Ford Focus II: три года не возраст

К «Фокусу» все мы испытываем особые чувства. Ведь именно он стал первым по-настоящему современным иностранным автомобилем, получившим российскую прописку, – а с ней и очень интересную цену.

Дебют второго поколения ознаменовал новый качественный уровень: просторный салон, добротные отделочные материалы, широкая гамма моторов и кузовов. Сегодня «Фокус II», пожалуй, лучшее предложение в «гольф»-классе на вторичном рынке.

Рынок диктует свои законы, и они довольно прозрачны – предоставьте народу достойный по всем параметрам автомобиль по приемлемой цене, и он станет бестселлером. Как, например, в случае с «Фокусом». С потребительскими качествами у него все в порядке, а демократичную цену обеспечила российская сборка. Потенциальные пользователи могут присмотреть себе «Фокус» с одним из пяти типов кузова. Больше всего предлагается 5-дверных хэтчбеков и седанов. Выбор трехдверок и универсалов гораздо скромнее. А если вы надумали обзавестись стильным купе-кабриолетом, то придется набраться терпения: поиск такой модели потребует времени. Независимо от типа кузова салон автомобиля очень просторен по меркам «гольф»-класса. Ведь ширина автомобиля составляет 184 см – это больше, чем у многих семейных моделей. Похвалы заслуживает и отделка интерьера: приятная на ощупь текстура обивки, мягкий пластик, аккуратное исполнение.

На российском рынке превалируют машины отечественной сборки, но есть и небольшая доля привезенных из Европы. Причем дилеры официально продавали «Фокусы», произведенные в Испании. В основном это были дорогие версии в максимальной комплектации и с 2-литровым двигателем. Кстати, о комплектациях. В базовой версии (с мотором 1,4 л) имелись лишь водительская подушка безопасности и электропривод передних стекол. Версия «Комфорт» дополнялась кондиционером и АBS. Исполнение «Тренд» щеголяло противотуманными фарами и бортовым компьютером. Вариант «Гиа» уже подразумевал 4 подушки безопасности и электропакет с обогревом зеркал. Причем на «вторичке» почти нет пустых машин. Но комплектация – это еще не все. Главный козырь модели – отменные ходовые качества и едва ли не эталонная управляемость.

Что касается двигателей, то в арсенале модели имелись бензиновые «четверки» объемом 1,4 л (80 л. с.), 1,6 л (100 и 115 л. с.), 1,8 л (125 л. с.) и 2 л (145 л. с.). Дилеры продавали и версии с 1,8-литровым турбодизелем мощностью 115 сил. Но на рынке таких машин очень мало. Цены на трехлетние экземпляры варьируются в диапазоне 300–550 тыс. руб.

Двигатели

Внимание – муфта!

Модификация с базовым 1,4-литровым двигателем у нас практически не встречается. Такие машины приобретались, как правило, корпоративными клиентами или в такси. Тем не менее этот мотор механики хвалят – врожденных болезней у него мало. Правда, из-за скромных объема и мощности его обычно «крутят» на полную катушку, так что он работает на износ и во вторые руки попадает уже на пределе своего моторесурса. Стосильный агрегат родом из ЮАР и предназначен для эксплуатации в странах третьего мира. Простая и кондовая конструкция предполагает отменную ремонтопригодность и дешевизну в эксплуатации. Но и этот двигатель слабоват для современного автомобиля. Особенно в паре с «автоматом». Другое дело его 115-сильный собрат c системой изменения фаз газораспределения – его уже хватает на всех режимах. Однако этот мотор страдает одной неприятной болячкой: нередко выходит из строя муфта фазовозвращателя, и его замена влетает в копеечку.

Силовые агрегаты объемом 1,8 и 2 л одинаковы по конструкции и надежны. Однако если заметили, что мотор гонит масло, о чем даст знать сизый дымок из выхлопной трубы, от машины лучше отказаться. Дело в том, что политика компании не предполагает ремонт или замену поршневых колец и самих поршней, вкладышей или коленчатого вала. Как правило, на замену идет блок цилиндров со всеми «потрохами», так называемый шорт-блок. Впрочем, до этого дело дойдет не скоро – ресурс двигателя 350 тыс. км. А в приводе ГРМ – долговечная цепь. Остальные моторы оснащены зубчатым ремнем, срок службы которого составляет 150 тыс. км. Правда, механики рекомендуют обновление раньше, через 100–120 тыс. км вместе с водяным насосом. Не слишком долговечны у всех моторов сальники распределительного вала. Мелочь? Да, деталь стоит копейки, зато работа обойдется в 12 500 руб.

Трансмиссия

Выбираем «механику»

На «Фокус» устанавливались 5-ступенчатые механические и 4-диапазонные автоматические коробки передач. Причем механические различаются конструктивно. Серия ххх сочеталась с моторами 1,4 л, 1,6 л и 1,8 л. Даже на относительно свежих машинах вылетала вторая передача. Виновник – синхронизатор первой и второй передачи. Ремонт стоил 35 000–40 000 рублей. А вот задняя ступень на этой коробке была вообще без синхронизатра. Поэтому при движении назад следует полностью остановиться, чтобы со временем не повредить шестерни. Зато другая коробка, которая работала в паре с 2-литровым двигателем, отличается кондовой конструкцией и долговечностью. Неприятных сюрпризов она не преподносила.

А вот автоматическая коробка считается у сервисменов проблемной. Ремонт на официальных СТО стоил примерно 150 000 рублей. Правда, за первые три-четыре года выпуска интенсивно велась работа над ошибками – были внесены изменения в конструкцию и болячки вылечили. На машинах моложе 2007 года АКП не давала особых поводов для нареканий, хотя изредка жалобы на нее поступают.

Шасси и рулевое управление

Отдельные исключения

«Фокус» отлично управляется и хорошо слушается руля благодаря ювелирно настроенной независимой подвеске (спереди стойки «Мак-Ферсона», а сзади – сложная многорычажка с подруливающим эффектом). Плавность хода и шумоизоляция – также на приличном уровне. Большинство элементов шасси долгожители. Правда, есть и выбивающиеся из общего ряда детали, которые приходится обновлять чаще. Опорные подшипники амортизаторных стоек выхаживают в среднем 30–40 тыс. км. Примерно столько же выдерживают ступичные подшипники – их меняют в сборе со ступицами. Нередко при демонтаже повреждают датчики АBS, и тогда их приходится менять. Легким стуком в подвеске к 50 тыс. км дадут о себе знать стойки стабилизатора. Зато втулки служат почти вдвое дольше. Одновременно с ними, на 80–100 тыс. км придет черед обновления шаровых опор в сборе с рычагом и сайлент-блоками. Заодно целесообразно поменять рычаги и амортизаторы.

В задней подвеске придется каждые 60–80 тыс. км обновлять стойки стабилизатора. Втулки держатся в среднем в полтора раза дольше. К 100 тыс. км изнашиваются сайлент-блоки продольных рычагов. Амортизаторы нередко дотягивают до 120–140 тыс. км.

Передние тормозные колодки «комфорт» ходят, как правило, 20–30 тыс. км. А вот детали так называемого эконом-класса в среднем выдерживают 15–20 тыс. км. Диски традиционно меняются каждые две-три замены колодок. Задние колодки и диски служат чуть дольше передних.

В рулевом управлении также неожиданностей нет. Срок службы рейки нередко превышает 200-тысячный рубеж. Наконечников с тягами хватает на 100 тыс. км.

Кузов и его электрооборудование

Мелкие неприятности

Кузов «Фокуса» надежно защищен от коррозии: на трехлетних экземплярах ржавых пятен и при желании не найти. Правда, от соли на хэтчбеках и седанах теряет внешний вид хромированная накладка крышки багажника, мало того, в месте ее соприкосновения с кузовом через два-три года появляются очаги коррозии. Ремонт стоит от 4500 руб.

Владельцы «Фокусов» нередко жалуются, что зимой из-за попадания влаги замерзают сенсорные кнопки замка багажника. Вроде мелочь, но обледеневший концевик может самопроизвольно включаться и выключаться, открывая и закрывая крышку багажника. Если починить контактный узел не удастся, придется выложить около 1000 рублей на замену. Кроме того, после двух-трех зим могут закиснуть провода, питающие фонари подсветки.

Чтобы замок капота открывался по первому требованию, нелишне наложить смазку на внутреннюю поверхность фирменной эмблемы, закрывающей личинку замка. Тем более что расходники и работа стоят недорого. Будьте внимательны к такой несерьезной на первый взгляд поломке, как выход из строя центрального замка. Из-за этого «пустяка» блокируются не только двери, но и лючок бензобака. Поэтому отремонтировать замок следует до того момента, как закончится топливо. Бывали случаи, когда приходилось везти машину в сервис на эвакуаторе... На седанах нередко переламывается жгут электропроводки, подводящий питание к фонарям на крышке багажника. Ремонт обойдется в 2300 рублей.

Покупаем?

Конечно! Если вы нацелились на «Фокус», значит, автомобиль вам понравился. Остается подобрать подходящие кузов, комплектацию и, самое главное, технически исправный и ухоженный экземпляр. Поскольку траты на ликвидацию пропущенного при покупке «косяка» целиком лягут на плечи второго владельца, диагностика основных узлов и систем будет далеко не лишней. Впрочем, как мы убедились, слабых мест у «Фокуса» не так много. А если желаете максимально избавить себя от возможных проблем в дальнейшем, подыскивайте модификацию c 2-литровым мотором и механической коробкой передач.

Подпишитесь на «За рулем» в