджетный седан вынуждает сделать музыку погромче, Megane ничем не тревожит ваш покой: над шумоизоляцией французы поработали основательно.

Расход топлива, несмотря на постоянную работу на высоких оборотах, не вышел за рамки разумного. Прибавьте к специфической манере езды, на которую провоцирует машина, еще и постоянно включенный кондиционер, работавший буквально на пределе возможностей, – и 11,2 литра в городском цикле покажутся не самым плохим результатом.

Как правило езда на высоких оборотах часто провоцирует повышенный масляный аппетит мотора, однако за почти шесть тысяч километров уровень масла на щупе Megane не уменьшился ни на миллиметр.

На трассе характер мотора тоже требует привыкания. Конечно, Megane может разогнаться до 170 км/ч – и даже еще быстрее, наверное. Вот только для того, чтобы стать своим в левом ряду Новорижского шоссе, нужно привыкнуть ехать с утопленной в пол педалью газа. Иначе – никак. На 5000–5500 об/мин звон мотора уж тонет в аэродинамических шумах, и, опять же, тяжелая правая нога не сказывается на расходе – 7,2 л в загородном режиме. Вот только тормозить с такой скорости не хочется: повторное ускорение со 120 до 170 км/ч займет немало времени. Впрочем, оно и понятно: сотня сил, объем всего «один и шесть»…

Отзывчивый

Тормоза у Megane отличные – без разговоров. Очень цепкие диски, отлично откалиброванная педаль тормоза, совсем не по-паникерски настроенная ABS – у меня к ним претензий нет.

Приятно удивила и управляемость. Ярких драйверских качеств, как у Focus или Golf, Megane не проявил, однако прогресс по сравнению с предшественником очевиден. Улучшилась обратная связь на руле – усилитель предыдущей модели был просто отвратительным по ощущениям. Кроме того, автомобиль куда увереннее держит дорогу на высокой скорости – не рыскает, не раскачивается, не реагирует на колейность. Очень сбалансированное шасси! Причем ни разу за три месяца не потребовалось вмешательство ESP: в штатных ситуациях, в том числе и на мокрой дороге, шасси и тормоза Megane позволяют забыть о системе динамической стабилизации.

Радует плавность хода. Опять же, лучше всего это чувствуется, если пересесть в Megane, скажем, с Peugeot 308 или Kia Ceed. Вроде бы не самые жесткие машины, но после них Megane воспринимается ковром-самолетом – кажется, что качество дорог значительно улучшилось.

Отличный семьянин

Еще со времени первой встречи с Megane я обратил внимание на тесноватый диван. Тем не менее, претензий от своих домашних, несмотря на все опасения, так и не услышал. Да, задний ряд французского хэтча действительно один из самых скромных в классе. Если за рулем водитель ростом 185 см, то за ним без напряга устроится лишь тот, кто не выше 175 см. Но что не подходит квартету баскетболистов, вполне сойдет для нужд молодой семьи с годовалым ребенком. Кстати, детское кресло можно устанавливать и спереди, и сзади: крепления isofix предусмотрены как на диване, так и на правом переднем сиденье. Пассажирская подушка отключается поворотом флажка в торце торпедо. Причем, переведенная на русский язык наклейка-напоминалка о том, зачем и как вырубать air-bag, висит буквально над носом – на правом противосолнечном козырьке.

Трюм у Megane на первый взгляд так себе – всего 370 л. Правда, сложив спинку дивана, объем можно увеличить аж втрое. Но полезных тайничков в подполье, как в Scenic, у хэтча не предусмотрено. Тем не менее, проявив некоторую смекалку, в багажник и салон мы смогли упихать столько поклажи, что при разгрузке поразились – и как это все поместилось?

Можно нам его оставить?

В итоге же после пяти с половиной тысяч километров и трех месяцев эксплуатации расставаться с машиной не хотелось. Он реально понравился всей нашей семье. Но почему же тогда покупатели бойкотируют хетчбек, голосуя своими рублями за Fluence? Дело в том, что оба автомобиля стоят одинаково. При прочих равных у Fluence более просторный за счет увеличенной колесной базы задний ряд и куда более популярный в народе тип кузова. Классический седан в России завсегда престижнее пятидверки.

Но есть надежда, что слабые продажи хэтчбека не пройдут незамеченными для коммерческого отдела Renault; и уже следующей весной, когда на заводе «Автофрамос» начнется крупноузловая сборка Megane и Fluence, ценники на эти достойные автомобили обретут более логичный вид.

На первый взгляд Megane кажется просто «еще одним хэтчбеком», да и со слабоватым мотором к тому же. Но со временем вы наверняка крепко к нему привяжетесь. Машина не на словах, а на деле оказалась очень удобной в эксплуатации, комфортабельной и нетребовательной. А все, чего ей не хватает, – это хотя бы символически более низкой, чем у брата Fluence, цены.

Идеальный вариант

В России 5-дверный Megane третьего поколения турецкой сборки можно купить с единственным 1,6-литровым 106-сильным двигателем за 565 900 руб. Это автомобиль с 5-ступенчатой «механикой» и приличным уровнем оснащения, включающим фронтальные эйр-бэги, передние электростеклоподъемники, борткомпьютер и кондиционер. Comfort дороже на 35 тысяч и принципиально богаче на боковые подушки безопасности и всякие мелочи вроде поясничного упора водительского кресла и подголовников дивана. Действительно же хорошо оснащенной можно назвать версию Expression (от 631 000 руб.) с полным комплектом подушек безопасности, улучшенной «музыкой» и климат-контролем. Кроме того, для этой версии можно заказать ряд любопытных «допов» вроде литых дисков, ключа-карты «Свободные руки», ESP. Впрочем, из действительно необходимых опций мы бы рекомендовали лишь ключ-карту, а от всего остального можно с чистой совестью отказаться. Наконец, топ-исполнение Privilege подразумевает «автомат». Не советуем: древний 4-ступенчатый DP2 слишком задумчив и не шибко надежен.

Мнения

Алексей Сергеев, редактор-испытатель «Купи авто»:

Если выберете Megane с АКП, не обессудьте: более медленную машину «гольф»-класса еще поискать. Все-таки 13,9 с до сотни – отнюдь не выдающийся показатель. С другой стороны, Renault красив, приятно удобен в салоне, радует отсутствием «азиатчины» в отделке. Вот только если бы я подбирал Megane для себя, то остановился бы на… 2-литровом универсале. Одна незадача – у нас его не продают и, похоже, не собираются. Увы и ах…

Вадим Михалев, редактор-испытатель «Купи авто»:

В Megane меня не покидало ощущение домашнего уюта: качественные детали интерьера, перекочевавшие с Laguna, успешно дополнили демократичный по сути интерьер. Кроме того, казалось бы заурядный по характеристикам мотор позволил не просто уверенно держаться в городском потоке, но даже порой показать зубы другим участникам движения.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Renault Megane (3)

— Хороший автомобиль, советую брать.
Renault Megane  2004
/ срок владения: более 5 лет

Достоинства:

Прекрасная подвеска, сочетающая высокую управляемость с комфортом и безопасностью. Отличный двигатель с фазорегулятором, очень тяговитый на низах и звереющий на верхах. Прекрасный стиль в дизайне и удобный салон с множеством кармашков.

Недостатки:

Электронная педаль газа, работающая с задержкой в полсекунды, требует привыкания. Электроусилитель руля очень комфортен при летней езде, особенно на горных серпантинах - но пугает на скользкой зимней дороге своей пустотой.

Комментарий:

Сошел с конвейера в октябре 2004 в Бурсе. Куплен в декабре 2004 в Инком-Авто, продолжает эксплуатироваться сегодня, пробег 152 тыс км, обслуживался только у официала, бензин только 95-й. Последний межсервисный интервал был 20 тысяч км, от пробега 127тыс.км до 147 тыс.км. Масло не ест вовсе, хотя гоняю автомобиль в хвост и в гриву, кручу мотор до отсечки 6500 рпм. За длительный срок подтвердилось национальное качество французской продукции - чем дольше выдержка, тем выше вкусовые качества. На первых годах были терки - заменили фазорегулятор (первой версии на третью) на пробеге 60 тысяч км, умер левый передний электростеклоподъемник, на 75 тыс км опорные подшипники. Ну там после рычаги подвески, рулевые тяги, по износу - это как у всех одноклассников. На 11 году жизни поменяли сайлентблоки задней балки, месяца три назад умерло сцепление на пробеге 141 тыс км. По кузову. Обалденный пластик у бамперов, многократно атаковав мерзлые сугробы, выворачивал его наизнанку. Форма восстанавливается простым нажатием пальцами с изнанки, причем следов деформации не остается. Кузов полностью оцинкован. Езжу с 2010 года с мятой раной от левой задней двери до колесной арки - напоролся на железную трубу ограждения под снегом во дворах. Краска в этом месте облупленная, серый оцинкованный металл 7-й год не ржавеет.

+1