Jeep Grand Cherokee против Land Rover Discovery 4

Славу свою они добывали по-разному. Один – под огнем «лихих девяностых», другой – в грязи культового ралли-приключения «Кэмел-Трофи». Малиновые пиджаки нынче носят разве что на маскарады, да и знаменитая гонка не проводится уже больше десяти лет. Но машины-то – остались! И оттого, что это «не совсем те» вседорожники, сравнение будет только интереснее. Кто из них и сегодня готов на подвиги, а чья легенда окажется только мифом? Давайте разбираться!

Имидж – все?

«Что тут сравнивать? «Диско» – более гламурный, «Джип» – внедорожный», – примерно так реагировали на нашу идею не только «посвященные» из числа друзей и близких знакомых, но и некоторые коллеги. И действительно – любовь коммерсантов и строгая внешность исказили имидж «Дискавери»: в нем все меньше подозревают настоящего «проходимца», не обращая внимания на то, что уже в базе машина оснащается пневмоподвеской, демультипликатором и «вездеходной» системой «Террейн Риспонс». А словосочетание «интегрированная рама» в случае с «Ленд-Ровером» означает, что элегантно-строгий кузов теоретически можно отделить от шасси, открутив пару десятков болтов. То есть в костюм топ-менеджера рядится самый настоящий вседорожник! И ему глубоко плевать на то, что вы об этом не догадываетесь.

А что «Гранд-Чероки»? У этого автомобиля тоже есть двойное дно. Фактически новый «Джип» – это «Мерседес-Бенц» М-класса уже прошлого поколения с заводским индексом W164. В наследство от почившего в бозе трансатлантического альянса «Даймлера» с «Крайслером» осталась структура несущего кузова, независимая подвеска и даже автоматическая коробка передач. Но это не значит, что «Гранд» болен «асфальтовой болезнью»: полный привод с понижающей передачей, пневмоподвеска и система «Селек-Террейн» наделяют его неслабым оффроудным потенциалом. Хотя, конечно, на фоне лаконичных линий кузова английской машины «Гранд-Чероки» смотрится слегка легкомысленно – как спортивно сложенный охранник при серьезном бизнесмене. Впрочем, передвигаясь колонной из двух машин по городу и его окрестностям, мы не могли не заметить, что публика обращает внимание только на «Джип». И это несложно объяснить: силуэт «Ленд-Ровера» уже примелькался, а отличить новый от старого по светодиодной косметике фар и фонарей сможет и захочет далеко не каждый. То ли дело оппонент! Пластичные боковины с почти правильными трапециями колесных арок, «гриль» с семью фирменными прорезями, прищур головной оптики и щедрые порции хрома по периметру... Вычурно? Пожалуй. Но попадание в имидж – стопроцентное.

Пространственная геометрия

Имиджевые различия продолжаются и в интерьере. Рабочее место водителя «Дискавери» – капитанский мостик дорогой яхты, с упором на практичность, но не без изящества. Детали из мягкого пластика скроены просто, прямоугольно и стильно. В руках – немалого диаметра штурвал, справа – интегрированный в кресло и совершенно ненужный подлокотник. Отлогая центральная консоль, сплошь усеянная кнопками и ручками: всего много, но все логично и удобно в использовании. По давней «лендроверовской традиции внутрисалонным хозяйством можно управлять, не снимая перчаток: аристократия – а вы как думали?

Произвести «Ленд-Ровер» в рыцари мешают некоторые особенности. За рулем очень сложно расположиться так, чтобы колени не контактировали с деталями интерьера. Трогать ногой мягкий пластик – это полбеды. Хуже, что при контакте панели еще и скрипят – совсем не по-джентльменски. И тот факт, что за рулем можно сидеть не только в стетсоне, но даже в цилиндре – не оправдание.

«Джип» после «Диско» – как наряд нувориша по сравнению со штучно скроенным твидом. Вроде и недешево, но гармонии не чувствуется. Лакированный шпон выглядит пластиковым, а плавные линии интерьера не желают гармонировать с суетой мелких кнопок, обрамляющих мультимедийный экран. В органах управления тоже нет ни мира, ни порядка: универсальный мерседесовский (и потому единственный) подрулевой переключатель соседствует с чисто американскими кнопками управления аудиосистемой, расположенными на «темной стороне руля».

Кстати, о современности. Дисплеи «тач-скрин» на центральной консоли входят в базовую комплектацию обеих машин – и оба беспощадно тормозят. Но при общении с «Джипом» терпения нужно гораздо больше, да и графика у него на XXI век никак не тянет.

Вытирайте ноги!

В длину оба конкурсанта – под пять метров. Для двух рядов сидений такой протяженности более чем достаточно, так что ни «Диско», ни «Гранд» в нелюбви к гостям второго ряда упрекнуть никак нельзя. Климатические установки обоих вседорожников не дадут пассажирам замерзнуть, да и диваны можно оснастить обогревом. Разница кроется в нюансах. «Ленд-Ровер» на 10 см выше, а посадка и спереди, и сзади более вертикальная – отсюда и ощущение, что пространства гораздо больше. На самом деле, пересев в «Джип», понимаешь, что для коленей и здесь простора не меньше; а перед глазами пусть и не два экрана, как в «Диско», а один – зато побольше. А еще в «Джипе» есть разъемы, позволяющие пассажирам подключать собственные плейеры и прочие аудиовидеоносители к бортовой системе, не навязывая водителю свои музыкально-кинематографические вкусы.

Коммуникационные возможности «Диско» скромнее, зато раскошелившемуся на дорогую бортовую мультимедийщину достанутся и две пары беспроводных наушников. Кроме того – в отличие от оппонента, «британец» может быть 7-местным. За третий ряд кресел нужно доплатить 88 500 рублей, зато эти кресла будут полноценными: взрослый мужчина сможет попасть на третий ряд, сохранив человеческое достоинство, и в дальней дороге вряд ли станет роптать на тесноту. А подстаканники ему и вовсе достанутся самые удобные.

Борты и двери

Подобно хамоватому водителю грузовика, «Дискавери» продолжает «давить габаритом»: собранный из прямых углов кузов позволяет расположить пару чемоданов даже позади третьего ряда сидений. Если же уравнять машины по пассажировместимости, преимущество посланца Туманного Альбиона вырастет до внушительных пятисот литров. Предельные возможности «Диско» и вовсе ошеломляют: оставив в салоне только два кресла, можно получить в свое распоряжение два с половиной кубометра! Правда, пользоваться ими не слишком удобно: погрузочная высота и без того немаленькая, а тут еще эта нижняя часть грузовых ворот, открывать которую приходится на себя. Из-за такой «препятственной геометрии» достать сумку, улетевшую к спинкам второго ряда сидений, можно только при помощи багра или стремянки. Ну или придется карабкаться на откидной борт – благо вес человека он выдерживает.

«Гранд-Чероки» скромнее, но цивилизованней. Даже человек среднего роста легко достанет до любого из углов багажного отсека, а цельная задняя дверь оснащена электроприводом – так что пачкаться не придется.

В атаку!

Для тех, кто любит побыстрее, у каждого из наших конкурсантов есть в арсенале очень мощные и абсолютно избыточные V-образные 8-цилиндровые моторы. 375 сил разгоняют 5-литровый «Дискавери» до сотни за 7,9 с, «Гранд-Чероки» проигрывает 0,8 с – он хоть и легче, но слабее. Впрочем, у «американца» есть и вовсе безумная версия SRT8 с мотором 6,4 литра и мощностью 468 сил! Этот исполняет спринт до сотни за 5 секунд – никакому «Диско» не угнаться.

Если вернуться в реальность, то наиболее практичны версии с тяговитыми 3-литровыми дизелями – такие есть у каждого из конкурсантов. Итальянский агрегат «VM Мотори», помещенный под капот «Джипа», работает усерднее: на разгон до 100 км/ч уходит 8,2 с. «Дискавери» на два центнера тяжелее, а его дизель мощнее на четыре силы и «моментнее» на пять «кило». Впрочем, погоды это не делает: разгон до рубежной сотни займет 9,6 с. По удобству разгона тоже выигрывает «Гранд»: его акселератор не столь чувствителен в околонулевой зоне, и подобрать оптимальное усилие не составляет труда даже в зимней обуви. Кстати, из-за чрезмерного энтузиазма педали газа «Дискавери» кажется куда более бодрым: водитель постоянно проверяет затылком прочность подголовника.

Похожая ситуация и с тормозами: «Ленд-Ровер» резче, «Джип» – комфортабельнее.

Лечебная физкультура

С одной стороны, зима не лучшее время для оценки управляемости. С другой – к барьеру у нас приглашены не «горячие» хэтчбеки. Наши герои обязаны уметь ездить по любым покрытиям – за то их и покупают.

«Дискавери» хорош. Информативный руль позволяет легко найти правильную траекторию, а пневмоподвеска – не свалиться с нее. Вдобавок ко всему пневмостойки удерживают высоченный кузов от кренов, чему не всегда рад водитель и пассажиры: боковой поддержки порой не хватает, и тогда приходится испытывать на прочность подлокотники и подвергать незапланированным перегрузкам вестибулярный аппарат.

Оставив в покое «британца», пересаживаемся на немецкое шасси в американской упаковке. Сразу выясняется, что информативность руля не всегда синонимична чрезмерному усилию; и зачастую куда больше знаний о повороте получаешь, наблюдая умеренные крены. В итоге ситуация повторяет «динамические» тесты: по первым ощущениям хочется отдать победу «британцу», но германо-американский альянс быстро убеждает, что тебя банально провели. Кстати, если вседорожник покупается исключительно с имиджево-городскими целями, «Гранд» бьет «Диско» наповал: толкаться по переулкам на нем гораздо удобнее – и руль перехватывать приходится реже, и усилие на нем отнюдь не героическое.

Кому трактор?

Современный «проходимец» не требует от своего водителя специальных навыков: выбираешь одну из программ управления блокировками и электронными ошейниками, поднимаешь кузов в оффроудное положение – и знай себе указывай направление.

Арсенал у наших конкурсантов схож: оба вооружены демультипликаторами, блокировками межосевого и заднего межколесного дифференциалов; и у обоих наличествуют программы управления всем этим хозяйством. К тому же дисплей «британца» очень наглядно отображает все, что происходит с трансмиссией, подвеской и управляемыми колесами. Вдобавок машину можно буквально увешать камерами и проезжать в миллиметрах от камней и коряг. Геометрическая проходимость тоже лучше у «Ленд-Ровера», зато водитель «Джипа» может включать блокировки принудительно. Вброд лучше отправляться на «Диско»: он способен нащупать дно даже на глубине 70 сантиметров, а «большой индеец» утонет гораздо раньше – инструкция по эксплуатации повелевает не заезжать глубже, чем на полметра. А еще у «бритта» есть аварийный запас по клиренсу: в случае, когда машина ложится на брюхо, а пробуксовывать начинают как минимум три колеса, подвеску можно поднять на максимальные 310 миллиметров.

Теория изоляции

Предполагается, что даже компактные кроссоверы должны принимать дорожные невзгоды с нордической невозмутимостью, а уж от больших вседорожников ожидают и вовсе королевского величия.

На фоне этих ожиданий наши дуэлянты несколько озадачивают – особенно «Дискавери»: его подвеска категорически не желает игнорировать искусственные неровности, да и многие естественные – тоже. В салон проникает цокот шипов по асфальту – и это в нагрузку к дребезжащей шторке заказного люка. И если плавность хода можно улучшить, переведя подвеску в режим легкого бездорожья, то нежелательное звуковое сопровождение не в состоянии заглушить даже аудиосистема «Харман-Кардон».

«Гранд-Чероки» тише: чтобы догадаться о наличии шипов, нужно или выйти из машины, или исполнить экстремальное торможение на льду. Мелкие неровности «Джип» тоже отрабатывает плавнее, но на средних и крупных на кузов и его содержимое проходят вибрации неподрессоренных масс. В остальном же оба вседорожника хороши: ни раскачки, ни тем более пробоев подвески от них не дождешься.

«Битый» против «Небитого»

Отдадим должное создателям: они сделали все, чтобы ни один из участников нашей дуэли не проходил «краш-тесты» в реальных условиях – все современные системы активной безопасности входят в базовую комплектацию, а для «Джипа» даже придумали специальный алгоритм, препятствующий опрокидыванию. Старания понятны: судя по результатам испытаний в рамках программы «ЕвроNCAP», реальное ДТП может пройти не без последствий. Эксперты оценили уровень пассивной безопасности «Гранд-Чероки» на четыре звезды, и это даже щедро: крепления водительского кресла не выдержали фронтального удара, а подушка надулась недостаточно, чтобы предотвратить контакт с рулевым колесом. Исправили ситуацию тесты с боковыми ударами и относительно неплохая забота о пешеходах.

«Диско» и европейцы, и американцы били еще в прошлом поколении – очевидно, никто не счел «четверку» полноценной новинкой. Обидно: судя по всему, разработчики учли комментарии экспертов, отметивших опасное проникновение деталей интерьера в зону коленей водителя при фронтальном столкновении. Неизвестно, как повел бы себя салон нового «Диско», но панели теперь стали как минимум мягче. Нам же остается оперировать существующим рейтингом в четыре звезды и радоваться наличию всех возможных подушек уже в базовой комплектации обеих машин.

Один из трех

Если исключить из рассмотрения избыточно мощную и дорогую версию SRT8 за три с половиной миллиона, «Гранд-Чероки» можно купить всего в двух комплектациях, каждая из которых сочетается или с 3-литровым дизелем, или с бензиновым мотором объемом 3,6 литра. Цены соответственно стартуют с отметки 2 352 000 или 2 148 000 рублей. Спецпредложение опускает стоимость бензиновой версии чуть ниже двух миллионов. При этом уже в базе у «Джипа» 7 подушек, все необходимые средства активной безопасности, кожаный салон и обогрев всех сидений, мультимедийная система с сенсорным дисплеем и литые колесные диски. Более щедрая комплектация «Оверленд» обойдется в 2 433 000 рублей с бензиновым или 2 667 000 с дизельным мотором. В такой машине будут 20-дюймовые колеса вместо 18-дюймовых, пневмоподвеска с регулировкой клиренса, панорамная крыша, передние кресла с вентиляцией, обогрев руля и электропривод задней двери. Последние две опции можно докупить и на «Лимитед» – за 22 тысячи. Любая из версий дополняется люком и монитором для сидящих сзади за 76 тысяч, адаптивным круиз-контролем за 61 500 или спортивной подвеской с регулировкой жесткости – она стоит 35 500 рублей. Версия с V8 мощностью 352 силы продается только в комплектации «Оверленд» за 2 528 000 рублей.

Базовый «Дискавери-S» с дизелем объемом в 2,7 литра стоит 1 999 000. В такой машине уже будет полный набор вездеходного вооружения, включая пневмоподвеску и «Террейн Риспонс», литые диски, 6 подушек и систему стабилизации, обогрев ветрового стекла и двух рядов сидений и мультимедийную систему. Покупателю следующей комплектации SE предстоит выбрать один из двух дизелей – объемом 2,7 (2 487 000 руб.) и 3 литра (2 648 000 руб.). Вне зависимости от мотора машина будет дополнительно укомплектована кожаным салоном, датчиками дождя и света, круиз-контролем, задним парктроником и более продвинутой аудиосистемой. Старшая комплектация HSE порадует ксеноном, парковочными датчиками в переднем бампере, обогревом руля и электрорегулировками всего, что только можно себе представить. Обойдется такая машина минимум в 2 665 000 руб., и только с такой комплектацией можно выбрать двигатель V8 – от 3 059 000 рублей. Но перед принятием окончательного решения придется изучить внушительный список опций. Помимо уже упомянутого третьего ряда сидений, в нем значится аномально дорогая система контроля давления в шинах за 25 600 рублей, рейлинги за 10 700, люк за 48 000 и фаркоп за 27 600. На этом фоне холодильник или камера заднего вида по 13 900 кажутся сущими пустяками, а сигнализация за 6400 рублей – вовсе «маст хэв». Словом, впечатление от прайс-листов неоднозначное: базовый «Диско» относительно доступен и совсем не безнадежен, но и «Джип» при прочих равных окажется дешевле.

Мы решили:

Мысль о том, что «Гранд-Чероки» – это «Мерседес, но дешевле», имеет право на жизнь. Американцы создали почти идеальный городской автомобиль с очень серьезными внедорожными способностями и щедрыми комплектациями – но все же не столь рафинированный, как близкий родственник, и не такой универсальный, как оппонент с Британских островов.

«Дискавери» держит марку. Это все еще один из лучших способов потратить деньги на по-настоящему универсальную машину, способную работать и салоном бизнес-класса, и чуть ли не грузовиком на любых дорогах и направлениях. Оценить ее на максимальные пять баллов нам помешали все еще тревожное качество сборки и некоторый недостаток комфорта.

Подпишитесь на «За рулем» в