Volkswagen Golf против Opel Astra

Уже много лет в массовом сознании прочно сидит стереотип: нужен идеальный хэтчбек – покупай «Гольф». Дорого? Выбирай любую другую машину. Однако игра с «Фольксвагеном» в поддавки устраивает далеко не всех.

Отполированный до блеска перфекционизм «Гольфа» выглядит провокационно: перспектива обставить эталон на его же поле необычайно мотивирует! И все же, быть может, не стоит пытаться превзойти идеал по всем параметрам? Что если просто предложить разумную альтернативу, сыграв на протестных настроениях тех, кто не хочет мыслить стереотипами?

«Фольксваген-Гольф», от 603 000 руб., КАР от 6,11 руб./км vs «Опель-Астра», от от 599 999 руб., КАР от 6,66 руб./км

Заклятые друзья

Уже шестой по счету «Гольф» производит впечатление машины, лишенной каких-либо недостатков. Кого-то такая рафинированность подкупает, но иным может показаться скучной. И действительно, из поколения в поколение «Гольф» бережно несет ценный генетический код, совершенствуя его сколь успешно, столь и осторожно. Он скорее заставит себя уважать в процессе знакомства, нежели вызовет любовь с первого взгляда: производство спонтанных эмоций на расстоянии – явно не его стезя. «Фольксвагену» мешает врожденная сдержанность и педантичность, граничащая с занудством. Он не слишком интересен наружно, зато способен удивить своим интеллектом и навыками, которых в нем сразу и не заподозришь.

«Астра» же однозначно делает ставку на внешность: если бы мы премировали за дизайн, «Опель» сразу же вырвал бы себе ценные баллы. Однако вкус – категория индивидуальная: кто-то любит попадью, а кто-то – поповью дочку. И все же, уверен, в отличие от «Гольфа» с его нарочито нейтральной внешностью «Астра» пытается строить глазки уже в самый момент знакомства, суля незабываемые минуты страсти. Даже 5-дверный хэтчбек выглядит весьма обольстительно, демонстрируя эффектную пластику боковин, а уж трехдверка GTC и вовсе пытается откровенно соблазнить аппетитными формами. Красота – страшная сила!

Кинестетик или визуал?

Интерьер «Гольфа» на первый взгляд кажется простым, но лишь на фоне «Астры». Правильнее было бы назвать его лаконичным. Однако визуальный контакт не дает полноты картины: на ощупь «Фольксваген» кажется куда более богатым, чем на вид. Пространство организовано безупречно: взаимопонимание с машиной происходит на интуитивном уровне. Руль, обитый шелковистой кожей, идеально лежит в руках, информация с приборов считывается периферийным зрением, управление климат-контролем не вызывает вопросов. Все, за что ни возьмешься, кажется идеальным: кнопки, клавиши, крутилки разложены по своим законным местам и находятся в боевой готовности. Ты еще не подумал, что именно хочешь отрегулировать или настроить – а уже все сделано.

Манипуляции с базовой аудиосистемой RCD-310 не требуют вдумчивого изучения интерфейса, и даже более сложная «голова» RCD-510 позволяет работать с ней без предварительного штудирования инструкции – тем более что многие вопросы снимает сенсорный дисплей. Придраться можно лишь к звуковой сцене: кажется, что музыка идет слева. Впрочем, это легко компенсировать настройкой баланса.

Но самой заметной ступенькой на пути к идеалу стало водительское сиденье. Быть может, высокие драйверы и не испытают проблем, но невысокому мне (170 см) показалось, что кресло стоит слишком высоко даже в самой низкой позиции, вынуждая придвинуться поближе к рулю. Эта особенность эргономики еще более заметна на фоне «Астры», передние кресла которой показались более гостеприимными. Помимо стандартного набора регулировок сиденья дополнены подвижным сегментом подушки, который позволяет сделать ее длиннее. Крайне полезный бонус!

С точки зрения дизайна интерьер «Опеля» выглядит куда более привлекательным и современным: его проще полюбить глазами, чем «Фольксваген». Качество отделки поначалу кажется не хуже, чем у «Гольфа», но при внимательном изучении накал восторга ослабевает: кое-где на материалах все же сэкономили. Да и эргономика дает поводы для критики: приборы не столь прозрачны для восприятия, интерфейс мультимедийной системы более замороченный, а мельтешение кнопок на центральной консоли вызывает рак мозга. Наконец, у «Астры» заметно хуже обзорность, которую порядком подпортили бестолковые треугольные окошки близ передних и задних стоек кузова и небольшое заднее.

Красота требует жертв

Очевидно, что «Гольф» строился не от дизайна, а от функции. Достаточно посмотреть на обе машины в профиль, чтобы понять: «Фольксваген» гораздо «квадратнее» «Астры». Удобный доступ на задний ряд сидений обеспечивают задние двери более правильной формы, которые образуют широкий проем. Диван не прячется за стойкой кузова, и это минимизирует риск удариться головой во время посадки. В центре заднего ряда можно организовать подлокотник, вытащив его из спинки; а его кинематика такова, что он держится довольно высоко, не заставляя тянуться к нему локтем. Но это – опция.

По умолчанию подлокотника нет и у «Астры». По простору на диване «Опель» напоминает «Фольксваген», но уступает ему по запасу пространства в области ног. Проигрывает «Астра» и по удобству посадки: на проем задней двери покусилась заниженная оконная линия, а спинка дивана спряталась за массивной стойкой кузова.

Сложение с вычитанием

В базовой комплектации «Гольф» лишен разделенного на две неравные части дивана: сложить его можно только целиком. Но за доплату он становится таким, каким и должен быть у практичного хэтчбека, и к тому же прирастает лючком для лыж. Но если задний ряд полностью оставить в распоряжении пассажиров, то грузовик из «Фольксвагена» получится посредственный: объем багажника весьма скромен.

«Астра» лучше справляется с перевозкой грузов. У нее не только более вместительный багажник, но и спинка дивана раскладывается даже в базовой версии. За доплату можно получить подлокотник с лючком – правда, сам лыжный лаз будет заметно меньше, чем у «Гольфа». Зато в качестве опции «Опель» предлагает органайзер «Флекс-Фло», позволяющий организовать в багажнике подполье, экспериментируя с уровнем пола. И это хорошо.

Дуйте сильнее!

Несмотря на то что в прайс-листах обоих «немцев» фигурируют безнаддувные силовые агрегаты, наиболее привлекательно выглядят машины с турбомоторами. Оптимальный «Гольф» – это модификация 1,4TSI, который может быть оснащен как «механикой», так и «автоматом». Двигатель удался на славу: несмотря на скромные 122 силы, он легко везет даже относительно тяжелые «Пассат» и «Тигуан», а уж с легким «Гольфом» и вовсе справляется играючи! «Фольксваген» набирает скорость залихватски – и неважно, с какой коробкой приходится работать мотору: управлять разгоном одинаково приятно как на машинах с «механикой», так и на «автоматизированных» версиях с «роботом» DSG. Характер у двигателя ровный, а тяга равномерно размазана по всему диапазону оборотов – то что надо в городе! Более скромные агрегаты советовать не берусь: 105-сильный 1,2TSI не сильно дешевле, а с еще более слабыми моторами «Гольф» основательно потеряет в динамике.

«Астра» тоже начинается с безнаддувных двигателей, но расцветает только с 1,4-литровым турбомотором мощностью 140 сил. Правда, обладая лошадиным преимуществом перед «Фольксвагеном», такой «Опель» едет не столь весело: он хуже тянет с низов, а швыряться силами начинает лишь тогда, когда это уже не нужно. Да и 6-ступенчатая АКП берет мзду за свои услуги. Даже 180-сильная версия «1,6-Турбо» по ощущениям едет не лучше 1,4-литрового соперника! «Механические» модификации разгоняются резвее, но «Фольксваген» оставляет все же более приятное впечатление: свой потенциал он реализует на порядок выше.

Меньше дверей – больше удовольствия

Шасси «Гольфа» – одно из лучших (если не лучшее) в классе: это подтверждают первые же повороты. Руль предельно информативен, крены умеренны, а шины настолько цепко липнут к асфальту, что кажется, будто хэтчбек и по отвесной стене запросто проедет. Уверенность в машине растет пропорционально скорости. Чем более крупные цифры отмеряет стрелка спидометра, тем больше проникаешься возможностями машины: «Фольксваген» крепко держит прямую и абсолютно надежен в поворотах. Тормоза – идеальны: педаль чувствительная, но жесткая; а управление давлением в системе происходит не перемещением педали, а силой нажатия. Супер!

«Астра» оставляет не столь цельное впечатление. Педаль тормоза излишне подвижна: на фоне «Гольфа» ее ход кажется слишком большим. Впрочем, это никоим образом не отразилось на эффективности системы – просто к характеру замедления нужно малость попривыкнуть. А вот чересчур легкий и пустой руль – это уже более серьезный недостаток: в повороте траекторию приходится нащупывать. Предельные возможности «Опеля» не хуже, чем у «Фольксвагена», однако понять это можно, только основательно вкатившись в машину – в то время как «Гольф» сразу же обнажает свои прелести. В любом случае «Астра» не столь явно стремится разделить радость езды с водителем.

Но это справедливо лишь в отношении 5-дверного хэтчбека. Эффектная трехдверка GTC едет совсем по-другому! Причина кроется в передней подвеске «Гипер-Страт», у которой поворотные кулаки вращаются отдельно от качающейся «свечи», позволяя избавиться от силового подруливания. Руль у GTC тоже легкий, но намного более точный и информативный, чем у обычной «Астры». И потому рулится 3-дверный хэтч ничуть не хуже «Гольфа».

Летящей походкой

«Фольксваген» собран с прецизионной тщательностью и в движении не издает ни единого постороннего звука. Даже голос мотора, понемногу прорываясь через заросли шумоизоляции, вещает исключительно по делу и не раздражает слух. Но только до тех пор, пока под колесами ровный асфальт. Дорога портится, и машина начинает нервничать, а жесткие закраины ям и трамвайные рельсы приходят в салон через жалобный перестук подвески, которую отклонения от нормы явно не радуют. Неровности машина проходит жестко, вынуждая основательно сбрасывать скорость перед выбоинами.

«Опель» ведет себя много сдержаннее: битым асфальтом его не испугаешь. «Астра» более мягко перекатывается через большинство дорожных артефактов и не досаждает комментариями со стороны подвески. Гламурная версия GTC, которой положена обувь большего размера, тоже весьма стойко воспринимает тяготы наших дорог: даже будучи обута в заказные 19-дюймовые «лапти» трехдверка демонстрирует лучшую плавность хода, чем «Гольф» на 17-дюймовых колесах.

Активы и пассивы

Эксперты «ЕвроNCAP» в 2009 году благополучно разбили и «Гольф», и «Астру»: обе машины получили по пять звезд. Тем не менее применительно к нашей реальности есть несколько важных нюансов. В любом из «Гольфов» вы обнаружите семь подушек безопасности: фронтальные, боковые, оконные плюс эйр-бэг для коленей водителя. Кроме того, в «Фольксваген» можно добавить еще пару боковых подушек для задних пассажиров.

«Астра» по умолчанию предлагает всего четыре подушки (фронтальные и боковые), а надувные «занавески» стоят дополнительные 9500 рублей – недорого, но все-таки. Зато «Опель» даже в базовые версии добавил систему динамической стабилизации, в то время как «Фольксваген» за ESP требует 22 710 рублей.

Здесь же уместно упомянуть и о том, что представители «ЕвроNCAP» дважды награждали «Опель» за инновации, отметив систему распознавания дорожных знаков «Опель-Ай» и адаптивный свет AFL, которые можно заказать и в России.

Гул турбин, обрывки сна

В этом году «народные автомобилисты» вывели из обращения «Гольф» с чахлым безнаддувным мотором 1,4 литра; и теперь прайс на трехдверку с двигателем 1,6 (102 л. с.) в комплектации «Трендлайн» начинается с отметки 603 000 рублей – на три тысячи дороже самой доступной «Астры» в исполнении «Эссеншиа» с 1,4-литровым мотором мощностью 101 л. с. В таком «Гольфе» помимо вышеупомянутых средств безопасности есть передние электростеклоподъемники, обогреваемые зеркала с электроприводом, центральный замок с ДУ. Кондиционер по умолчанию положен только версиям с моторами TSI и TDI, а отдельно стоит 43 240 рублей. За 5-дверный кузов следует доплатить 22 850 целковых. В общем, в силу бедности такая машина будет лишь бледной тенью настоящего «Гольфа».

Машины с турбомоторами начинаются от 616 тысяч за 1,2TSI (85 л. с.), а с оптимальным двигателем 1,4TSI «Гольф» обойдется в 676 тысяч на «руке». За DSG следует доплатить еще 66 000 рублей, что довольно нескромно. Но все равно придется набирать дорогие опции поштучно: задние двери (22 850), ESP (22 710), многофункциональный дисплей (2000), аудиосистему (7020), «противотуманки» (6730), руль с кнопками управления «музыкой» (10 860) – это как минимум. Если все сложить, получим «Гольф-1,4TSI-DSG» за 814 170 рублей.

Аналогично оснащенная «Астра» со 140-сильным турбомотором и «автоматом» в комплектации «Энджой» обойдется в 763 900 рублей. Существенная разница! А если задаться целью приобрести самую дешевую машину за 600 тысяч, то и она будет вполне пригодна для жизни: ей полагается кондиционер и «музыка».

Эффектная GTC на 12 900 рублей дешевле пятидверки, к тому же ее можно взять со 140-сильным безнаддувным двигателем 1,8 литра. Кроме того, у GTC есть турбомоторы 1,4 (140 сил) и 1,6 (180 сил) на «руке», в то время как на обычном хэтчбеке к этим силовым агрегатам в нагрузку обязателен «автомат».

МЫ РЕШИЛИ:

«Гольф» не зря считается эталоном в классе. Все в нем хорошо: и салон, и ездовые качества, и ликвидность: и в трехлетнем, и в десятилетнем возрасте «Фольксваген» легко найдет второго, третьего, …дцатого хозяина. Самая большая проблема «Гольфа» – это цена: даже несмотря на то что сейчас он выглядит существенно доступнее, чем раньше.

В сравнении с великолепным «Фольксвагеном» нынешняя «Астра» оставляет более размазанное впечатление. Однако, мы пришли к выводу, что «Опель» ни на балл не уступил своему заклятому другу. «Астра» не столь блестяще управляется и имеет ряд нареканий по части эргономики, но у нее все же очень достойный салон, а плавность хода выше. Кроме того, у «Опеля» больше багажник, что тоже немаловажно. При этом «Астра» выглядит гораздо наряднее набившего оскомину «Гольфа», а трехдверка GTC – и вовсе уникальный автомобиль за свои деньги.

Подпишитесь на «За рулем» в