Авторынок итоги 2010 года: К нашему шалашу

Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс! Успехи по темпам вывода из кризиса, которые демонстрирует национальный автомобильный рынок, действительно выглядят обнадеживающе: за 2010 год продажи выросли на 29,3%. Но еще более впечатляет не сам рост, а те качественные изменения, которыми он сопровождается.

По скорости набора «рыночной массы» Россия обогнала США и Бразилию с их 11% роста, оставила далеко позади Японию, ограничившуюся 7%, и уступила лишь Китаю, прибавившему значительные 33,2%. Впрочем, автомобильный рынок Поднебесной – вещь в себе: он продолжает демонстрировать положительные показатели даже в самые тяжелые для мировой экономики времена. Да и куда всем остальным тягаться с 18 миллионами новых машин, которые ежегодно поглощает китайский народ?

Мы же в 2008-м провалились глубоко и теперь активно выбираемся из ямы. В немалой степени эту заслугу можно приписать одному крайне значимому фактору, который в последнее время приобрел характер тенденции – стремительный рост доли продаж машин иностранных марок, изготовленных в России.

По сравнению с 2009 годом более чем на четверть снизился прямой импорт новых машин, в то же время общий рост производства легковых автомобилей в нашей стране за 2010 год составил 101%. Но успех “отечественных иномарок” куда более наглядно отражают другие цифры: 212,5% – именно такой умопомрачительный показатель принес нам ушедший год!

При этом традиционный отечественный автопром оказался не столь успешен: объем продаж исконно российских марок вырос только в полтора раза. Вряд ли в ближайшее время что-либо сможет сократить экспансию русифицированных иномарок. В 2007 году они впервые завладели большей частью российского рынка, а в прошедшем году побили отечественные модели на их родном поле – почти 52% произведенных в нашей стране автомобилей имеют нерусскую родословную.

Вот оно, долгожданное возрождение национальной автомобильной промышленности, о котором так пекутся патриоты и почвенники – не надо лишь мешать процессу наступления современных конкурентоспособных технологий на старые, советских времен производства. Картина будущего аналитикам авторитетного агентства PWC видится в том же свете: по их сценариям, продажи российских брендов в 2011 году вырастут всего на 0–5%, в то время как иномаркам российского производства сулится прибавка в 40–80%.

И все это, заметьте, вопреки титаническим усилиям государства поддержать АвтоВАЗ с использованием самых разных инструментов – субсидий, программы утилизации и льготного кредитования. Иностранным же компаниям приходится рассчитывать в первую очередь на собственные силы. Кстати, именно они во многом способствовали возрождению рынка кредитования – в частности, путем создания своих, “карманных” банков, деятельность которых нацелена не столько на извлечение прибыли, сколько на стимуляцию продаж.

В России уже вовсю действуют “Тойота-Банк”, “Мерседес-Бенц-Банк-Рус”, “Фольксваген-Банк-Рус”, собственные кредитные организации есть у “Пежо-Ситроен”, БМВ, “Мицубиси”, а в ближайшем будущем появится еще и “Рено-Креди-Интернасьональ-Банк”. Остальные тоже не сидят на месте, а запускают специализированные программы типа “Форд-Кредит” или “Ниссан-Финанс”, предлагая машины на специальных условиях.

И хотя в 2010 году ставки уменьшились значительно, доля автомобилей, проданных в кредит, все еще недотягивает до предкризисной: если раньше кредитной была каждая вторая машина, то сейчас лишь каждая третья. Кредитование – поистине локомотив автомобильной промышленности, особенно в России, где машины дороже, а зарплаты ниже, чем в развитых странах. И это противоречие, увы, только углубляется: автомобили продолжают дорожать, хотя зарубежные концерны открывают у нас все новые и новые производственные мощности как раз с целью сдерживать рост цен.

По мнению аналитиков “Автостата”, машины иностранных марок в 2010 году стали дороже на 10%: в среднем $28 790 против $26 190. Сыграла свою роль и окончательная распродажа машин 2008 года выпуска, приобрести которые можно было с ощутимым дисконтом. Уже в наступившем году объявлением о повышении цен нас порадовали “Ауди”, “Мерседес-Бенц” и АвтоВАЗ. Вялотекущее подорожание так или иначе затронет остальных игроков, причем это будет наиболее заметно у относительно доступных моделей, на которых держится рынок.

Десятка самых продаваемых сплошь состоит из представителей бюджетного класса, которые выпускают в России и Узбекистане – за исключением разве что корейского “Гетца”, дни которого сочтены. Лидирующим “Фокусу” и “Логану” в ближайшее время никто серьезно не угрожает – настолько далеко они оторвались от преследователей. Им придется “бодаться” между собой в попытках определиться, кто из них царь горы.

В 2010 году к финишу первым пришел “Фокус”, но в году нынешнем он рискует не удержать лидерства из-за пересменки – на замену нынешней машине спешит автомобиль третьего поколения. Ни кризис, ни возрождение рынка не оказали серьезного воздействия на зоны влияния разных классов: разве что “гольф”-класс поправился на 0,8%, компактные кроссоверы увеличили свое присутствие на 1,6%, еще 0,3% отвоевали представители бизнес-класса, и только средний класс потерял 1,2%.

Ведущая пятерка автомобильных компаний перестроила свои ряды с точностью до наоборот. “Киа” с пятого места перескочила на первое и бьет конкурентов низкой ценой и количеством популярных моделей как хочет – российский завод "Автотор" позволяет любые вольности. Правда, в последнем квартале она слегка подрастеряла достигнутое преимущество, уступив по темпам роста следующим за ней маркам – “Рено” и “Форду”, тоже опирающимся на свои местные предприятия. Но уже скоро появятся на свет новые поколения “Рио” и “Пиканто”, которые могут стать серьезным оружием корейцев в борьбе за сохранение лидерства.

“Шевроле” упустила лидерство в основном из-за прекращения продаж “Ланоса”. Если же к ее результату прибавить 17 541 украинский ЗАЗ, то американская марка будет занимать куда более высокое место. Среди дружно провалившихся в последние два года японцев “Мицубиси” и “Ниссан”, развернувшие производственные мощности в России, уже вышли в плюс. В худшем положении те, кто пока не натурализовался на нашем рынке, но они также извлекли уроки из своего провала, внимательнее занявшись логистикой и планированием.

Так, “Мазда” более чем в два раза сократила отставание от 2009 года, доведя его до 18,7%. Подробнее от первого лица:

Директор по маркетингу “Мазда Мотор Рус” Андрей ГЛАЗКОВ

Директор по маркетингу “Мазда Мотор Рус” Андрей ГЛАЗКОВ

“Мазда” попала в сложную ситуацию, но успешно борется за восстановление своих позиций. Рассказывает директор по маркетингу “Мазда Мотор Рус” Андрей ГЛАЗКОВ:

– Выбраться на твердую почву нам помог системный подход к анализу ситуации. Еще по итогам III квартала мы проигрывали в темпах роста почти 40% по сравнению с тем же периодом 2009 года. Но нам удалось убедить японцев увеличить квоту автомобилей, выделяемых российскому рынку.

Ведь именно в их недоверии к возможностям восстановления российской экономики и крылась основная причина нашего падения.

В результате отставание темпов роста к концу года сократилось до 18,7%. Конечно, основной прирост в 2011 году дадут бюджетные автомобили иностранных марок, произведенные в России, но наша задача на ближайшее время – удержать тот рубеж в 7% от импорта, которого мы достигли год назад.

ДАЛЕЕ

Пока не ладятся дела только у “Хонды”, которая проигрывает в темпах роста целых 21,8%. В противоположность азиатам, тройка немецких представителей премиум-сегмента – БМВ, “Мерседес-Бенц” и “Ауди” – уверенно держится на 16, 17 и 18 местах, не подавая никаких признаков усталости от гонки. Впрочем, они-то воюют отнюдь не числом.

Несмотря на вполне осязаемые успехи нашего автомобильного рынка, надо понимать, что возможно всякое развитие событий. Мы не отделены от остального мира железным занавесом, о чем постоянно должен напоминать 2008 год. Тогда надежды на мощную подушку безопасности в виде Стабфонда разлетелись в пух и прах, а мы, грохнувшись с высоты своего самомнения, пребольно ударились о дно кризиса.

Европа, наш ближайший сосед и влиятельный партнер, не смогла остановить свое падение и закончила год с минусом в 5,5%. Больше всех огорчила Германия, которая потеряла внушительные 23,4% по сравнению с 2009 годом. И пока дела у соседей идут не ахти, всегда существует вероятность, что их проблемы могут стать и нашими проблемами.

От первого лица:

Не для всех автомобильных марок в России кризис обернулся катастрофой.

“Ситроен”, например, по итогам года потерял всего 2,4% по сравнению с 2008-м.

Жан-Луи ШАМЛА, генеральный директор “Ситроен-Россия” объясняет:

– Мы предлагали покупателям широкий модельный ряд современных автомобилей, придерживались взвешенной ценовой политики и постоянно корректировали свои финансовые программы.

Помимо этого мы активно расширяли дилерскую сеть, улучшали качество продаж и сервисного обслуживания, особенно – в сложной финансово-экономической ситуации.

И наши усилия принесли неплохие результаты.

Важным шагом стало открытие собственного производства на заводе в Калуге, с конвейера которого первыми сошли С4 и “С-Кроссер”.

СУМАСШЕДШИЙ СПУРТ

Из первой десятки семь моделей собирают в России, а еще одну – на сопредельной Украине. “Логан” не потерял своего двукратного преимущества над ближайшим преследователем, а на помощь ему уже движется “Сандеро”, пробившийся за последний квартал с 7-го на 6-е место.

РАЗДВОЕНИЕ ПРЕТЕНДЕНТА

И вновь в первых рядах – автомобили местного производства, занявшие семь из десяти призовых позиций. Оставим в стороне недостижимый и вечно омолаживающийся “Фокус” и непотопляемую старушку “Нексию”.

Начиная с середины весны 2010 года резко взяла разбег “Октавия”, по большей части собирающаяся в России. Ее ежемесячные продажи увеличились в полтора раза, что позволило ей перепрыгнуть сразу через пять позиций. Появился в топ-15 и похорошевший “Церато”.

Впрочем, немалая для корейского автомобиля цена не даст “Киа” подняться в таблице слишком высоко. За ним по пятам следует “Хёндай-i30”, который покупатели распробовали-таки в 2010 году. Смена поколений не пустила “Астру” выше пятого места, однако спрос на эту машину превышает предложение.

ПАРТНЕРЫ ПО ТАНЦАМ

“Мондео” и “Пассат” российской сборки в туре вальса вокруг “Мазды6” поменялись местами: огромный, комфортабельный, недавно обновленный “Мондео” без труда вышел на первое место.

ГАЗ хочет получить максимум дивидендов от госпрограммы по утилизации, и небезуспешно: за последний квартал 2010 года продажи “Сибера” выросли на целых 88%. “Аккорд”, провалившийся в конце лета – начале осени, отыграл утерянные позиции.

А вот “Авенсису” этого сделать не удалось: он так и не вернулся на свое 4-е место. С середины года набрал обороты “Аутбек”, имеющий в качестве конкурентного преимущества полный привод.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ ПОБЕДИЛ

Новая внешность 5-й серии поначалу смутила покупателей, и БМВ откатился с третьего места на пятое, уступив более традиционному Е-классу. Но уже в конце весны он вернул себе доверие благодаря превосходной технической начинке и начал путь наверх к утерянным позициям.

Одновременно его соплатформенник БМВ-GT поднялся с 13-го на 8-е место. “Инфинити-М” призадумался в ожидании нового поколения и не смог повторить даже невысокий результат прошлого года.

НЕПРЕРЕКАЕМЫЙ АВТОРИТЕТ

Далеко за спиной неоспоримого лидера “Аутлендера-XL” ноздря в ноздрю идет четверка соперников – “Санта-Фе”, “Соренто”, RX и Q5. Но если “Хёндай” и “Ауди” находятся на спаде, то два оставшихся бойца пышут энергией.

“Каптива” сильно сдала, поэтому осеннее обновление придется ей очень кстати. Окончательно покинул ряды пятнадцати лучших “Пилот”, поскольку машины производства 2008–2009 годов с большими скидками закончились.

ДОРОГУ МОЛОДЫМ

Далеко вниз откатился “Си-Макс”, давно уже требовавший внимания дизайнеров. Вместе с ним постепенно уходят с рынка снятые с производства “Матрикс” и “Кросс-Истар”.

Обновленный “Ноут” вернул себе первое место, временно утерянное в середине года, но не смог занять принадлежавшую ему пятую часть рынка.

Новичок “Версо”, появившийся лишь осенью 2009 года, бодро карабкается к вершине, за ним пристроился “С3-Пикассо”, прыгнувший с 15-го на 6-е место. “Пежо-3008”, которому от роду всего-то 5 месяцев, стал в этом классе 9-м.

БОРЬБЫ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

“Кашкай” после провала в начале года, позволившего временно выйти на первые роли “Спортиджу”, восстановил дыхание и отобрал причитающееся ему по праву чемпионское место. “Киа”, впрочем, еще покажет себя, поскольку продажи нового поколения автомобиля только-только раскручиваются. В следующем году мы станем свидетелями их соперничества.

Калужский “Тигуан” хоть и карабкается наверх, но догнать питерский “Икс-Трейл” не может. Кстати, ожидаемого противостояния с “Кугой” у него так и не случилось, поскольку “Фордов” по итогам года было продано всего 1122 штуки. Преемник ушедшего на заслуженный отдых “Туссана”, “Хёндай-ix35” пока не достиг высот предшественника, но и 6-е место за три сезона продаж – совсем неплохо.

Еще один новичок – ASX также не стоит на месте: за полгода он добрался уже до 10-го места. Резко набрал с начала лета темп GLK, получивший дизельный двигатель и конкуренто-способную цену.

ПОЛНЫЙ ПРИВОД СДАЕТСЯ АЗИИ

В этом классе заметна активность азиатских моделей: “Кайрон” на 3-м месте, “Ховер” – на 9-м, “Рекстон” – на 14-м. И если “Кайрону” успех не в новинку, то два прочих показали себя только за последние полгода. Поменялись местами “Круизеры”, причем “Прадо” показал впечатляющий рост, удвоив свое присутствие.

Обновленный GL тем временем вплотную подобрался к своему сородичу M-класса. Взлет “Тагера” оказался недолгим, и он постепенно отступает с захваченных позиций.

РАЗНЫЕ ЛИГИ

Недосягаемые лидеры – “Мерседес-Бенц” и БМВ – играют в отдельной лиге, сражаясь между собой. В этом году S-классу удалось намного опередить “семерку”, от которой по итогам 2009 года он отставал всего на 57 машин.

“Панамера”, XJ, “Генезис” и “Экус” – новички на рынке, поэтому от них следовало ожидать либо стремительного взлета, либо полного провала. Но в этом классе симпатии покупателей на стороне европейских машин.

“Фаэтон” за свою долгую жизнь так и не смог заработать популярность, и осенью было представлено новое поколение автомобиля, на которое “Фольксваген” теперь возлагает определенные надежды.

НЕ ПО ПОГОДЕ

Что касается кабриолетов и прочих экзотических форм автомобильной жизни, то в нашем климате они не слишком прижились. Поэтому каждое мало-мальски заметное телодвижение в их стане сопровождается значительными изменениями в распределении мест.

Появился новый “Генезис-Купе” – скачок на 5-е место. Вышел на наш рынок “Ниссан-GT-R” – в десятку.

Прошел слух о появлении в скором времени следующего поколения БМВ 6-й серии – продажи старого встали.

ПАДЕНИЕ В ОЖИДАНИИ

Рынок ждет обновленную “Мазду” и родственного “Рейнджера”, поэтому их показатели, мягко скажем, далеки от блестящих. Дорогая “Навара” не выдерживает конкуренции с “Актионом” и NP300, а посему не может подняться по итогам года выше 11-го места.

А на верхних ступеньках прочно закрепились грузовичок L200 и “каблучок” “Партнер-Типи”. Одну позицию сумел отыграть “Кангу”.

БОГАТЫЙ ПОДАРОК

В стане динозавров советского автопрома продолжается пир духа: программу утилизации продлили на 2011-й. Впрочем, и прошлый год принес неплохие дивиденды – в первую очередь, АвтоВАЗу, который под ее эгидой пристроил в надежные руки почти 43% своих машин – большей частью дешевых, но морально устаревших еще в прошлом веке “пятерок” и “семерок”. Их продажи выросли более чем в два раза.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ

ИТОГО

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ МАРОК В РОССИИ

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ МАРОК В РОССИИ

ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РУССКОГО РЫНКА 2010 Г.

ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РУССКОГО РЫНКА 2010 Г.

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ В 2010 ГОДУ

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ В 2010 ГОДУ

РАЗНЫЕ ЛИГИ

Недосягаемые лидеры – “Мерседес-Бенц” и БМВ – играют в отдельной лиге, сражаясь между собой. В этом году S-классу удалось намного опередить “семерку”, от которой по итогам 2009 года он отставал всего на 57 машин. “Панамера”, XJ, “Генезис” и “Экус” – новички на рынке, поэтому от них следовало ожидать либо стремительного взлета, либо полного провала. Но в этом классе симпатии покупателей на стороне европейских машин. “Фаэтон” за свою долгую жизнь так и не смог заработать популярность, и осенью было представлено новое поколение автомобиля, на которое “Фольксваген” теперь возлагает определенные надежды.

Подпишитесь на «За рулем» в