Skyactive: небесные перспективы

Бороться за снижение вредных выбросов автомобильные компании предпочитают самым простым способом – снижением эффективности работы двигателя. Но похоже, что «Мазда», предлагая своим покупателям технологии «Скай-Актив», избрала другой путь.

Борта автомобилей в последнее время запестрели изящными шильдиками типа «Блю моушн», «Блю эффишнси», «Эффишнт дайнемикс», «Экобуст»… Все эти красивые, но непонятные названия скрывают в себе в общем-то один смысл: двигатели таких машин в разной степени «придушены» электроникой, чтобы меньше гадили в атмосферу. Как следствие, ощущение от вождения такого автомобиля частенько никак не сообразуется с его заявленной мощностью. Конструкторы «Мазды» же додумались до неординарной мысли – повышение эффективности работы мотора и других автомобильных агрегатов, оказывается, позволит достичь той же цели!

Современный ДВС использует свой потенциал не более чем на 30% – в первую очередь, за счет тепловых потерь. Отбросив миф об их неизбежности, японцы повысили в бензиновом двигателе «Скай-Актив-G» степень сжатия до спортивных 14 единиц. Детонацию удалось побороть с помощью специального длинного выпускного коллектора, препятствующего возвращению отработавших газов в камеру сгорания, поршней с выемками в днищах, форсунок впрыска с большим количеством распылителей и прочих технических ухищрений. Это дало 15% прироста крутящего момента и настолько же снизило расход топлива.

В турбодизеле «Скай-Актив-D» степень сжатия наоборот была до тех же самых 14-ти понижена, чтобы растянуть фазу расширения газов в процессе сгорания. В результате аппетит двигателя сократился на 20%, а объем вредных выбросов соответствует даже еще не введенным нормам Евро-6, причем без использования дополнительных нейтрализаторов. Стабильный холодный пуск – ахиллесова пята многих дизелей – обеспечивается регулировкой высоты подъема клапанов.

Не избежали коренной переделки коробки передач. Автоматическая «Скай-Актив-Драйв» с широчайшим диапазоном блокировки на всех шести ступенях обзавелась новым малогабаритным гидротрансформатором, а освободившееся место было отдано более крупному демпферу и многодисковой муфте блокировки. Помимо плавного переключения передач и быстрого отклика на педаль газа, «автомат» позволяет экономить до 7% топлива. Механическая коробка с укороченным промежуточным валом обошлась без отдельной оси для шестерни задней передачи и потеряла в весе от 7 до 16% – в зависимости от версии.

Кузов «Скай-Автив-боди» стал прочнее и безопаснее, но при этом легче. Его жесткость повысилась на 30% за счет использования элементов рамы максимально прямой формы и четырех «обвязочных» поясов, присоединяемых к усилителям с помощью клея. Несущие элементы изготавливаются из тонкой высокопрочной стали, поэтому «Скай-Актив» будущей модели «Мазда-6», например, легче кузова современного ее воплощения на 20 кг. Значительно вырос уровень безопасности: при фронтальном столкновении энергия поглощается по трем направлениям: к передним стойкам, к силовым элементам днища и средним частям боковин кузова.

И, наконец, «Скай-Актив-шасси» обеспечивает превосходную управляемость. Масса подвески меньше предыдущей версии на 14%, что благотворно сказывается на поведении автомобиля. Увеличив угол продольного наклона оси поворота колеса, конструкторы добились повышения устойчивости на высокой скорости – теперь колеса с большим желанием стремятся вернуться к прямолинейному движению.

Все эти «Скай-Активы» будут использоваться на автомобиле только в комплексе. Машины с этими технологиями начнут продавать в Европе в 2012-м, хотя в Японии «Мазда-Демио» с 1,3-литровым двигателем и «Мазда-3» с агрегатом объемом 2 л появятся до конца года. В Россию «Скай-Актив» пожалует в образе CX-5 с 2-литровым бензиновым мотором.

Японцы надеются создать автомобиль, не уступающий по экономичности и экологичности гибридам. К 2015 году за счет «Скай-Актив» они обещают добиться 30-процентной экономии топлива для всех моделей «Мазды» по сравнению с уровнем 2008 года. При этом цена окажется доступной не только для экстравагантных олигархов, в отличие от нарочито зеленых конкурентов.

Мы решили:

Технология «Скай-Актив» сулит ощутимое снижение расхода топлива и уровня вредных выбросов. При этом вам не придется поступаться драйверскими возможностями автомобиля. Правда, как любое усложнение конструкции, она наверняка отразится на цене машины и стоимости обслуживания.

Подпишитесь на «За рулем» в