Место рождения: ЗАЗ

Стоит только подумать о Запорожском автозаводе – и первое, что придет на ум, будет знаменитый «горбатый», незамысловатый и дешевый. Однако на дворе уже XXI век, а запорожцы по-прежнему придерживаются традиции выпускать простые и доступные машины.

Запорожский автомобилестроительный завод

Запорожский автомобилестроительный завод

Привет из прошлого

Производство любых автомобилей начинается с «пошива костюма», и поэтому пунктом номер один в моей программе посещения завода в Запорожье значился цех штамповки. Оказавшись на территории предприятия, я пыталась узреть хоть какие-нибудь детали из прошлого, однако кроме высоких желтых кранов, разноцветных контейнеров и толстых труб так ничего и не углядела: неужели прошлое осталось в прошлом? И лишь продвинувшись вглубь завода, я увидела аккуратные серые корпуса, еще не успевшие преобразиться блестящей современностью. Из темных окон доносился лязг и скрежет, а воображение тут же дорисовывало черно-белые картинки старых советских фильмов, где главные герои обязательно должны были что-то изобрести или хотя бы перевыполнить план, чтобы стать примером для окружающих.

Первое, что бросилось в глаза, когда я зашла в цех штамповки, – огромные желто-зеленые прессы, на которых крупными белыми буквами было выведено: «СССР», «ЗиЛ», «Москва». Я ликовала – вот то, что мне так хотелось увидеть! Эти великаны, наверно, живут тут уже полвека, а их штампы помнят каждый «Запорожец», сошедший с конвейера завода. Более живую историю сложно придумать.

Новая смена

Выйдя на пенсию, эти молчаливые суровые великаны с ностальгией следят за новой сменой. Они прислушиваются к ритму современной индустриальной музыки, которую исполняют пришедшие сюда чужаки. Автоматические линии раскроя, пресс-автоматы и прочее оборудование – все отмечено иностранными названиями: «Хитачи Зосен», «Эрфурт», «Равне»… Под звонкий гром чистые листы металла перевоплощаются то в двери, то в капот, то в крылья нового автомобиля. Железный «прикид» шьется в трех цехах – крупной, средней и мелкой штамповки, – а после отправляется в цех сварки. Здесь гибкие и шустрые роботы-гастарбайтеры из Италии, Германии и США под пристальным присмотром молодых украинцев, облаченных в синюю форму, словно играючи соединяют отдельные детали, из которых складываются разные автомобили – «Ланос», «Форца», «Шанс» и «Вида».

Есть на заводе и лаборатория геометрии кузова, где измерительный прибор легкими касаниями сканирует поверхность автомобиля, а после выводит его трехмерное изображение на экран, на котором можно удостовериться, что «костюм» пошит по мерке.

Покраска на заводе сегодня полностью автоматизирована: здесь несут вахту девять больших роботов, пять из которых наносят цвет, а четыре – лак. Я специально засекла время: полная окраска одного кузова занимает примерно полторы минуты.

Куда ни гляну, вижу даму

Долго ли, коротко ли, оказалась я в цехе сборки – и не поверила своим глазам: практически на всей линии главенствовали женщины! По поточным линиям на подвесных и напольных конвейерах медленно двигались разноцветные кузова, а красавицы, аки пчелки, летали вокруг них: жужжа инструментами, они буквально на глазах превращали железный корпус в автомобиль.

Пока я восхищалась увиденным, в новенькую «Виду» запрыгнул веселый усатый дядька – и поехал мимо меня на стенд обкатки. В камере герметичности новорожденный ЗАЗ искупался в струйках воды, затем прошел проверку тормозов, регулировку колес и фар. И когда он уже изготовился отправиться на испытательный трек, я напросилась в пассажиры.

«Вида» спокойно переехала пару «лежачих полицейских», потряслась на искусственных неровностях – и отправилась обратно в цех, где ее встретили уже другие девушки. Они проинспектировали машину на предмет царапин и сколов, а после записали в табель отчета вердикт: «трек прошел». У меня как пассажира тоже не было к машине нареканий: свой скромный тест она прошла достойно.

Новое – это хорошо забытое старое

Расширяя модельный ряд, Запорожский завод не стал заново изобретать велосипед. Выкупив в свое время лицензию на «Шевроле-Ланос», он явил миру уже собственный «ЗАЗ-Шанс». Аналогичная история произошла и с «Авео», который превратился в «Виду» и теперь готов выйти на российский рынок. Базовая версия – полтора литра на «руке» – будет стоить от 289 000 рублей.

И нет ничего зазорного в том, чтобы продлевать жизнь пожилой модели, делая ее более доступной, более народной. История, как мы знаем, циклична: вы ведь не забыли, что самый первый «Запорожец» тоже был создан по образу и подобию «ФИАТа-600»?

От сельхозтехники к автомобилям

Запорожский автозавод появился задолго до образования СССР – свою трудовую деятельность он начал в далеком 1863 году с выпуска примитивного сельскохозяйственного оборудования. С годами производство крепло, а ассортимент продукции становился все более разнообразным: запорожцы освоили сборку комбайнов, жаток, молотилок. Первый автомобиль сошел с конвейера в 1959 году, а всего с 1960 по 1994-й было выпущено 3 422 444 автомобиля под маркой "Запорожец", которая известна в нашей стране каждому.

Подпишитесь на «За рулем» в