Выжать максимум за 500 000 рублей

Нередко, выбирая максимально практичный и вместительный при скромных размерах автомобиль, покупатель не видит особой разницы между минивэном или, скажем, кроссовером. При бюджете, ограниченном полумиллионом рублей, можно подобрать один из бестселлеров рынка – Toyota RAV4 или Ford Focus C-MAX...

У Toyota RAV4 сложилась счастливая судьба на российском рынке – он уже более 17 лет возглавляет рейтинг популярности в своем классе. Поэтому среди подержанных экземпляров второе поколение машины до сих пор в цене. Имея в кармане 500 000 руб., придется рассчитывать на модель лишь 2002–2003 годов выпуска. Автомобиль построен по канонам своего предшественника: несущий кузов с увеличенным клиренсом и независимыми подвесками, а также полный привод.

Ford Focus C-MAX – типичный компактвэн, построенный на базе одноименной модели гольф-класса. И по сути, чтобы напрямую конкурировать с кроссоверами, ему не хватает лишь полного привода. Однако, учитывая последние тенденции, когда покупатели сознательно отказываются от трансмиссии 4х4 в пользу моноприводных версий, многие приверженцы кроссоверов рассматривают компактвэн в качестве их прямого конкурента. Еще один плюс привода на одну ось – более доступная цена. За полмиллиона можно приобрести Focus C-MAX 2006–2007 годов выпуска.

Toyota RAV4 – космополит. Его активно везли из Америки и Европы, а также успешно продавали российские дилеры. Причем, у нас этот кроссовер шел только с бензиновой 150-сильной «четверкой» объемом 2 л. Из Европы поступали 1,8-литровые бензиновые и 2-литровые дизельные модификации, а в США, кроме бензиновой версии объемом 2 л, продавалась еще и 2,4-литровая. Стандартная коробка передач – 5-ступенчатая механическая, а на заказ предлагали 4-диапазонный «автомат», который стоял в «базе» на 2,4-литровом исполнении.

В арсенале Ford Focus C-MAX – бензиновые 4-цилиндровые двигатели объемом 1,6 л (110 и 115 сил), 1,8 л (125 л.с.) и 2 л (145 л.с.), а также пара турбодизельных «четверок» объемом 1,6 (109 л.с.) и 2 л (136 л.с.). Официально к нам поставлялись только бензиновые модификации, но на вторичном рынке встречаются и дизельные.

Комплектация Toyota RAV4

Toyota RAV4, купленные в свое время новыми в России, изначально имели довольно щедрую комплектацию. Они оснащались полным электропакетом (стекла и зеркала с подогревом), климат-контролем, литыми дисками, двумя подушками безопасности, ABS с системой распределения тормозных усилий ЕВD, противобуксовочным и антизаносным устройствами. К тому же, большая часть подержанных «рафиков» были с автоматической коробкой передач. Версии из США, которых на рынке тоже немало, шли в основном в полноприводном исполнении (на американском рынке много машин и с передними ведущими колесами) и в хорошем оснащении: с кожаным салоном, «автоматом», датчиками дождя, литыми дисками и т. д.

Задние кресла раздельные и перемещаются вперед-назад. Их можно даже полностью демонтировать
Большинство подержанных RAV4 непременно будут с «автоматом»

Комплектация Ford Focus C-MAX

Базовая версия Focus C-MAX, продававшаяся российскими дилерами, была довольно щедрой. В нее входили АBS c системой распределения тормозных усилий по осям, сервопривод передних стекол, четыре подушки безопасности, кондиционер и аудиосистема с CD-проигрывателем. На вторичном рынке есть и машины, привезенные из Европы. В них изначально было шесть подушек безопасности и электропривод передних стекол, а также полный перечень активных систем безопасности. Среди подержанных экземпляров немало богато оснащенных машин, вот только «автомат» встречается не так часто, да и то - лишь в паре с 2-литровым мотором.

Рычаг МКП на приливе центральной консоли призван экономить место в салоне, но только не в случае с Ford C-MAX
На задних сиденьях Ford C-MAX заметно просторнее по сравнению с тойотовским кроссовером
Электрический стояночный тормоз первый владелец заказывал отдельно

Возможные затраты на ремонт трансмиссии

Российские дилеры продавали RAV4 только с трансмиссией 4х4, а машины из Старого и Нового света могли быть и с приводом на передние колеса. У нас хитом продаж была 2-литровая версия с «автоматом». Автоматическая коробка проверена временем и весьма надежна. Правда, диагностика «автомата» при выборе машины лишней никогда не будет – АКП иногда грешит мелкими глюками. Так, из-за сбоя в электронном блоке управления коробка переходит в аварийный режим или слишком жестко переключает передачи. Если перепрограммирование не поможет, придется менять блок, а стоит он около 35 000 руб. 100 тыс. км – средний ресурс сальника (от 550 руб.) левого переднего привода. Но его замена – дело копеечное. Масло во всех агрегатах трансмиссии рекомендуется менять через 40 тыс. км.

Серийно на все Focus C-MAX, кроме 2-литровой дизельной версии, для которой предусматривалась 6-ступенчатая «механика», устанавливались 5-скоростные МКП. А привод был на передние колеса. На вторичном рынке больше всего модификаций с 1,8-литровым мотором и механической коробкой. Механическая 5-ступенчатая коробка передач априори надежна и долговечна. Но вот сцепление больше 100 тыс. км редко выдерживает. А меняется оно только в сборе. Причем, кроме изношенного диска и корзины обновляется еще выжимной подшипник заодно с главным тормозным цилиндром. Замена у серых дилеров будет стоить 17 000–20 000 руб., а у официалов – 31 000 руб. Но и это еще не все – подлежит замене также двухмассовый маховик (16 000–25 000 руб.), который целесообразнее менять вместе с механизмом сцепления, чтобы дважды не платить за демонтаж.

Возможные затраты на ремонт электрики

Электроника RAV4 безупречна в плане надежности, но стандартная аккумуляторная батарея (очень компактная) имеет емкость всего 40 А. ч. Поэтому зимой после, скажем, недельной стоянки с включенной сигнализацией есть вероятность, что машина просто не заведется. Поэтому желательно установить батарею большей емкости (2300–3500 руб.).

В системе электрооборудования Ford Focus C-MAX могут происходить различные сбои и глюки. Например, самопроизвольно включаются и выключаются повторители поворотов и дворники. Часто проблемы вызваны сбоями в работе GEM-модуля (18 000–24 000 руб.).

Возможные затраты на кузовной ремонт

Кузов Toyota RAV4 весьма стойко противостоит воздействию коррозии. Даже 8-летние экземпляры выглядят еще довольно свежо. Правда, после 100 тыс. км пробега под тяжестью запаски петли пятой двери провисают и требуют регулировки. На официальном сервисе за эту работу с вас возьмут немного – всего 1500–2000 руб. Конечно, можно еще сэкономить, обратившись в гараж к дяде Васе, но в данном случае лучше не скряжничать – игра не стоит свеч. А вот петли нужно менять на специализированном сервисе. Операция выльется примерно в 9500–12 000 руб.

Кузов минивэна крепкий. Зато от вибраций обрывается трубка кондиционера. Проблема признана заводским браком и менялась по гарантии. Ремонт этого дефекта, если таковой проявится, выльется примерно в 7500 руб. Не забудьте еще дозаправку кондиционера фреоном и опрессовку системы. Еще порядка 5000–7000 руб. Выходит из строя водительская ручка, которая руководит центральным замком. Симптомы – чудеса с самопроизвольным запиранием и отпиранием дверей. Были жалобы на плохое прилегание дворников на скоростях от 100 км/ч. Применение щеток с развитым аэродинамическим мини-спойлером обычно спасает положение.

Возможные затраты на ремонт ходовой

Полностью независимая подвеска Toyota RAV4 очень крепкая. Быстрее всего, к 60–70 тыс. км, в ней изнашиваются втулки стабилизаторов (800 руб. передние и 600 руб. задние), а стойки (3500 руб. за пару) стабилизатора выдерживают почти в два раза дольше. После 100 тыс. км обычно меняются амортизаторы: передние (от 4500 руб.) и задние (2500 руб.). 150 тыс. км и даже более отпущено шаровым опорам (от 3100 руб. за пару) и передним рычагам (9900 руб.). Одновременно придется обновить и все задние рычаги – примерно 18 000 руб. Рулевая рейка выдерживает, как правило, 150 тыс. км. А рулевые тяги с наконечниками за это время меняются дважды.

Подвеска достаточно долговечна, но слабыми местами в ней можно назвать ступичные подшипники (около 7500 руб. за пару). Быстрее выходят из строя передние, нежели задние. За работу придется выложить еще 4000 руб. Недостаточно надежны и опорные подшипники стоек (по 650 руб. за штуку). Замена – 1400 руб. Шаровая опора идет в сборе с рычагом (около 7000 руб.). Правда, неоригинальные стоят в 2–3 раза дешевле, но меняются отдельно от рычага. Стойки переднего (2650 руб. пара) и заднего (1900 руб. за штуку) стабилизаторов выдерживают до 100 тыс. км. После 150 тыс. км потребуют замены сайлент-блоки задних рычагов…

Возможные затраты на ремонт двигателя

Бензиновая «четверка» (1AZ-FE) объемом 2 л (150 л.с.) слывет очень надежной. Хронических неисправностей у мотора практически нет. Правда, особенности российской эксплуатации вносят свои коррективы в сроки службы некоторых его элементов. Так, от нашего, не самого качественного, топлива преждевременно выходит из строя кислородный датчик (от 4800 руб.). Бывают отказы индивидуальных для каждого цилиндра катушек зажигания (по 3200 руб. каждая) и расходомера воздуха (от 3700 руб.). Чтобы уберечься от покупки «кота в мешке», вовсе нелишне проверить двигатель на предмет закоксованности низкосортным минеральным маслом.

Оптимальным двигателем для Focus C-MAX по праву считается бензиновый объемом 1,8 л (125 л.с.). Двигатель, по большому счету, лишен проблем, если не учитывать единичные случаи, когда моторы выходили из строя и требовали капитального ремонта из-за плохого бензина с содержанием металлических присадок. Сначала остатки от несгоревшего суррогата осаждались в катализаторе, что в конце концов выводило его из строя. Замена – от 15 000 руб. Неделя-другая езды с неисправным катализатором может повлечь необходимость в переборке или замене мотора. На самых старых машинах может быть забит грязью или подтекать радиатор – затраты от 9500 руб.

Отзывы владельцев

Toyota RAV4 • 2002 г. в. (2 л с АКП, пробег 123 000 км)

Приобрел машину неожиданно для самого себя. До этого относился к полноприводным внедорожникам весьма снисходительно. За полтора года наездил на своем RAV4 более 100 тыс. км. Отмечу: очень надежен. За это время заменил лишь стойки стабилизатора на 80-й тыс. км. Хорошая управляемость и ездовой комфорт: на плохой дороге «рафику» не страшны гребенка, стыки, колея, плавные и резкие волны, мелкие и глубокие ямы…

Toyota RAV4 • 2003 г. в. (2 л с МКП, пробег 148 000 км)

Я долго мечтал об этой модели, болел ею, можно сказать. Но мечты мои разбились о жестокую реальность. Машина оказалась пустая, как барабан, из всех прелестей только передние стеклоподъемники с магнитолой и кондиционером. Качество материалов откровенно низкое – пластик твердый и гремучий. Салончик маленький, багажник никакой. Противотуманок нет ни задних, ни передних. Просто «жигули» полноприводные, да и только. Мотор на скорости за 140 км/ч уже ревет, как зверь.

Ford Focus C-MAX • 2006 г. в. (1,8 л с МКП, пробег 96 000 км)

Требования при выборе машины были такими: хорошая вместимость, большие возможности трансформации, экономичный и с хорошей управляемостью (люблю активную езду). После первой же поездки на Focus C-MAX понял, что это моя машина на все 100%. У меня рост 190 см, поэтому эргономика для меня многое значит. И здесь у автомобиля все в порядке. Салон строгий и удобный, хорошая шумоизоляция. 125 л.с. для машины вполне достаточно.

Ford Focus C-MAX • 2007 г. в. (2 л с АКП, пробег 81 000 км)

Проблемы с Focus C-MAX начались буквально после трех месяцев владения машиной. В целом он достаточно надежный, но замучили частые глюки и сбои в электрике. После обильного дождя вдруг стал мигать левый поворотник и заработали дворники. Правда, после того, как заглушил мотор и снова завел, все пришло в норму. При температуре от +5 до –10 градусов двигатель запускается только со второго раза. Замена свечей временно решает проблему, но потом - опять то же самое.

На мой взгляд...

– При выборе этих моделей потенциальные клиенты должны четко разделиться на три группы. Те, кому в машине важны проходимость и высокий дорожный просвет, однозначно остановятся на Toyota RAV4. Кто любит путешествовать и ценит хорошую управляемость, предпочтут Ford Focus C-MAX. А третьи, которым важен внутренний простор и трансформация салона, окажутся на распутье, ведь обе машины действительно очень близки по своим потребительским качествам. Да и с надежностью у них все в порядке.

Сергей Федоров, редактор

Подпишитесь на «За рулем» в