Программа утилизации: Старый грузовик на новый

Когда стартует программа утилизации старых грузовиков? Не отказалось ли от нее правительство? Вопрос возникает, поскольку о ней давно нет информации. Многое проясняет Ашот Арутюнян, член рабочей комиссии Минпромторга РФ.

- Ашот, скажите, пожалуйста, прежде всего: когда? Многих, уверен, интересует хотя бы приблизительный срок. И хотели бы не очень долго ждать, ведь механизм можно перенять у «легковой» программы утилизации…

В 2011 не успеем

- Минпромторг планировал, что успеем начать в 2011 году, но не получается: слишком много оказалось специфических вопросов. Предыдущий опыт пригодился лишь отчасти. И сразу замечу, дело не в сложностях финансирования.

С легковыми автомобилями проще: их несложно погрузить на эвакуаторы и отвезти к пункту утилизации, доставить железнодорожным транспортом на расстояние до 500 км. С грузовиками все иначе - нужны специальные ломовозы, но они не смогут доставлять утилизируемые грузовики на такие расстояния. Это — проблема логистики. Возможное решение - накапливать предъявленные грузовики у дилеров, откуда утилизатор сможет их забирать.

Вторая проблема технологическая: переработать металл большегрузной машины – процесс более трудоемкий, нужно специальное оборудование. Необходимо разделить жидкости и резину. В итоге утилизация грузовиков обходится дороже, и надо подсчитать, в какую сумму выльются затраты в масштабах государства.

Финансовая сторона. Какие деньги необходимо заплатить каждому из участников проекта? Каков должен быть размер премии для владельцев сданных автомобилей, какие затраты понесет утилизатор и дилер?..

60 тысяч старых колымаг

И социальный аспект. Сегодня парк зарегистрированных в ГИБДД грузовых автомобилей составляет более 1,5 млн. единиц. Самых старых, в возрасте более 28 лет, — около 60 тысяч. Именно их прежде всего требуется заменить новыми. Они морально и физически устарели, губят экологию, таят опасность для участников движения, в том числе самих владельцев. Самый простой способ - запретить эксплуатацию таких грузовиков. Но тогда мы лишим десятки тысяч людей возможности эксплуатировать эти машины, а значит, отнимем у людей заработок.

Еще один вопрос – о возможностях отечественных производителей. Мы прогнозируем, что рынок грузовиков в РФ в 2011 г. составит 72 тыс. ед. Если за счет запрета использования старых машин спрос вырастет дополнительно на 60 тыс. автомобилей, то российские производители физически не смогут произвести востребованное количество машин. Разница будет замещена импортом. Тогда сложится парадоксальная ситуация: за счет российского бюджета мы поддержим зарубежных производителей. Прежде всего, — и гадать не приходится — китайских.

Полный запрет на эксплуатацию старых машин неприемлем еще и потому, что их владельцы в своем большинстве не настолько богаты, чтобы, получив утилизационную премию, сразу добавить к ней сумму, необходимую для покупки нового автомобиля-кормильца.

Сдал - получил

— Какого размера может быть эта премия? И в целом, к чему готовиться тем, кто намерен поменять машину в рамках «грузовой» программы утилизации?

— Наши исследования показывают, что при утилизационной премии в размере 10% от стоимости новой машины примерно каждый пятый владелец готов сдать свой автомобиль и купить новый. Предварительно при подготовке государственной программы рассматривался именно такой размер выплат. Замечу, примерно столько же «стоит» сертификат «легковой» программы. Если принять в расчет, что средняя цена нового грузовика КамАЗ (без НДС) составляет порядка 1,5 млн. руб., премия может составить около 150 тыс. руб.

Хочу обратить внимание, эту сумму нельзя воспринимать как окончательно утвержденную, но величина будет примерно такой. Не исключено, что часть премии придется направить на компенсацию расходов участников реализации программы.

— Посредников?

Звенья механизма

Нет, речь идет о «рабочих звеньях»: клиент – дилер - утилизатор. Скорее всего, остановимся на решении (по меньшей мере, на начальном этапе выполнения программы), что в утилизацию принимаем только те автомобили, которые доберутся до пункта сдачи своим ходом. Чтобы старые машины не пришлось гнать за тридевять земель, собираемся подключить дилеров автозаводов — они ближе всех к потребителям.

У дилеров забот появится много: найти площадки-накопители для сданных машин, принимать «металлолом», оформлять бумаги. Придется оплачивать аренду площадок, нанимать и оплачивать дополнительных рабочих… Это все накладные расходы, и их придется покрывать.

Еще одно звено — ГИБДД. Служба регистрации попросит определенной оплаты за снятие машин с учета.

Следующие в цепочке — утилизационные предприятия. Они бесплатно получат, затем продадут металлолом – и на этом смогут заработать.

Таким образом, сложились основа стратегии программы и механизм ее реализации.

От старого до нового - миллион

— Как вы считаете, Ашот, насколько программа будет популярна — настолько же, как «легковая»? По условиям «легковой», тебе дают 50 тыс. руб., и чтобы взамен старой машины взять новую, скажем, ВАЗовскую, нужно доплатить 200-250 тысяч. А получив за «убитый» КамАЗ 150 тысяч, понадобится доплатить столько же, но еще и плюс миллион! Разница, мягко говоря, есть.

— Мы искали ответ. Для этого провели два опроса - на сайте Минпромторга и на сайте КАМАЗа. Главная задача — понять при какой утилизационной премии владелец готов сдать свой старый автомобиль и купить новый. Ее размер нужно сопоставлять не только со стоимостью новой машины, но и с рыночной стоимостью той, которую владелец сдает. После 28 лет эксплуатации — по бездорожью, под постоянными нагрузками — эти долгожители стоят не больше, чем будет предложено по программе утилизации. И потом, надо учесть, что в принципе продать старый грузовик совсем непросто.

Безусловно, нужно сделать поправку к полученным данным. Далеко не все машины на ходу. По нашим оценкам, примерно половина машин из числа зарегистрированных способны передвигаться самостоятельно и смогут быть представлены к утилизации.

Если говорить о машинах старше 28 лет, то таких наберется около 30 тыс. единиц. Надеемся, что все они в один момент не ринуться в сторону утилизационных пунктов. Но так или иначе, напряженной работы автопрому хватит на год вперед. Далее программу можно продлить на больший период.

+ лизинг

К вопросу о размере премии добавлю, что менее состоятельные владельцы старых автомобилей помощь получат: они смогут воспользоваться услугами лизинговых компаний — предъявят свои сертификаты и приобретут новые машины в лизинг. В данном проекте необходимо участие государственных лизинговых компаний, таких как ГТЛК, «Росагролизинг» и лизинговых компаний производителей. К примеру, в нем готова участвовать «Лизинговая компания «КамАЗ». Нет сомнений, что к программе примкнут банки и другие финансовые организации. Как показала «легковая» программа, для них это дело выгодное.

Проблема - дилерская сеть

— Создавая проект, обычно предполагают и пессимистический сценарий развития событий. Что может помешать «грузовой» утилизации?

— Существует одна очевидная сложность. Программа федеральная, а значит нужно обеспечить, чтобы она реализовывалась одинаково эффективно во всех регионах страны. Но если в Европейской части РФ сеть дилеров (а они — узловое звено) развита неплохо, то за Уралом куда слабее.

Могут возникнуть и дополнительные сложности, которые мы не можем спрогнозировать в данный момент. Чтобы понять, что можно ожидать, КАМАЗ в ближайшее время намерен развернуть собственный проект утилизации грузовиков. Такой эксперимент пройдет в 2-3 регионах, в первую очередь, в Татарстане и, возможно, в Москве и Санкт-Петербурге.

Непреодолимых же препятствий нет. Правительство страны прекрасно осознает, что без омоложения грузового парка, модернизации транспортной инфраструктуры невозможно повысить безопасность на дорогах, нарастить потенциал отрасли грузоперевозок, не в последнюю очередь, эффективность строительной индустрии и, разумеется, улучшить экологическую среду. Задача амбициозная, но выполнимая.

Подпишитесь на «За рулем» в