Крымский конфликт: дело пахнет керосином

Балансирующая на грани ситуация в Крыму – неизвестная переменная в расчете стоимости бензина на Украине и в России. Мировые цены на нефть повышаются в результате конфликта. А падение курсов гривны и рубля усугубляет ситуацию на внутренних рынках двух стран. Впрочем, эксперты полагают, что России удастся избежать заоблачного взлета цен. В отличие от южного соседа.

Парадоксально, но с ростом напряженности между Россией и Украиной экономики двух стран, несмотря на кардинальное различие, оказались если не в одной лодке, то увлекаемыми одним и тем же течением. Продолжающаяся политическая нестабильность обрушила гривну, за неделю повысив стоимость бензина до рекордных 46 российских рублей за литр Аи-95 (+10%). Причины понятны: Украина в год импортирует около 700 тыс. тонн ГСМ по ценам, установленным в евро. Негативный внешний фон подрывает и рубль. Россия тоже готовится к повышению цен на топливо – вопреки своему статусу крупнейшего мирового экспортера нефти. В Приморском крае стоимость всех марок бензина за семь дней повысилась на 10 копеек.

По словам старшего аналитика информационно-аналитического агентства «Кортес» Алекандра Шкурина, так происходит потому, что налоговая нагрузка на добычу нефти рассчитывается исходя из курса рубля. «Несмотря на то, что мы все из себя такие суверенные, в законодательстве прямо указано, что налог на выработку полезных ископаемых привязан к стоимости рубля, – объяснил эксперт в разговоре с корреспондентом «За рулем.РФ». – Рубль падает, налоговая составляющая растет. Нефтяники стараются компенсировать недополученную прибыль за наш с вами счет – повышаются цены на бензин. Кроме того, курс рубля используется для расчета Netback – цены равнодоходности поставок нефти на мировой рынок. Когда рубль дешевеет, Netback растет, что неизбежно подтягивает цены и на внутреннем рынке».

Динамика цен на бензин в Северо-Западной Европе и цены на нефть марки Brent в долларах за тонну

Помимо ослабления рубля рост цен на ГСМ в России обуславливается еще и сезонным фактором. Весной мировые котировки на автомобильный бензин начинают повышаться. Пик как раз приходится на февраль-март: например, в США розничная цена за галлон накануне достигла 3,47 долл. – рекордный показатель за пять месяцев.

«В прошлом году средний рост розничных цен в России за январь – март составил 1,5% за Аи-92/95, – продолжает Шкурин. – А в этом году – 0,4 и 0,3% соответственно. Хотя спот-цены выросли сильнее, чем в прошлом году за тот же интервал времени».

Сравнительная динамика спот-цен и розничных цен

Помимо этих двух факторов, влияющих на стоимость топлива, присутствует еще и третий – неопределенность ситуации в Крыму. И он может стать решающим, поэтому давать какие-либо прогнозы о стоимости топлива в России бессмысленно даже в среднесрочной перспективе, заключает эксперт.

«Сложившаяся напряженная ситуация может стать триггером для каких-то событий, которые окажут решающее влияние на мировой рынок. Например, после известия о том, что Совет Федерации дал добро на ввод войск в Украину, мировая цена на нефть марки Brent сразу взлетела до 112 долларов США за баррель. Потому что Европа испугалась, что Россия в ходе конфликта может перекрыть нефтепровод «Дружба», – отметил старший аналитик центра «Кортес».

Впрочем, у России есть возможность контролировать рост цен на бензин, в отличие от Украины, которая может лишь заморозить их на какое-то время, используя запасы топлива. Для этого Правительству РФ достаточно включить режим ручного управления ценами на внутреннем рынке. И дорожающая «мировая нефть» сыграет тут на руку – скомпенсирует возможные убытки отечественным нефтяным компаниям. Такого мнения придерживается эксперт независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг.

«Я ожидаю, что рост цен на бензин в этом месяце будет в районе 2%. В ближайшие несколько месяцев он достигнет 7%. Надзорные органы будут очень тщательно проверять обоснованность любого повышения цен на ГСМ. Прибыль нефтяников окажется меньше планируемой, но и убытков они не понесут – нефть-то дорожает», – заявил Григорий Бирг.

Отвечая на вопрос о возможных санкциях в отношении России, которые могли бы пошатнуть ее позиции экспортера нефти, Бирг отметил, что это сугубо теоретический аспект: «Да, конечно, потенциально крымский конфликт может иметь огромное значение. Например, если мировое сообщество решится применить к России такие же санкции, как, например, к Ирану. Но на практике это мало реализуемо. Мы являемся одним из крупнейших мировых экспортеров. Европе при всем желании просто неоткуда взять нефть в таком количестве», – подчеркнул он.

Отметим, что Россия – третий по величине торговый партнер Евросоюза. Например, на ее долю приходится 45% автомобильного сектора ЕС. В свою очередь, Европа импортирует из РФ треть потребляемых нефти и газа.

Подпишитесь на «За рулем» в