Формула 1: Кто станет чемпионом-2012?

Льюис Хэмилтон выиграл вновь возродившийся Гран При США, теперь на трассе в техасском Остине, а набранные Феттелем и Алонсо большие очки подводят нас к одному из самых захватывающих финалов чемпионата.

На подиуме Себастьян Феттель стал вторым, Фернандо Алонсо третьим. Разрыв между соперниками теперь составляет 13 очков. Кими Райкконен (Lotus), долгое время шедший третьим и сохранявший математические шансы на титул, окончательно выбыл из борьбы. Имя чемпиона сезона 2012 года назовет лишь Гран При Бразилии, который пройдет уже через неделю. В то же время победитель в Кубке конструкторов определился уже в эти выходные – «корона» досталась австрийской команде. Red Bull Racing Team по ходу сезона набрала 440 очков и опережает своего ближайшего соперника, Ferrari, на 73 очка, что не позволяет итальянской «конюшне» оспорить титул даже в случае финиша обеих машин на первых двух позициях и сходе обеих машин австрийцев.

Пожалуй, главная причина того, что имя чемпиона до сих пор остается загадкой, лежит в стремительном прорыве Льюиса Хэмилтона по ходу гонки и манипуляции Ferrari с одной из машин перед началом воскресных соревнований. На самом старте англичанин пропустил вперед Марка Уэббера, однако уже через несколько кругов смог опередить австралийца. Сам Марк буквально сразу после этого выбыл из гонки из-за сломавшегося генератора. Темп же Себастьяна Феттеля в этот выходной оставлял желать лучшего, хотя немец делал все возможное, чтобы сохранить свою лидирующую позицию, которую он занял сразу после старта с поула. Однако Хэмилтона, особенно после пит-стопа и смены резины, было не удержать, и на 42-м круге ему наконец удалось опередить немца.

Благодаря победе Льюиса Хэмилтона (McLaren) борьба за чемпионскую корону обостряется - финальная схватка переносится на легендарную трассу в Интерлагосе.

Причем сам Себастьян Феттель считает виновным в обгоне Хэмилтоном пилота HRT Нараина Картекьяна. Даже по тим-радио он пожаловался на это: «Это вина Картекьяна». Немец уверен, что индус должен был пропустить его еще в связке третьего-седьмого поворотов, и тогда в двенадцатом повороте Льюис просто не смог бы догнать его. Однако сам Картекьян считает, что сделал все возможное в той ситуации. «Я разговаривал с Чарли Уайтингом перед гонкой по поводу схожего развития событий. В этой части трассы просто невозможно куда-либо деться, кроме как выехать за ее пределы. И Чарли сказал, что не надо никуда сдвигаться в секции с третьего по седьмой повороты, так что я сделал все правильно», - пояснил Нараин в интервью британскому журналу Autosport и добавил, что в уже в восьмом повороте оставил Феттелю достаточно места для совершения маневра: «Когда я там оказался, то подвинулся, чтобы он мог обогнать меня на выходе из седьмого поворота к восьмому. Ведь ты не можешь просто исчезнуть с дороги, это невозможно. Или вы можете подсказать мне, как ехать вне трассы?».

Пилот HRT Нараин Картекьян не первый раз подвергается критике со стороны Себастьяна Феттеля (Red Bull Racing).

Другой претендент на титул, Фернандо Алонсо, перед гонкой получил возможность стартовать не с грязной стороны трассы, а непосредственно по уже накатанной траектории. Причиной тому послужили возникшие проблемы на машине Фелипе Массы, которому сменили коробку передач утром в воскресенье. В результате бразилец получил штраф в пять позиций и опустился с седьмой позиции на одиннадцатую. Благодаря этому Фернандо Алонсо поднялся на одну ступень выше и стал седьмым.

Испанец, всегда хорошо стартующий, и на этот раз смог моментально вырваться в первые ряды – с седьмого места он вышел было на третье, однако немного ошибся в первом повороте и пропустил вперед Марка Уэббера. Однако после схода австралийца снова стал третьим и смог удержать эту позицию до самого финиша.

Что касается Фелипе Массы, то он показал не менее впечатляющий темп и компенсировал наложенный на него штраф, финишировав четвертым. Остается только предполагать, каким бы он пришел в гонке без смены коробки передач перед самым стартом.

В конце уикенда Стефано Доменикали поделился своим видением гонки: «По сравнению с тем, как мы оценивали ситуацию вчера, можно даже сказать, что результаты гонки положительные. Конечно, Фернандо потерял несколько очков по отношению к лидеру чемпионата, однако все же не очень много, чтобы в следующей гонке мы не попытались отыграться. Но в первую очередь я хочу поздравить и поблагодарить Фелипе – не только за его потрясающее выступление в гонке, но и то, как он отнесся к нашему решению получить штраф и в то же время повысить шансы на старте, особенно для его напарника. Действительно это было сложное решение, однако он принял его и показал, что ценит командные интересы выше личных. Фелипе – командный игрок, искренний и честный, который полностью разделяет наши ценности, мы это знали всегда, и сегодняшняя гонка это подтвердила. Поэтому я хочу публично поблагодарить Фелипе. Возвращаясь к Фернандо, надо сказать, что он сделал все возможное. Иными словами, машина не была в состоянии бороться за победу. Но он снова потрясающе стартовал, что позволило ему финишировать на подиуме. И теперь мы отправляемся в Бразилию с уверенностью, что все еще возможно. Там мы окажемся в ситуации, обратной Абу-Даби двухлетней давности. Когда ты борешься за титул до самой последней гонки, ты понимаешь кое-что очень важное: с Ferrari такое бывало уже много раз и лишь с тремя исключениями – с 1997 года так высоко и так регулярно не финишировала ни одна команда Формулы 1. Поздравляем Red Bull с победой в Кубке конструкторов. Но мы постараемся обыграть их в личном зачете уже через неделю в Интерлагосе».

Руководитель Ferrari Стефано Доменикали назвал Фелипе Массу командным игроком и поблагодарил за помощь Фернандо Алонсо в борьбе за чемпионский титул.

Другие постоянные соперники Ferrari, McLaren, в Гран При США выступили немного нестабильно. И если Льюис Хэмилтон стал победителем, то его напарник финишировал пятым. Сначала даже показалось, что Дженсон Баттон полностью провалил старт и уже не сможет отыграться – с двенадцатого места он откатился на шестнадцатое. Однако по ходу гонки, по мере того как прогревались покрышки, ему удалось прорваться сквозь пелетон. Особенно запоминающимися для зрителей стали его сражения с двумя «Лотусами», которых англичанину удалось одолеть.

Те самые «Лотусы» финишировали шестым и седьмым – Кими Райкконен и Роман Грожан соответственно. Причем француз накануне также получил штраф за смену коробки передач. Но в отличие от Массы, об этом было известно еще до квалификации, поскольку команда сразу заявила о своем решении, продиктованном техническими причинами. Поэтому в квалификации Роман старался показать как можно более высокий результат и минимизировать потери от штрафа. Так и получилось. В бой Грожан ушел с восьмой позиции (поднялся с девятой после штрафа Фелипе Массы).

Темп Кими Райкконена в начале гонки внушал уверенность, что он сможет побороться с Фернандо Алонсо, однако затем финн потерял несколько секунд на пит-стопе и попал в трафик, из которого ему не удалось сразу выбраться. Далее последовали атаки Массы и Баттона, и в результате Райкконен уступил четвертую позицию и пришел к финишу лишь шестым. Это окончательно вычеркнуло его из претендентов на титул в математическом раскладе. Теперь от второго места Фернандо Алонсо его отделяет 54 очка.

«День был нормальный, но не очень простой для нас. Я плохо стартовал, а затем во втором повороте даже немного соприкоснулся с Force India [Нико Хюлькенберга] и потерял еще несколько позиций. Несмотря на это, машина работала хорошо, и я смог обогнать ряд соперников. Но к сожалению, началась облачность, и температура упала, поэтому шины просто перестали работать. Как раз тогда меня и прошел Дженсон Баттон. Можно сказать, что это была гонка, в которой надо было использовать все возможности резины в ее «рабочие» периоды. Я все еще третий в личном зачете, и мы постараемся сделать все, чтобы удержать эту позицию», - рассказал о том, что произошло с ним в гонке Кими Райкконен.

Кими Райкконену (Lotus) не удалось реализовать преимуществ своей стартовой позиции в ГП США, однако он намерен удержать третью позицию в личном зачете.

Красивую борьбу колесо в колесо подарили зрителям Нико Хюлькенбренг (Force India), Пастор Мальдонадо и Бруно Сенна (оба – Williams). Сражение началось сразу после старта, еще в первом повороте, когда Мальдонадо обошел напарника. В то же время Хюлькенберг поднялся выше в пелетоне и даже боролся некоторое время с Кими Райкконеном, однако затем немного откатился назад. Как раз тогда к немцу и приблизился венесуэлец, но Нико удалось удержать свою восьмую позицию.

Потрясающим прорывом и последующим провалом отличилась и другая команда. Даниэль Риккиардо из Toro Rosso после старта смог с восемнадцатого места подняться на пятое, но после пит-стопа откатился назад и финишировал лишь двенадцатым. Его напарник Жан-Эрик Вернь сошел на четырнадцатом круге из-за сломанной подвески.

Сложный и интересный первый поворот трассы, к счастью, не привел к массовому завалу. Хотя непрогретая резина на достаточно холодной трассе вполне могла спровоцировать столкновения.

Предпоследняя гонка для Михаэля Шумахера (Mercedes) снова сложилась самым неудачным образом. С самого старта соперники обгоняли немца один за другим, и он сразу откатился с пятого на четырнадцатое место. Пит-стоп не изменил расклад в лучшую сторону – на финише семикратный чемпион оказался лишь шестнадцатым. Его напарник Нико Росберг пришел тринадцатым.

«Не могу найти других слов, кроме как иронических, чтобы описать сегодняшнюю гонку. Так много событий было вокруг меня, но все они почему-то шли в неправильном направлении. И было бы недостаточно сказать, что гонка стала настоящей борьбой. Мне не удалось извлечь какую бы то ни было пользу из первого комплекта резины, должно быть какие-то повреждения стали причиной такой плохой работы шин. Нам пришлось даже изменить стратегию и совершить два пит-стопа, чтобы хоть как-то выровнять гоночный темп. В общем, все пошло совершенно не так, как мы ожидали, особенно если учесть, что пятница и суббота были не таким уж и плохими», - поделился впечатлениями после гонки Михаэль. И досаду Шумахера легко понять – с его любовью к гонкам, его талантом и достижениями хочется достойно выступить в оставшихся гонках до завершения карьеры. Будем надеяться, что Гран При Бразилии станет для него более удачным.

Удача настойчиво не желает улыбаться Михаэлю Шумахеру (Mercedes). Но немец все же надеется, что в Бразилии ему удастся хорошо выступить.

Сразу за Михаэлем в ГП США финишировал россиянин Виталий Петров (Caterham), который опередил на одну позицию своего напарника по команде Хейкки Ковалайнена. «Все, что я мог сегодня извлечь из машины, я сделал, так что вполне доволен результатом [17-й на финише гонки]. Старт был сумасшедший: все на холодной резине и пытались войти в первый поворот, так что часть машин даже выехала за пределы трассы. Но мне удалось чисто пройти поворот, и как только шины достигли рабочей температуры, я смог оторваться от идущих позади соперников. Мы планировали один пит-стоп, и он прошел просто идеально: ребята в команде сработали очень быстро и поставили мне жесткий комплект. Деградация шин была не очень большой – мы это заметили еще в пятницу, так что проблем с резиной не возникло, но на последней трети дистанции я почувствовал некоторую вибрацию педали тормоза, однако это не помешало. Так что день выдался хорошим и без каких-либо проблем», - рассказал о гонке Виталий Петров.

Виталий Петров (Caterham) снова опередил своего напарника по команде и провел уверенную гонку.

Следующая, финальная в сезоне гонка состоится уже в ближайшие выходные. Гран При Бразилии обещает стать одним из самых захватывающих соревнований чемпионата, ведь именно он назовет имя чемпиона 2012 года.

Результаты Гран При США:

Личный зачет по итогам ГП США:

Кубок конструкторов по итогам ГП США:

Подпишитесь на «За рулем» в