Форсунка еще прослужит

Ремонтировать аппаратуру Common Rail можно и в ремзоне перевозчика – если приобрести диагностический стенд.

Кому-то везет – никаких проблем с топливной аппаратурой. Ни на одной из машин в парке. И, отработав по полной программе лет пять, техника возвращается лизинговой компании с родными форсунками – иногда и такое бывает.

А вот те, кому волей-неволей приходится заправляться где придется, например, чьи маршруты проходят через глубинку, аж стонут от разорительных счетов за ремонт дизельной аппаратуры, которая на иномарках дорога до неприличия. Порой сервисные центры официальных дилеров объявляют за комплект форсунок до 300 000 рублей! Так известно, у них самый популярный вид ремонта – замена узла в сборе...

Экономим 300 тысяч

Альтернатива – независимые ремонтные предприятия, умеющие перебирать узлы топливной аппаратуры. Еще выгоднее для перевозчика – делать это в собственной ремзоне. Не только потому, что дешевле, но и главное – быстрее. Вернулся водитель на базу вечером, дал заявку мастеру – мол, белый дым повалил из трубы, и утром он уже поедет на линию с абсолютно исправным мотором. Разумеется, потребуется диагностическое оборудование: узлы современной топливной аппаратуры Common Rail на верстаке, как камазовский ТНВД, не отремонтируешь. Тут главное – понять, в чем конкретно неисправность, чтобы обойтись заменой не узла в сборе, а его относительно недорогих составляющих.

Вовсе не обязательно приобретать стенд именитой немецкой фирмы. Разумной альтернативой бюджетным моделям отечественного или китайского производства может служить оборудование из Турции – например, марки MakTest, представленной в России компанией «Барклай Холдинг».

Стенд модели ТК 1026 предназначен для проверки форсунок систем Common Rail – в его обновляемой базе данных заложены все тест-планы фирм Bosch, Denso, Delphi, Siemens и Caterpillar для коммерческой техники. Точность прибора достаточна для фиксации малейших отклонений в электрических параметрах катушки и упругости пружины соленоида – на моделях с электромагнитными клапанами, а также в работе пьезогидравлических форсунок.

Работать на «тысяче двадцать шестом» сможет любой мастер-топливщик – никакой суперквалификации не требуется. Хотя для асов своего дела предусмотрен ручной режим диагностики, позволяющий без тест-плана углубленно проверять нужные параметры и пропускать ненужные. Но чаще всего пользуются полностью автоматическим режимом, который длится обычно около семи минут. Снятую с мотора форсунку закрепляют на стенде, подобрав из комплекта нужный адаптер, подсоединяют топливные трубопроводы, выбирают на сенсорном 10-дюймовом дисплее номер данной форсунки по каталогу фирмы (он же выбит на корпусе), и начинается первый этап проверки: прогрев до рабочей температуры, испытание под давлением на утечки, измерение объема подачи в обычном и стартерном режимах. Результаты выводятся на дисплей, и полученные таблицы можно распечатать как обычный файл – программа совместима с операционной системой Windows XP.

Проблемы и решения

На втором этапе мастер оценивает качество распыления топлива – визуально, через прозрачный экран. Трехкратный впрыск за один рабочий цикл позволяет диагностировать самые современные пьезогидравлические форсунки, которые выпускает, например, фирма Siemens. Откачивающий насос удаляет и фильтрует пары топлива из камеры. При отклонении от нормы производится очистка распылителя с помощью ультразвука.

Если проблема серьезнее – показано вскрытие. Форсунку снимают со стенда и разбирают. Разумеется, тут необходим специнструмент. Часть его придется купить, но бывалые мастера существенно экономят, изготавливая некоторые ключи самостоятельно. Одно из важнейших условий успешного ремонта – чистота в рабочей зоне.

В составе форсунки Common Rail множество мелких деталей, которые берут пинцетом и укладывают в специальный лоток. Потеря хотя бы одной, даже самой маленькой, перечеркивает весь предыдущий труд и нередко влечет за собой покупку новой форсунки. Обратная ситуация, когда после сборки на лотке остается «лишняя» деталь, тоже указывает на бессмысленную потерю времени, но гораздо более оптимистична: всегда есть шанс снова все разобрать и пристроить «лишнюю запчасть» на ее законное место. При дефектовке деталей, например, седел клапанов, весьма полезен микроскоп.

Оптимальный вид ремонта – замена сопрягаемой пары. Для многих моделей форсунок Common Rail фирмы поставляют оригинальные комплекты «расходников»: мультипликаторы, шарики, прокладки и пр. Использовать «левые» запчасти рискованно: если узел развалится при работе и его обломки упадут в цилиндр, а потом окажутся под тарелкой клапана, вам светит дорогостоящий ремонт мотора и длительный простой машины. Сборка форсунки – весьма ответственная процедура, пренебрежение точностью усилия затяжки резьбовых соединений чревато последующим выходом узла из строя. Отремонтированную форсунку снова закрепляем на стенде и проверяем все параметры. Если они в норме, форсунку ставим на двигатель, и машина готова к работе. Если такая оперативность в ремонте действительно важна для вашего предприятия, цена стенда MakTest ТК 1026 – 813 000 рублей – покажется вполне приемлемой.

Подпишитесь на «За рулем» в