Kia Sportage: крадущийся тигр, затаившийся дракон

Самоуверенный, с наглым взглядом и хищно оскаленной пастью… Дизайнеры Sportage видят в своем творении тигра – вернее, только его морду: именно так корейцы определяют фирменную решетку радиатора. Но ничуть не меньше кроссовер напоминает совершенно иной фольклорный элемент – дракона, изображениями которого в Корее украшены дворцы янбанов. Удивительно яркий персонаж! Однако завоевать народную любовь машине помогла не только эффектная внешность.
"Киа-Спортидж", от 859 000 руб., КАР от 8,29 руб./км

Как учит бог торговли

Нынешний Sportage являет собой третье поколение модели. Каждый раз он возрождается в новом кузове, напрочь разрывая генетическую связь с предшественником. И тем не менее остается среди самых популярных в своем классе. Только если рамный универсальный вседорожник первого поколения и сменивший его «паркетник» добились успеха по большей части за счет привлекательной цены, то герой нашего времени, появившийся в России в прошлом сентябре, со сменой поколения подорожал аж на 200–300 тысяч.

И несмотря на это, Sportage оказался чрезвычайно востребованным товарищем, а в июне и вовсе совершил прыжок со скромного седьмого на почетное второе место в классе, самую малость не дотянув до «Кашкая». Если бы дилеры продали всего-то на пару десятков машин больше, Kia и вовсе возглавил бы рейтинг популярности русского рынка компактных кроссоверов.

Правда, медаль славы, как водится, имеет и оборотную сторону: головокружение от успехов соблазнило корейцев повысить и без того немалые цены. В итоге за последние полгода все бензиновые версии подорожали на 30 тысяч рублей, а дизельные и вовсе на полсотни тысяч.

Впрочем, любой товар стоит столько, сколько за него готов платить покупатель – продавцы всего-навсего следуют этому правилу.

Сколько стоит?

Итак, базовый Sportage «Классик» оценивается в 859 000 рублей. На первый взгляд для комплектации начального уровня список оборудования кажется внушительным – в нем есть диски из легкого сплава, кондиционер, магнитола, электропакет и даже окраска кузова металликом. Однако, углубившись в изучение опций, несложно заметить всего пару подушек безопасности и регулируемый только по углу наклона руль.

У «Комфорта», который на 60 000 рублей дороже, подушек шесть, есть обогрев сидений и обшитый кожей руль. Однако у этой версии отсутствует система стабилизации, а без нее покупать Sportage мы настоятельно не рекомендуем. Дело в том, что машина изначально была разработана под ESP и без электронной поддержки на скользкой дороге может потребовать от водителя таких навыков, которые можно получить только в школе экстремального вождения.

Рассматривать покупку Sportage следует начиная с версии «Люкс». Здесь уже есть и страхующая электроника, и полный комплект регулировок, позволяющих найти удобную посадку. И хотя такая машина на 120 тысяч дороже базы, именно в ней есть то, что должно быть в современном автомобиле. Но даже этот Sportage нельзя назвать полноценным кроссовером: у него привод только на передние колеса, и от обычной легковушки он отличается лишь слегка увеличенным дорожным просветом.

Полноприводным Kia становится с отметки в 1 049 900 рублей – таков прайс на бензиновую версию «Люкс-2,0-4WD». За АКП придется доплатить еще 40 тысяч. Для корейской машины подобный ценник выглядит чересчур амбициозно. Ведь «Кашкай» и RAV4 со схожим силовым агрегатом на 10–20 тысяч дешевле. Да, Kia лучше оснащен. Но обогрев дивана и задний парктроник вряд ли стоят такой переплаты.

Наконец, максимальные комплектации Kia в большей степени оправдывают свои названия, нежели располагают действительно необходимыми благами. Следует также учесть, что и «Престиж», и «Премиум» возможны только с АКП. Диапазон цен на такие кроссоверы – от 1 169 000 до 1 269 000 руб. К слову, даже в недешевой топовой версии с кожаным салоном вы не найдете электропривода передних кресел и столь необходимого Sportage переднего парктроника, а ксенон работает исключительно на нужды ближнего света фар. Нужно действительно искренне полюбить эту машину, чтобы не замечать столь нелепой экономии.

Впрочем, дизельные машины еще дороже. «Престиж» – единственно возможная версия для «Спортиджа-2,0СRDi» – стоит 1 329 900 рублей. Между тем дизельные «Тигуан» и «Кугу» с «автоматом» можно купить за 1 177 000 и 1 200 000 руб. соответственно. И хотя оснащены они чуть скромнее, зато значительно темпераментней и экономичней «корейца».

Как видите, Sportage – продукт дорогой. Но даже в фиксированных комплектациях (составленных к тому же с учетом интересов продавцов, а не покупателей) он все равно замечательно расходится. Причем спросом пользуются не только оптимальный «Люкс», но и более дорогие версии.

На самом деле, список достоинств машины весьма внушительный. Начать хотя бы с того, что Sportage нынче можно купить без очереди. Между тем по причине недавнего японского коллапса ASX, RAV4, «Икс-Трейл», «Кашкай» превратились в дефицит.

Снаружи и внутри

Еще одна важнейшая составляющая успеха Sportage – его внешность. Прищуренные фары с модными диодными полосками выглядят ультрасовременно. И даже зеркала Sportage складывает крайне эффектно – слегка под углом к горизонту. Кажется, еще один взмах – и корейский дракон воспарит над землей!

Проявившийся в облике Kia аристократизм – именно то, что нужно компании, которая решила доказать всему миру, что ей под силу выпускать не только дешевые автомобили. И да не введет вас в заблуждение нарочитая агрессивность этой драконьей морды: забегая вперед, поспешим сообщить, что Sportage – добрейшей души автомобиль. Кстати говоря, в Корее драконам вменяется в обязанность хранить домашний очаг – они выполняют примерно те же функции, что наши домовые.

Если вернуться от фольклора к реальности, то следует отметить, что пороги и бамперы обрамлены неокрашенным пластиком, а за каждым колесом расположился штатный брызговик. Практично!

Вот и внутри выглядит не по-корейски богато. Оформление приборной панели по стилю перекликается с хищной мордой. В отделке дизайнеры не пожалели фактурного мягкого пластика, а в немногих местах его «ужесточения» четко проработали все цветовые и стилистические переходы, сочетающие пластиковую «жесть» с более благородными деталями салона. В общем, отличный интерьер, что и говорить – тут и до премиума недалеко! Да и начинка вполне «премиальная»: доступ без ключа, 2-зонный климат-контроль с возможностью ионизации воздуха, обогрев не только передних кресел, но и дивана, камера заднего вида, двухсекционный панорамный люк. Это точно Kia?

Бюджетную суть машины выдают лишь две базовые версии, у которых приборная панель лишена круглого и дорогого на вид экрана бортового компьютера, интегрированного в спидометр. А на спицах руля вместо кнопок ДУ магнитолой и круиз-контролем заглушки.

Надо полагать, более всего Sportage обрадуются домашние. Даже если ваш чудо-ребенок вымахал до 190 см, он без проблем сможет путешествовать на диване. Дверные проемы, правда, не самые высокие – чтобы забраться на задние сиденья, придется заметно пригибаться, зато ширина дверей внушает уважение. Ничуть не мешают посадке и широкие центральные стойки. При этом места в ногах предостаточно. Учтите только, что панорамный люк украдет примерно 5 см высоты салона.

За рулем

На первый взгляд эргономика рабочего места водителя проработана на пять баллов. Кнопки и регуляторы расположены на своих привычных местах и функционируют вполне логично. Небольшой, но очень удобный руль не перекрывает приборы, в ногах просторно, а высокая посадка вкупе с большими зеркалами обещают хорошую обзорность.

Увы, в движении сразу понимаешь, что по обзорности Sportage не более чем троечник. Массивные передние и задние стойки перекрывают значительные секторы. В узкой амбразуре заднего стекла видишь скорее выплывающий из-под кормы асфальт, нежели горизонт. Подоконная линия столь высока, что по бокам могут скрываться довольно крупные предметы: скажем, заезжая на тесную подземную парковку, с непривычки чувствуешь себя крайне неуверенно. Заднего парктроника, который появляется в комплектации «Комфорт», явно недостаточно. И даже камера не способна в полной мере помочь делу.

Когда минуют первые восторги от работы дизайнеров, начинаешь подмечать недочеты – порой достаточно существенные. В базовых версиях руль нельзя подвинуть на себя – придется к нему тянуться. Но даже в самой дорогой версии вы не найдете регулировки подушки кресла по углу наклона – только по высоте. Боковая поддержка даже у широких тканевых кресел неважнецкая, а у более жестких кожаных – и того хуже. Центральный подлокотник сделан широким и мягким. Однако его крышку нельзя ни сдвинуть назад, ни опустить пониже; а не мешает она исключительно на модификациях с АКП. При включении же второй или четвертой передачи в МКП вы то и дело будете упираться локтем в ее передний край.

Расположенные на руле кнопки управления сервисными функциями – очевидное благо. Но, согласитесь, в дороге куда чаще приходится пользоваться борткомпьютером, нежели круиз-контролем или телефоном. Однако полистать меню с «баранки» не получится – для этого нужно тянуться к паре мелких клавиш, которые почему-то поселились на козырьке приборной панели. А чтобы узнать температуру за бортом, от одометра придется отсчитать семь страниц. И это, заметьте, в движении!

Кроме того, машина мгновенно обесточивается, как только вынимаете ключ зажигания. Стеклоочистители и стеклоподъемники тут же замирают. Неужто инженеры Kia не слыхали о копеечном реле задержки времени?

По дорогам…

На бумаге 2-литровый бензиновый двигатель совсем неплох. Однако в жизни на 1,6 тонны живого веса 150-ти «лошадей» хватает с трудом. Европейские экологи столь эффективно их стреножили, что обороты мотор набирает чересчур неспешно. Только при содействии МКП Kia начинает везти более-менее сноровисто – но лишь при том условии, что вы не будете стесняться крутить мотор выше 3500 об/мин. С «автоматом» 2-литровый Sportage уже с 80–90 км/ч набирает скорость довольно натужно. Мало того, вполне современный 6-ступенчатый «автомат» еще и невпопад меняет передачи при переходе в кик-даун, и тогда управлять тягой становится неудобно.

Благо, у Kia есть дизель. Его, правда, тоже рекомендуется подкручивать снизу. Но делать это можно не столь усердно, как в случае с бензиновым коллегой: вполне приличный момент вы получите примерно с 2000 оборотов. Зато этот мотор шумноват, а в хорошем темпе еще и прожорлив – в среднем 11 литров на сотню. Заявленных 8,7 литра по городу можно достичь только в режиме «Эко», в котором машина реагирует на команды водителя с изрядной задержкой, и обращаться с газом при этом максимально тактично.

Хотя бензиновый Kia отличается и вовсе зверским аппетитом. На 130–140 км/ч он запросто выпивает до 14 литров 95-го, а в городе я так и не смог добиться меньше 11 литров на сотню.

Еще сложнее найти взаимопонимание с усилителем руля. При больших оборотах коленвала его работой можно только наслаждаться: прозрачность рулевого кажется идеальной. Но в вираже под сброс газа возвращающее усилие падает – и тотчас начинает возрастать ступенчато в ответ на добавление тяги. Весьма неожиданный и неприятный эффект.

Недостаток собранности особенно расстраивает на фоне хорошо настроенной подвески, которая позволяет ездить быстрее, чем может мотор. Она довольно плотная, но вместе с тем не вытрясает душу даже на откровенно убитой дороге. Правда, на самых модных колесах, обутых в шины размером 235/55 R18, Sportage проходит неровности жестковато. Да и энергоемкость могла бы быть повыше: амортизаторы срабатывают до ограничителя не так и редко. Впрочем, происходит это на таких выбоинах, на которых другие «паркетники» будут молить о пощаде.

Поворачиваемость Sportage стремится к нейтральной. Если вы обладаете должными навыками управления машиной в предельных режимах, вам это, скорее всего, понравится. А ежели нет? Даже с включенной системой стабилизации Kia норовит замести хвостом. А если машина ее вовсе лишена, вам потребуется поистине вратарская реакция, чтобы сохранить заданную рулем траекторию.

Короче говоря, на Kia лучше ездить неспеша. Двигатель трудится без лишнего шума, а ветер неслышно облизывает стойки кузова. Пассажиры будут в восторге. В общем, с ролью семейной машины Kia действительно справляется лучше всего

...и без них

По части оффроудных талантов Kia не блещет. В обычных условиях крутящий момент передается на передние колеса, а при их пробуксовке в работу вступает муфта, призывающая на помощь заднюю ось. Но прежде чем вам вздумается выкатить кроссовер на пляж, лучше нажать кнопку электронной блокировки центрального дифференциала, расположенную слева от рычага КП. Работает блокировка до 30 км/ч, а чтобы электроника при проскальзывании колес не «душила» мотор, следует заблаговременно отключить систему стабилизации.

Однако учтите, что у машины довольно низкий по меркам кроссовера дорожный просвет (17 см) и всего лишь пластиковая защита картера. Кроме того, типично легковая независимая подвеска не предполагает насилия бездорожьем. Наконец, блок подключения задних колес висит на 4 см ниже подрамника подвески: если вдруг вы приложите Kia брюхом о сыру землю, вам это может дорого стоить.

Грузим чемоданы

Как корейцы получили 564 л полезного объема – непонятно. Ведь у более крупного Sorento багажник длиннее, шире и выше, но в нем инженеры Kia намерили всего 530 л. Даже без рулетки видно, что трюм Sportage заметно скромнее. По нашим измерениям, кроссовер способен увезти чуть более трехсот литров. Правда, среди одноклассников встречаются и менее толерантные к поклаже машины, так что не станем наговаривать на Sportage: с большинством бытовых задач он справится играючи.

Хотя трюму не помешала бы пара крючков для сумок, да и возможность складывать спинку дивана из багажника хотелось бы видеть на всех версиях. Наконец, для перевозки длинномеров не хватает складной спинки правого переднего кресла, которая отличала Sportage второго поколения.

Безопасность

В краш-тестах ЕвроNCAP»Sportage заработал 33 балла и стал твердым отличником. Но, повторим, подобный результат можно экстраполировать только на версию «Комфорт» и выше, которые располагают полным комплектом подушек и активных подголовников.

Всем полноприводным машинам вместе с ESP положена система помощи на спуске. На крутых пригорках смело жмите на кнопку слева от руля: электронный помощник удерживает скорость в пределах 8 км/ч, позволяя сохранять сцепление колес с покрытием даже на дорогах со сложным рельефом.

А вот детские кресла рекомендуется устанавливать исключительно на диване: на переднем пассажирском сиденье возможно срабатывание боковой подушки безопасности, что чревато травмами для маленького пассажира.

Эксплуатация, сервис

С обслуживанием Sportage сегодня никаких проблем. Kia может похвастать широкой сетью сервисных станций в 77 городах России. Наибольшее их количество приходится на Москву (33) и Питер (11). Обслуживать Sportage следует раз в год или через каждые 15 000 км: в этом случае вы сохраните гарантию на 5 лет или 150 тысяч км пробега. Любопытно, что цены на ТО у разных дилеров отличаются. Но в целом затраты на регламентное обслуживание весьма схожи с оными на аналогичные японские «паркетники».

Жаль только, что столь выгодные условия заводской гарантии прописаны весьма витиевато. Например, в гарантийной замене тормозных дисков вам могут отказать по причине их «естественного износа». Но даже если такого износа дилер не обнаружит, гарантия на эти детали в любом случае ограничивается 12-ю месяцами или 15 000 км пробега, а стойки стабилизатора бесплатно заменят только до 30 тысяч километров – и так далее… На сайте Kia вы найдете внушительный список подобных ограничений.

МЫ РЕШИЛИ:

Sportage не хватает с неба звезд: по комфорту, уровню отделки и вместительности – это крепкий середнячок. Однако в отличие от многих конкурентов Kia умеет очень эффектно себя подать, и это особенно хорошо заметно в условиях дефицита. Жаль только, что действительно безопасным, удобным и щедро оснащенным Sportage становится в дорогой версии «Престиж», а высокая цена делает недоступной для большинства потенциальных покупателей азартную дизельную версию. Жить в гармонии с бензиновой машиной будет легко лишь тем, кому не важна динамика.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Kia Sportage (7)

— Хороший автомобиль, советую брать.
Kia Sportage  2017
/ срок владения: 1 - 3 года

Достоинства:

Эргономичный салон. Много места спереди и сзади. Драйвовый ДВС и АКПП.

Недостатки:

Шумное днище и арки. Небольшой дорожный просвет. Не очень эргономичная подвеска.

Комментарий:

Год покупки - 2018. Это первый мой автомобиль, в котором не хочу менять решетку радиатора, т.к. она мне нравится :) Ездил на чуть более 40 гражданских легковых автомобилей, на которых, были и тест-драйвы, чем-то владел лично, ездил по служебным заданиям, друзья просто давали на тест. Есть с чем сравнить. Но ниже я хотел бы сузить сравнение до BMW X5 (F15) и Kia Sportage IV и вот почему. Т.к. дизайн (автомобильный дизайн, это не только красивый кузов и эргономика салона, но и проработка узлов машины) разработала европейская дизайн-студия KIA, расположенная во Франкфурте-на-Майне (Германия) с участием главного дизайнера Peter Schreyer, то автомобиль получил решения в части эргономики и функциональности в рамках немецкий школы со своими плюсами и минусами. С точки зрения эргономики, Sportage и X5 очень схожи. Лоску и доп. функций больше у BMW, но принципиальной разницы с точки зрения среднестатистического потребителя нет. Приборы водителя, кнопки управления у обоих брендов находятся в удобной зоне, эргономика посадки спереди и сзади — на одном комфортном уровне. При высадке пассажира с заднего места также, как и у сравниваемого BMW ногой задеваешь металлическую часть заднего крыла. Подвеска упругая, энергоемкая и немного жесткая у обоих автомобилей. Существенной разницы при вождении я лично не почувствовал. Жирный минус Sportage — пороги дверей не защищены от грязи. Но и у X5 есть просчет — это боковые внешние пороги. Они так сильно выпирают, что при посадке-высадке также задеваешь их ногами, если у тебя не рост под 2 метра. При этом у X5 в части задних пассажиров нет лампы освещения салона. Место в салоне достаточно у обоих автомобилей, хотя X5 по сантиметрам больше, но эта длина нивелируется "пухлыми" спинками кресел, которые и забирают "лишние" сантиметры под себя.

-20