Берегись, мотоциклы поехали!

За зиму от байкеров все отвыкли, теперь же их станет много. Сотни тысяч новичков за баранкой с полугодовыми правами еще не испытали это особенное явление на дороге. С нашенским мотоциклистом держи ухо востро: он не тепловоз — не раздавит, но дерзок и непредсказуем.

И если ты, автомобилист, попадешь в ДТП с «двухколесным», то, кто бы ни был виноват, совесть истерзает тебя: ведь он так уязвим!

Уровень опасности

Оцените растущую вероятность попасть в ДТП с двухколесным транспортом.

По результатам мониторинга мотоциклетного подразделения российского представительства BMW, парк мотоциклов в нашей стране увеличивается каждый год на 14-15 %. Такой темп совсем не мал, однако это еще не все — надо считать все дорожные мотосредства, а в это понятие входят еще скутеры. Но поскольку немецкий концерн скутеры практически не продает, они выпадают из поля коммерческих интересов.

Корректную цифру, на сколько больше становится в России скутеров, определить невозможно. Их немало ввозят и продают по «серым» схемам, а такие официальная статистика не охватывает. Сведения ГИБДД тоже с изъяном: дорожная служба пока регистрирует только те двухколесные аппараты, объем двигателей которых превышает 50 куб. см. А машинки-«полтинники» — товар чуть ли не самый ходовой.

Остается предположить, что мотопарк страны ежегодно увеличивается, по самым скромным прикидкам, приблизительно на 20-25%. Соответственно, примерно на столько же возрастает вероятность ДТП с участием двухколесных ТС. Есть от чего напрячься.

Причины мото-ДТП

Познакомьтесь со статистикой, намотайте на ус — сможете прогнозировать ситуации, угрожающие авариями.

(Под словами «мотоцикл», «мотоциклисты» здесь подразумеваются еще и «скутер», «скутеристы», если не оговорено, что речь идет конкретно о тех или других.)

  • Приблизительно 3/4 случаев — столкновения мотоциклов с пассажирскими автомобилями. Таков один из выводов исследований, проведенных в США. У нас подобные не проводили, так что доверимся американским. Можно разве добавить, что еще из данной цифры проистекает: мото-ДТП случаются, главным образом, на дорогах населенных пунктов.
  • Преобладающая их часть происходит потому, что водители движущихся автомобилей не видят приближения байка. Наверное, справедливо добавить, что в ряде случаев и не могут видеть. (Ниже разберемся, почему именно).
  • В 2/3 случаев с участием двух и более ТС водитель одного из авто не уступил дорогу мотоциклу (что не всегда, но часто объясняется тем же, о чем говорится в предыдущем пункте).
  • В авариях по вине мотоциклистов в 2/3 случаев мотоцикл заваливается на бок. По двум причинам: или вследствие произошедшей блокировки колеса при торможении (чаще — при экстренном), или если мотоциклист набрал чрезмерно высокую скорость при входе в поворот.

Если сложить перечисленные трети и половины, получается куда больше единицы. Но ведь нередко ДТП провоцирует сразу несколько факторов. В том числе - нижеследующие, которые относятся к уровню опыта и квалификации людей за рогатым рулем.

Из той же статистики:

  • более половины попавших в аварии — с менее чем 5-месячной практикой езды на мото (иначе говоря, в первый для них ездовой сезон);
  • подавляющая масса «двухколесных» участников ДТП — молодые люди в возрасте 16-24 года.

Толковые преподаватели автошкол советуют: по лицу, позе водителя, с которым вам предстоит «разойтись», попытайтесь распознать и спрогнозировать его намерения, готовность и способность поступить адекватно. Заметьте растерянность, скованность, наглость... Определите хотя бы «опасность» его возраста.

Какие они есть?

Ругать и проклинать «двухколесных», как делают многие, так же бессмысленно, как жаловаться на ураган. Они на дороге есть, они такие, как есть, и с этим остается только считаться.

Не меряйте всех одним аршином («Все они камикадзе!»), не культивируйте по отношению к ним высокомерия, неприятия. Во-первых, внутреннее «состояние войны» к добру не приведет, во-вторых, очень многие мотоциклисты абсолютно адекватные, симпатичные люди, а репутацию им подмочили реально безголовые собратья — такие, увы, существуют везде.

Другое дело, почти всем присущи развитое, порой и не в меру, чувство собственного достоинства (на дорогах все друг друга обгоняют - если могут), неприятие некоторых компромиссов (почему это мы, как все, обязаны простаивать в пробках, если можем двигаться?), протестные настроения по поводу общепринятых правил, в том числе - в отношение некоторых статей ПДД (почему обязательно надевать на голову шлем? почему мотоциклам нельзя ехать между рядами автомобилей?). Остановимся на том, что касается темы разговора — обеспечения обоюдной безопасности.

Распознай издалека

По поводу совета инструкторов автошкол. Сложно определить, что в глазах, если на них очки или лицо за стеклом закрытого шлема. Однако уже само наличие этих атрибутов скажет о многом: товарищ вменяем — пользуется средствами самозащиты. Без экипировки (куртки, мотоштанов или комбинезона со вставками-защитой, а также мотоперчаток, мотобот) вменяемый мотоциклист ездить не станет. Не говоря уже о том, что ПДД требует ездить в шлеме.

Исключение— не самые молодые водители без шлемов, с повязанными на головах банданами, чинно разъезжающие на мотоциклах «представительского класса». Эти, как правило, давно и умело ездят, все знают и предвидят, чаще не спешат. От них неприятностей не ждите. Что не защищают голову - хорошего мало, но пусть им это выговаривают полисмены.

Особенно насторожитесь, завидев мальчишек или девчонок на скутерах, даже только услышав характерный звук «дырчалок». Предположите худшее: за рулем тип, в котором напрочь отсутствует страх. Отодвиньтесь от него на полосе, притормозите — сделайте все, чтобы не только не зацепить, не помешать, но даже не испугать. На всякий случай будьте готовы к тому, что рытвина под колесом собьет «дырчик» с курса, что в незащищенный очками глаз скутериста влетит мошка, и он инстинктивно вильнет в вашу сторону. Не вздумайте читать мораль на ходу - только отвлечете. Оставьте это занятие родителям.

Обновить "программу"

Новичкам за баранкой придется «забить в программу» собственного водительского опыта, что в условиях плотного движения мотоциклы редко ездят «в затылок» впереди идущему ТС. Чаще:

  • между рядами машин по полосам разметки, разделяющим соседние потоки, движущиеся в одном направлении;
  • по кромке разделительных полос между встречными потоками;
  • слева от машин из крайнего левого ряда, если улица/магистраль с односторонним движением.

Таким образом, мотоциклистов ждите отовсюду. Научитесь "сканировать" пространство вокруг себя и все замечать. Мотоцикл, как правило, «выстреливает в просвет», он может выскочить сзади, как черт из табакерки, и его траектория движения пересечется с вашей. Реакции водителя и тормозов мото может не хватить.

«Сотрите из программы» зимний стереотип - «между моим и соседним рядом пространства слишком мало, чтобы в него мог протиснуться другой автомобиль, поэтому могу сдвинуться влево/вправо» (чтобы, скажем, оценить затор впереди). Более того, уже начав перестроение или смещение, продолжайте контролировать, не наезжает ли сзади мотоцикл.

Автовладельцам полезно учесть, что в содружестве мотоциклистов более опытные передают менее опытным: на многополосных дорогах, магистралях наиболее скоростная и безопасная позиция — между двумя крайними левыми рядами. Так что чаще ждите их появления именно здесь. Однако это не «железное» правило.

Дело принципа?

Категоричный автолюбитель будет уязвлен: "С какой стати всем им уступать, если в ПДД нет пункта, который разрешал бы мотоциклистам ездить между полосами движения. На дороге все равны!" И будет прав. Но только формально.

Мы же говорим о реальном. Двухколесный транспорт в силу его маневренности, динамических, часто и скоростных характеристик обладает преимуществами перед автомобилями. Более того, это транспорт-провокатор: почти никто за рогатым рулем не сможет держать себя в руках и торчать в пробке (вдыхая выхлопные газы) или продвигаться в вялотекущем потоке, если есть возможность ехать быстрее. Сами сядьте на мотоцикл — поймете.

Нельзя утверждать, что так — правильно, но так есть. Мотоциклисты ездят по тем «коридорам» на дорогах, которые образуются, и настолько быстро, насколько возможно.

Кто прячется за стойкой?

В теплую пору года автомобилист обязан включить режим «обостренное внимание». Перед началом перестроения в соседний ряд или перед другим маневром строго оцените, что у вас «за кормой». Более того, присмотритесь, не «спрятался» ли мотоциклист за задней стойкой и даже за стойкой вслед идущей машины. По статистике, почти половина мото-аварий — следствие того, что водителя авто ослепило бликами или же другие ТС закрывали от него быстро приближающиеся мотоциклы.

Если, слегка выдвинувшись в сторону из своего ряда, увидите в зеркале заднего вида свет одиночной фары - прежде всего предполагайте, что это спортбайк, а не половина выдвинувшегося из ряда авто. Уже через секунды спортбайк ткнется в задок вашей машины. По возможности, сдайте в сторону, пропустите. Велика ли радость назло его не пускать!

На дорогах попадаются тюнингованные чопперы с настолько высокими «рогами» руля, что седок, удерживая его, словно поднимает руки при аресте, под страхом направленного на него оружия. Если бедняга медленно ползет между рядами застывших машин, по возможности посторонитесь: удержать равновесие, задать безопасный для окружающих курс очень не просто на этой переделке.

Назло — себе дороже

Предположим, вы не заметили, замешкались, или застыли в пробке. И вдруг замечаете, что стали препятствием для скоростного аппарата, подкравшегося по междурядью откуда-то сзади. Его можно и не заметить — чего ради ты будешь рыскать глазами по зеркалам, если стоишь?

Ждать, когда ты проснешься, мотоциклист не в состоянии (адреналин кипит в сосудах!) - и примется настойчиво «будить», намекать, что ты обязан его немедля пропустить.

Скорее всего, бибикать не станет — подозревает, что ты примешь такой сигнал за сигнал какого-нибудь автомобиля, и проигнорируешь. Мотоциклист будет резко, до отказа откручивать ручку газа — выдаст «очередь» зычных рыков движком. Так рычит только мотоцикл. Надо приучиться распознавать этот характерный звук, его улавливать даже сквозь тяжелый рок из колонок аудиосистемы. Если есть возможность - не ленитесь, подвиньтесь на 5-10 сантиметров. Когда он проедет, в благодарность махнет рукой.

Пропустите хотя бы из чувства самосохранения. Если мотоциклист поймет, что вы из лени или из вредности не желаете пропустить, все равно попытается протиснуться в щель — что небезопасно для лакокрасочного покрытия вашего авто. А протиснувшись, вдобавок (такая сволочная традиция сложилась у части мотоциклистов) кулаком в перчатке своротит зеркало автомобиля или ударит по кузову. Не исключено, что и ногой. Это не столько травмоопасно, сколько обидно.

Он уедет. Выбегать из машины, догонять бесполезно и бессмысленно. Если умудритесь запомнить госномер, то станете ли заявлять в полицию? Ведь ей, чтобы «привлечь» за хулиганство (а это статья, суд), понадобятся письменные показания свидетелей и т.д. и т.п. Так что благоразумно — пропустить. Связываться с дураками — себе дороже.

Подпишитесь на «За рулем» в