Топливный кризис: нефтяные компании против народа

В апреле в России разразился топливный кризис, центром которого стал Алтайский край. Очень быстро волна дефицита и рост цен распространились и на другие регионы. Нефтяники винят искусственное сдерживание цен правительством, а антимонопольные чиновники усматривают в этом картельный сговор. Мы попытались понять, чем для автомобилистов закончится противостояние тех и других.

Бензина нет

Первые новости о перебоях с продажами бензина на Алтае появились на прошлой неделе. За выходные ситуация резко обострилась: на ряде заправок пропало топливо вообще, а на других выросли огромные очереди.

Как рассказал «За рулем.Рф» руководитель Алтайского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Виктор Клепиков, ситуация в регионе стала меняться только после того, как прокуратура начала проверки АЗС.

«Первоначально на сетевых заправках отпускали не более 20 литров бензина Аи-92 и то - при наличии пластиковой топливной карты, — рассказывает Клепиков. — Бензин Аи-98 и Аи-95 вовсе пропал из продажи».

На некоторых АЗС цена 92-го бензина выросла до 28 рублей за литр. Сейчас ситуация с топливом в регионе постепенно стала улучшаться. Но аналогичные проблемы появились в других районах.

«В Белгородской, Воронежской, Липецкой, Кемеровской, Тульской областях – низкий уровень запасов высокооктановых бензинов, составляющий 3-5 дней», -- говорится в официальном послании Минпромэнерго (по данным на 28 апреля). Также в зоне риска - Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск и Сахалин.

Цены должны быть, как в Европе

По словам председателя Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, дефицит топлива на российском рынке сложился из нескольких обстоятельств. Наиболее важные из них — это резкий переход страны на топливный стандарт Euro 3 и прекращение производства бензина Аи-80.

При этом не все заводы могут выпускать бензин в соответствии с новым топливным регламентом. «По данным Минпромэнерго, продукция только 68 процентов заводов может соответствовать 3 классу и выше», — пояснил «За Рулем.Рф» Аркуша.

Еще одним фактором дефицита, по мнению нефтяников, стало принудительное регулирование правительством по указанию Владимира Путина отпускных цен на внутреннем рынке. «Когда давалось указание, мировые цены на нефть находились в районе 70-80 долларов за баррель, сейчас они поднялись до 110-120 долларов», - продолжает собеседник.

В сложившейся ситуации нефтяные компании и трейдеры предпочли заработать на экспорте топлива за рубеж, отчего и возникла недостача горючего в России. В тоже время председатель РТС отмечает, что особо тяжело пришлось независимым игрокам рынка.

Нефтяные компании, обладающие нефтеперегонными заводами (НПЗ), подняли оптовые цены, при этом их сетевые АЗС продавали бензин и дизель по сниженным ценам, работая в минус или на грани убытка. Частные независимые владельцы не могли себе позволить приобретать топливо по такой высокой цене и, соответственно, торговать в убыток. Поэтому многие бензоколонки на Алтае временно не работают.

Картель

По мнению главы Алтайского отделения ФАР, на такой шаг вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) пошли сознательно для того, чтобы вытеснить с рынка независимых продавцов и монополизировать бизнес.

«В нашем регионе около 750 частных АЗС, на долю «Роснефти» приходится около 100 станций, а у «Газпром нефти» примерно 17 точек. Однако все частные заправщики вынуждены закупать топливо у них по высоким ценам», — говорит Клепиков.

«Таким образом, нефтяные компании решили устранить мелких посредников. Но устраивать такое во время посевной — это что-то запредельное», — реагирует депутат Алтайского заксобрания от фракции КПРФ Сергей Юрченко.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает «Роснефть» и «Газпром Нефть» в злоупотреблении доминирующим положением на рынке региона. Во вторник краевое отделение ФАС возбудило уголовное дело в отношении этих компаний.

Под проверку антимонопольщиков попали и другие корпорации. «ФАС России запросит у ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК Альянс», ОАО АНК «Башнефть» объяснения о причинах возникновения товарного дефицита в ряде регионов РФ», — сообщается на сайте ведомства.

Что делать?

Впрочем, сами нефтяные компании своей вины не признают. Единственный выход из сложившейся проблемы они видят в снижение топливных налогов и изменении принудительной тарифной сетки. Цены на бензин все равно могут вырасти, если правительство не предпримет меры по снижению налоговой нагрузки на нефтяников, предупреждают бизнесмены.

«Проблема дефицита и топливные цены будут решаться правительством в ручном режиме, по крайней мере - до ближайших выборов», — убежден Дмитрий Абзалов, аналитик Центра политической конъюнктуры. Краткосрочным инструментом может стать ограничение запрета на экспорт.

Стремление нефтяных компаний поднимать цены исходит из вполне закономерных рыночных соображений. Впрочем, даже в нынешней ситуации нефтяные компании работают в России с прибылью, но не с такой, как бы им хотелось, уверен эксперт Центра.

Правительству будет трудно постоянно «вручную» регулировать это вопрос, поэтому будет создан более эффективный механизм, при котором не потребуется постоянное вмешательство лидеров государства. По мнению Абзалова, новый принцип работы нефтяных компаний будет включать следующие условия:

  • Создание независимых НПЗ (либо с незначительной долей ВИНКов), которые станут продавать топливо на рыночных условиях.

  • Обеспечение при помощи ФАС не дискриминационного доступа частных операторов к НПЗ.

  • Создание большой биржевой площадки для конкурентной торговли.

  • Создание эффективной сети АЗС без коррупционных схем распространения топлива.

А пока этого не произошло, водители вынуждены преодолевать искусственный топливный коллапс. В знак протеста Федерация автомобилистов Алтая проведет митинг 30 апреля в Барнауле на площади академика Сахарова. Приедут на велосипедах.

Подпишитесь на «За рулем» в