Карлос Гон, Боб Лутц, Элон Маск и Гаджет: вперед в будущее с электромобилем

На фестиваль фильмов об окружающей среде в Москву привезли документальную ленту Криса Пейна «Месть электромобиля». Эта картина не столько о самих электрокарах, сколько о людях, двигающих прогресс.

Документальный фильм

«Revenge of the electric car»

США, 2011 г.

Режиссер Крис Пейн

«Месть электромобиля» - уже второй фильм Криса Пейна об электрических машинах, ярым приверженцем которых он является. На этот раз режиссер решил остановиться на том, каких усилий стоило возвращение электромобилей на рынок.

Фильм начинается с рассказа о первом электромобиле EV1, созданном компанией General Motors, болезненной демонстрации уничтожения всего парка этих машин и признания компании, что она пошла по тупиковому направлению. Впрочем, этому посвящена первая картина режиссера - «Кто убил электромобиль?». И вот теперь электрокар, затаивший обиду, пытается отомстить людям за равнодушие и пренебрежение.

Создатели «Мести электромобиля» получили доступ к двум основным производителям электромобилей – Nissan и General Motors, а также к новичку электромобильной индустрии Tesla Motors. Поэтому фильм, в основном, рассказывает об этих компаниях, да еще о любителе-энтузиасте по прозвищу Гаджет, который «представляет тысячи людей во всем мире, которые сделали возможным переход на электромобили и создавали их даже тогда, когда автомобильные компании были менее всего этим озабочены». Он всю жизнь занят тем, что переделывает обычные машины в электрические и даже ухитряется на этом немного зарабатывать.

Таким образом, в фильме четыре главных героя – Боб Лутц (Chevy Volt), Элон Маск (Tesla Roadster), Карлос Гон (Nissan Leaf) и Гаджет (много разных электрических машин). Звезда ленты — электромобиль Tesla, супердорогой и суперзаряженный спортэлектрокар.

Энтузиаст Элон Маск, которому удалось заработать деньги в других сферах, получает грант, а также решает вложить свои средства в фирму по созданию дорогих качественных электромобилей. По другому пути пошел конструктор GM Боб Лутц. Он в свое время отказался от электромобиля, а через много лет нашел в себе силы признать ошибку и вновь вернуться к этой теме. Его видение электрокара — сугубо утилитарный массовый автомобиль для ежедневного городского применения.

Своя точка зрения у Карлоса Гона, которого режиссер не без ехидства характеризует как очень расчетливого человека, который «бесплатно даже не встанет утром с постели». Он ставит перед собой задачу не просто создать электрическую машину, а сделать ее максимально дешевой, поэтому очень внимательно следит за действиями конкурентов.

Кризис 2008 года всех выбивает из колеи. Перестают покупать даже обычные машины, компании урезают средства на новые разработки. Элон Маск на грани финансового краха, деньги на исходе, ему нечем даже платить зарплату сотрудникам. В довершение всего начинается массовый возврат купленных машин из-за многочисленных поломок. Он решается на отчаянный шаг — разработку бюджетного спорткара Model S. С горечью говорит о том, что работает по 24 часа в сутки, постоянно не высыпается и уже несколько раз находился на грани нервного срыва. Не позавидуешь и остальным героям фильма: General Motors ежедневно теряет миллиарды долларов, Боба Лутца считают чудаковатым, и он первый в списке топ-менеджеров, кого жаждут отправить на пенсию. За Гоном стоит Nissan, а значит тысячи сотрудников, и только от него зависит, удастся ли компании пережить тяжелое время или ее ждет банкротство. Свой личный кризис переживает и Гаджет. Вандалы поджигают мастерскую, и плоды его многолетней работы сгорают дотла. Ему не везет дважды: он берет в долг и пытается начать все с нуля на новом месте, но выясняется, что ранее здесь располагалось химическое производство, работать тут невозможно, и изобретатель в отчаянии начинает подумывать о прекращении своего маленького бизнеса.

Но законы жизни никто не отменял: за черной полосой следует белая, проходит время, и кризис остается позади. Интерес людей к электрокарам вновь пробуждается. Светлого будущего создатели фильма не обещают, но Гаджет в очередной раз переезжает и снова отстраивает свою мастерскую. И они с женой счастливы уже тем, что занимаются любимым делом. Бобу дают возможность трудиться над Chevrolet Volt, Карлос Гон доводит до ума Nissan Leaf, а Элон получает долгожданный транш, а значит и возможность вести дальнейшие разработки. В эпилоге звучит знаковая фраза режиссера: «Что нужно для настоящего реванша электромобиля? Только время».

По оценке аналитиков, к 2015 году в мире будет насчитываться около 1 млн электромобилей.

От режиссера

«Есть такой прием в создании документальных фильмов – выбираешь 12 историй и надеешься, что две или три из них «выстрелят», – рассказывал Пейн о своем фильме. В картину не вошел сюжет, повествующий о попытках внедрения Mitsubishi i-MiEV в Исландии и проекте Шая Агасси «Better Place». Первая история не получилась из-за проблем в экономике, не позволивших Исландии развить рынок i-MiEV, вторая – из-за задержки поступления новых электромобилей для «Better Place».

Таким образом, фильм мог вместить гораздо больше историй, чем вошло в его конечную версию. Но главную мысль картина все-таки доносит: вопреки всему «зеленые» авто вернулись в выставочные залы и продолжают завоевывать сердца.

Личное мнение

Несмотря на жизнеутверждающий посыл, вопросы после просмотра все же остаются. Экологичный транспорт все-таки питается не воздухом, а производство электричества далеко не так экологично, хотя авторы фильма предпочитают об этом умалчивать. Однако есть надежда на то, что и источники электроэнергии со временем «позеленеют». И помогут им в этом люди, двигающие прогресс.

Справка

EV1 — Electrical Vehicle 1, самый первый электромобиль, произведенный компанией General Motors. Выпускался с 1997 года, второе поколение — с 1999 года. Продавался только на условиях лизинга. В первом поколении на него устанавливали обычные свинцово-кислотные аккумуляторы. Было выпущено 650 экземпляров.

На втором поколении EV-1 устанавливали никель-металл-гидридные батареи. Было произведено 465 экземпляров. В 2003-м программа была закрыта как неоправдавшая надежд. Электромобили изъяты у пользователей и уничтожены. В музеях осталось только два экземпляра.

Tesla Motors — американская автомобильная компания-стартап из Кремниевой долины, ориентированная на производство электромобилей. Названа в честь всемирно известного электротехника и физика Николы Теслы. Глава компании Элон Маск – американский инженер, миллиардер и соучредитель SpaceX. Добился значительных успехов в информационных технологиях и веб-дизайне. Участвовал в ранней стадии создания системы PayPal, которая была продана на аукционе в 2002 году за 1,5 млрд долларов.

Карлос Гон – с декабря 1996-го — исполнительный вице-президент Renault. В 1999 году переведен в Nissan на должность директора по производству, стал президентом компании, а позже ее генеральным директором. За время работы в Nissan получил прозвище «Убийца расходов». Его программа по жесткому сокращению трат позволила вывести компанию из глубокого кризиса. С 2005 года также занимает должности президента и гендиректора Renault.

Боб Лутц – в течение почти полувека занимал руководящие должности в General Motors, Ford, Chrysler и BMW. Возглавив GM в 2001 году, сделал ставку на дизайн автомобилей и полностью обновил модельный ряд компании. Несмотря на пережитую в 2009 году процедуру банкротства, GM уже в 2011 году заняла первое место в мире по продажам автомобилей во многом благодаря именно его заслугам.

Подпишитесь на «За рулем» в