«Народный» автомобиль: «Мишка» выходит в люди

Чисто российский, малобюджетный автомобиль «Мишка» в начале следующего года поступит в открытую продажу, заверил Леонид Загорский, ген. директор компании «Мишка-Тула-Москва» (МТМ). Полсотни предсерийных машин уже бегает по дорогам.

Автомобиль "Мишка"

Автомобиль  "Мишка"

Патовая ситуация

Непростая биография у этого проекта. В середине 90-х отечественный автопром разваливался, говорили об исчезновении российских марок как о неизбежном. Именно тогда, в 1997-м, в «Автосельхозмаш-холдинге» (созданном на развалинах советского Минавтосельхозмаша) разработали конструкцию компактной, недорогой машины.

Никто не сомневался, что сбыт ей обеспечен. СМИ сообщали, что свое будущее с «Мишкой» собирались связать «Ленинградский Северный завод», Ставровский автотракторного оборудования, одно из предприятий во Владимире, Краснодарский «КавКАЗ-М» и даже некая меховая фабрика. Лицензию на производство машин якобы приобрел БелАЗ. Планы строили далекоидущие (с годовым объемом производства до 30 000 ед.), а краснодарский завод под проект заключил договор с компанией из США. Американцы, сообщалось, обещали предоставить ресурсы, специалистов и даже новые технологии для выпуска семейства Michael (так они его переименовали) стоимостью от 3000 (базовая комплектация) до 5000 евро (мотор 1,4 л, 78 л.с., АКП)… Однако неурядицы в экономике страны и мировые кризисы похоронили все прожекты.

Гамбит Карпова

За исключением одного. В январе 2003-го было создано ОАО «Мишка-Тула-Москва» (МТМ), среди учредителей администрация Тульской области, а также гроссмейстер Анатолий Карпов. Первые лица губернии менялись, изменялось и отношение к проекту — производственные площади на Тульском комбайновом заводе то предоставляли, то в них отказывали. Но Карпов оставался локомотивом проекта и вместе с соратниками довел дело до финальной стадии: машина успешно прошла сертификационные испытания, на нее получено «Одобрение типа транспортного средства», а нынче завершается подготовка производства.

Первые "Мишки" были готовы, когда еще не сошел снег 2011 года.
Номер на шильдике под капотом свидетельствует: машина - полноправный член автомобильного рода.

Для кого малыш?

Машина относится к категории компактов (А-класс), она самая недорогая на российском рынке: объявленная цена базовой комплектации с кузовом «универсал» — 195 000 руб. Ее потенциальные покупатели — пенсионеры, сельские жители, люди увлечений — рыбаки, охотники. Автомобиль может быть востребован в службах полиции и здравоохранения, прежде всего на периферии. «Мишка» может стать второй машиной в семье.

Есть и особое, социальное предназначение малолитражки: она адаптирована для инвалидов без конечностей (подробности читайте ниже).

Конструкция: просто, надежно, недорого

Каркас изготавливают из квадратного сечения трубы, из низколегированной стали, толщина стенки — 3 мм. Благодаря этому он сохранит свои свойства в течение минимум 10 лет. На каркас навешиваются пластиковые детали кузова (листовой пластик производится на «Сибуре», вакуумная формовка налажена в Туле).

Двигатель и механическая коробка передач — Мелитопольского моторного завода (они знакомы россиянам по продукции ЗАЗа). Однако конструкция «Мишки» такова, что позволяет адаптировать автомобиль под силовые агрегаты (в формате 1,1-1,3 л) иностранных производителей, например Volkswagen, Renault, Peugeot, Hyundai. Адаптация не займет много времени: достаточно под мотором заменить подрамник.

Другие компоненты заимствованы у «Оки», а также моделей ВАЗа, УАЗа, ГАЗа и того же ЗАЗа — их просто купить в магазинах и на рынках автозапчастей. Ремонтировать и обслуживать технику можно на существующих СТО.

Замствования от отечественных марок сразу заметны по оформлению интерьера.

Опции

— Автомобиль по всем признакам малобюджетный, — рассказал Леонид Загорский, — вместе с тем в подкапотном пространстве достаточно места, чтобы вписать сюда опционные устройства, повышающие уровень технического оснащения и комфорта, например электроусилитель руля, ABS, кондиционер и другие. Мы готовы по желанию покупателей устанавливать торпедо, сиденья, элементы внутренней обшивки из более качественных материалов. За что, разумеется, придется доплатить.

Салон, багажник

Машина сертифицирована в кузовах «универсал», «фургон», «пикап». Однако, как выразился Леонид Загорский, «обоснованы претензии и на «ландо». Колпак кузова составной, благодаря чему универсал просто трансформировать: откручиваешь четыре болта крепления — и вдвоем легко снять и отставить заднюю часть. Вот и ландо.

С кузовом "универсал". Половины задней двери распахиваются вверх и вниз. Нижняя - удобная при погрузке платформа.
После простых манипуляций "универсал" превращается в "ландо".

Ощущение пространства в салоне можно представить по таким сопоставлениям. Кузов на 12о мм шире «Оки». На тех, кто внутри, потолок не давит, по меньшей мере у кого рост до 190 см. За рулем при отодвинутом до отказа сиденье достаточно удобно. Двоим задним пассажирам, если это взрослые, тесновато — приходится сидеть бочком. Трое сзади — перебор.

Спинка водительского сиденья наклонена, и образуется достаточно просторный проход к заднему дивану. Передний пассажир подвинул свое кресло вперед, чтобы создать простор для ног спутницы.
Разве не семейная машина?

Если сложить заднее сиденье, багажник становится просто обширным. В официальной технической характеристике указано, что его максимальный объем составляет 800 л, но на самом деле, уверял Леонид Загорский, он примерно на полсотни литров больше.

По фото, которое ниже, можно понять, какова реальная вместимость. (Простите, уважаемые читатели, за то, что формат снимка так мал — он сделан камерой мобильника. Но рассмотреть, что на нем, можно.) Фотографию прислал туляк, который приобрел «Мишку» буквально неделю назад и на следующий же день отправился закупать припасы на зиму. В багажник поместились: 7 мешков картошки (по 40 кг), два мешка лука (по 35 кг), по мешку свеклы и капусты (по 25 кг). В салоне ехали владелец и его жена. Как сказал водитель, машина везла без напряжения.

Авто для инвалидов

Он с рычажно-пружинным приводом к органам управления. Вариантов механизма несколько — для безногих, с одной правой или левой ногой. Двери автомобиля сделаны по подобию тех, что у «Оки», так что дверные проемы достаточно широкие. Подушки кресел расположены на той же высоте, что и сиденья инвалидных колясок. Благодаря всему этому для инвалида-водителя максимально упрощена процедура пересаживания из коляски за руль.

Надо отдать должное «автомобильной команде» Анатолия Карпова: сегодня (и уже давно) ни один производитель в стране не выпускает автомобили, рассчитанные на инвалидов. В Европе они есть, но их единицы, а цена европейской техники в разы выше.

Дизайн при участии Франко Сбарро

«Родители» «Мишки» отдают себе отчет в том, что внешний вид машинки, выходца из прошлого века, простоват — и намерены его усовершенствовать. На три месяца они передавали автомобиль в мастерскую известного швейцарского дизайнера Франко Сбарро, и специалист уже высказал ряд соображений. Он намерен продвинуть внешность, использовав преимущества мультиформы кузова, а также внести изменения в отдельные его компоненты. Так что можно ожидать, что автомобильчик не будет выглядеть заурядно.

Сейчас стороны находятся, как сказал Леонид Загорский, в предконтрактном состоянии. А за воплощением идей мастера дело не станет. Поскольку «одежка» «Мишки» пластмассовая, «на изготовление оснастки понадобится примерно три месяца», уточнил генеральный директор МТМ.

Проходимость

Эту характеристику машины нельзя не оценить: клиренс — 185 мм. Но потенциал проходимости повышает еще и конфигурация днища: оно практически плоское. Выступающие части — только трубы выхлопной системы и привод ручника. «Мишка» показал истинную всепролазность и во время снежных испытаний, и в грязи, и при езде по песку. Надо отметить, что в ходе песчаного теста колеса, даже слегка увязнув, справлялись с сопротивлением песка, не переставали вращаться и вывозили: 70 л.с. двигателя при небольшом весе машины хватает с лихвой. А в планах «родителей» автомобиля создать его полноприводный вариант.

Битопливный вариант: бензин + газ

«Мишка» может быть изготовлен в битопливном варианте и работать на бензине и сжиженном газе, который вдвое дешевле бензина. Газовый баллон (на него также получен сертификат) расположится в нише для запаски, в углублении багажника. Он тороидальной формы (то есть практически повторяет форму колеса), его емкость 42 л. Расход газа — 7 л/100 км. Таким образом, автомобиль с двумя заправленными топливными емкостями способен проехать около 1300 км.

Место для запаски ниже уровня пола багажника. В модификации "гибрид" в эту нишу уложат торообразный 42-литровый бак для газового топлива.

Запуск мотора — всегда на бензине, после его нагрева до рабочей температуры происходит автоматическое переключение на газ. С поворотом ключа зажигания на «выкл.» система питания опять-таки автоматически переводится на бензиновое снабжение. Газовая аппаратура — итальянская.

Надежность

Эта характеристика наверняка интересует каждого потенциального покупателя «Мишки». Против контрафакта туляки сразу устанавливают заслон: компоненты намерены приобретать только оригинальные, непосредственно у производителя.

А надежду на достойное качество сборки дает технология: автомобили будут собирать не на конвейере, а на стапелях. За каждым стапелем закрепляется бригада, продукция помечается ее личным клеймом. Случись рекламация, по оттиску легко можно будет определить виновника — конкретную бригаду, и она, по положению, из собственного фонда обязана возместить ущерб. Понятно, такой материальный стимул заставит работать без огрехов.

Про инвестиции

Зная о сложной предыдущей судьбе проекта, может возникнуть опасение — удастся ли его довести до серийного выпуска? Иначе говоря, хватит ли финансов? Леонид Загорский разъяснил:

— Прямо сейчас «живых» денег для организации серийного производства в наших руках нет, но вскоре появятся. Мы подготовили эмиссию — дополнительный выпуск акций компании, которые уже в четвертом квартале этого года разместим на бирже. Могу сказать, что авторитетные инвесторы уже твердо заявили о своей заинтересованности участвовать в проекте — оценили и готовые машины, и уверились в выгоде предприятия, изучив наш бизнес-план. Он предполагает чистую прибыль от продажи каждого автомобиля в размере 20-25 тыс. руб., а мы намечаем через несколько лет выйти на годовой выпуск 20 000 единиц. При этом, должен заметить, бизнес-план мы сознательно составили по пессимистическому сценарию — из расчета закупки комплектующих по высоким розничным, а не низким оптовым ценам. Так что на практике расходы будут ниже, чем рассчитано в плане.

Леонид Загорский занимался практической реализацией проекта "с нуля".

— И потом, у инвесторов есть и другой повод к уверенности в успехе предприятия, — продолжил Леонид Германович. — Его гарант — Анатолий Карпов, которого знают как мастера просчитывать ситуацию. Так что средства появятся вскоре, и уже в первом квартале будущего года «Мишки» поступят в продажу.

Автокредит

И еще о деньгах, но не инвесторов, а покупателей. Компания МТМ достигла принципиальной договоренности с одним из банков о том, что «Мишки» можно будет приобрести в кредит по низкой процентной ставке. Предварительно называется цифра 6%. Расчет на то, чтобы ежемесячная плата в счет погашения кредита составляла порядка 3 тыс. руб. Такие суммы по силам выплачивать людям и с умеренными доходами.

О названии

«Мишка» звучит приятно для слуха россиянина, но, оказывается, это название не модели, а проекта. Производители приняли решение провести всенародный конкурс, в котором и выберут имя малолитражке. Вскоре конкурс объявят — готовьте варианты.

Одно из предложений, что называется, висит в воздухе. Вспомним, председатель совета директоров МТМ Анатолий Карпов — двенадцатикратный чемпион мира, международный гроссмейстер, кавалер многих орденов и медалей (не только за достижения в шахматах), руководит Российским Фондом мира. Словом, один из самых видных представителей России. Люди из его окружения говорят и о его чисто человеческих достоинствах… Однако у Анатолия Евгеньевича есть один, с точки зрения автомобилиста, недостаток: не водит машину, он не чувствует радости вождения, никогда за руль не садился и не тянет.

А не кажется ли вам, что «неводитель» Карпов в истории с «Мишкой» проявил еще одно достоинство, которое автомобильное сообщество обязано оценить? Ведь он взялся и на протяжении многих лет тянул (через кризисы, отказы, ранящий сарказм наблюдателей) непростое дело, венец которого — продукт, неблизкий лично ему ни по духу, ни по потребностям, однако нужный десяткам тысяч сограждан.

Его имя наверняка когда-нибудь увековечат в какой-нибудь классической форме. Но почему бы не назвать его именем «его» автомобиль?

Подпишитесь на «За рулем» в