Honda Crosstour против Toyota Venza: зимние виды

Вы только посмотрите на программу Олимпиад последнего времени: скелетон, бордер-кросс, слоупстайл, скиатлон, хаф-пайп – большинство потенциальных зрителей едва ли распознают за этими словами виды спорта. «А чем мы хуже?» – подумали автомобильные инженеры с дизайнерами и придумали автомобили, которые не сразу поймешь, как и классифицировать. Вот они, пожалуйста!

Что? Опять?

Примерно так реагируют на заявления об изобретении «еще одного, невиданного доселе класса автомобилей» люди посвященные. Нормальных же людей классовый поиск интересует примерно в той же степени, что и поиск бозона Хиггса. Кажется, начинают это понимать и большие боссы из высоких кабинетов, поэтому ни для «Кросстура», ни для «Вензы» не стали изобретать ничего нового. Впрочем, в умах руководителей «Хонды», кажется, все же происходили бурления, потому что кое-где рядом с именем этого аппарата мелькали разные интересные слова, вплоть до «гран-туризмо».

На самом же деле все предельно просто: перед нами «Аккорд» с 5-дверным кузовом и повышенным клиренсом. Памятуя о том, что именно русская зима есть величайшее на свете бедствие (спросите Наполеона с Гитлером!), стоит удивиться, что этот артефакт создавался в основном и почти исключительно для Америки – даже выпускают его там же, в Ист-Либерти, штат Огайо. Впрочем, судя по метеосводкам из-за океана, хондовцы все же обладают неким даром предвидения.

В отличие от «Хонды», «Венза» числится универсалом, о чем красноречиво свидетельствует запись в ПТС. Этот «зимний вид» производит впечатление более внушительное – правда, не столько из-за большего клиренса, сколько по причине своей ярко выраженной «вагонистости». Дизайнеры нарочно «обруталили» универсал, однако под мускулоподобными складками металла скрывается вполне себе легковое шасси – от модели «Кэмри». И несмотря на японскую фамилию, «Венза» тоже оказалась урожденной американкой – ее выпускают на далекой Кентукщине, в городе Джорджтауне.

Внешне автомобили весьма отличные, один – хэтчбек, а другой – универсал, оба состряпаны из седанов, которые однажды уже соперничали на наших страницах. И оба дуэлянта, безусловно, относятся к «зимним видам» – то есть лучшие свои качества должны проявлять в гибельное для захватчиков время года. Начнем, пожалуй.

Синдром подмены

В это трудно поверить, но спецы по интерьеру «Тойоты» теперь тоже живут в XXI веке. Сложно представить себе более гаджетоориентированный автомобиль, чем «Венза»! Все пространство, окружающее передние кресла, состоит из сдвижных панелей, пазов, ниш и отверстий, которые позволят снабдить все мобильные устройства необходимыми для их жизни кабелями, навсегда забыв о существовании последних. Даже в ногах пассажира есть специальная ниша под «штурманский» планшет и 12-вольтовая розетка для его подзарядки. Но боже мой, из какого ужасного пластика все сделано! Будто в дизайн-студии оставили группу китайских студентов-стажеров, а те, пользуясь отсутствием старших, заказали все материалы на фабриках, принадлежащих родным и близким. Единственное смягчающее обстоятельство – безукоризненное качество сборки. К нему вопросов нет.

А что «Хонда»? Поскольку «Кросстур» суть одна из ипостасей «Аккорда», интерьер у хэтчбека практически повторяет внутреннее убранство седана девятого поколения. На месте и два экрана (причем один из них чувствителен к пальцевым воздействиям), и ухватистый руль, и не по-американски плотные кресла. Главное отличие – американское (читай – не самое лучшее) качество материалов и далеко не образцовая подгонка панелей. Но жесткий пластик «Хонды» все же гораздо лучше той пластмассы, из которой выполнены панели «Вензы».

Да и эргономика у «Кросстура» понятнее, даже несмотря на не слишком грамотную, мягко говоря, русификацию. Простой эксперимент: сажаем в правое кресло пассажира и просим сделать музыку потише. Особенно интересно проделать это в темное время – тогда бедолаге придется выбирать из четырех кругляшей с одинаковыми голубыми ободками, лишенными какой бы то ни было маркировки. И первой на очереди, естественно, будет самая большая «крутилка», отвечающая за температуру в водительской зоне.

Насладившись научным поиском, отпускаем пассажира и подводим итоги. Впечатление от практичной «Тойоты» портят материалы и бардак во вторичных органах управления, окончательно очароваться «Хондой» мешает не самое образцовое качество сборки. Поразмыслив, фиксируем незначительное преимущество «Кросстура».

Состязания четверок

«Венза» производит впечатление более «коробчатое» – значит, и простора от нее ждешь соответствующего. Ожидания оправдываются: широкая дверь позволяет буквально входить внутрь, а геометрия салона такова, что подушка дивана любезно подхватывает «центр тяжести» пассажира. В «Хонду» все-таки садишься, но особых неудобств это не доставляет: задняя дверь позволяет не заниматься акробатикой, а уплотнители предохраняют пороги от загрязнения.

Можно сколько угодно входить и выходить из «Тойоты», влезать и вылезать из «Хонды» и при этом не обнаружить никаких других существенных различий. Оба автомобиля просторны в плечах, коленях, оба не давят потолком. Разница – в нюансах. Подушка у «Хонды» длиннее и посадка в целом более расслабленная. У «Вензы» регулируется наклон спинки и чуть больше пространства для ступней. У обеих машин внушительные центральные тоннели, так что втроем ездить можно, хотя и не нужно. Ну и, наконец, «Кросстур» кажется более «зимним» – только у него есть обогрев половинок подушки дивана. Впрочем, решающим такое преимущество считать сложно.

Кубометр на сборы

Если ограничиться изучением одних лишь технических характеристик, преимущество «Тойоты» покажется не просто очевидным – оно будет убийственным! Слыханное ли дело: даже сложив все возможные сиденья, «Кросстур» не сможет состязаться в грузовместимости со все еще пятиместной «Вензой». Но если взглянуть не столь поверхностно и изучить, скажем, специально публикуемые нами размеры полезного грузового пространства, становится понятно, что реализовать свое решающее преимущество «Тойота» может лишь в том случае, если обе машины грузить под самую крышу – а это, согласитесь, ситуация не самая распространенная.

Зато, в отличие от «Кросстура», «Венза» комплектуется электроприводом задней двери, и вот это действительно серьезное преимущество. Мало того, что доступ в багажник «Хонды» покупается только ценой испачканных пальцев, так еще и оперировать с поклажей приходится предельно аккуратно: грязный в зимнюю пору бампер старательно целится во все еще чистые штанины. Однако «Кросстур» чрезвычайно приятен в мелочах: чего стоит хотя бы облагороженный ковролином пол, который легко превратить в моющийся, просто перевернув настил. Удобен хэтчбек и в трансформации: тянешь за ручку, подобную дверной, – и части спинки покорно ложатся вперед, даже если передние кресла настроены под весьма рослых седоков. Есть подобные ручки у «Тойоты», однако если в водительском кресле обосновался пилот хотя бы среднего роста, спинку придется дополнительно «уговаривать». Впрочем, эти мелкие неприятности не могут нивелировать главного – преимущества «Вензы» в объеме. Универсал все-таки.

Подвижные гонки

Выбор моторов, прямо скажем, невелик. Покупателям «Тойоты» и вовсе предлагается всего один двигатель, а трансмиссия может быть или строго переднеприводной, или оснащаться муфтой, перекидывающей часть крутящего момента на заднюю ось. Примечательно, что в «лабораторных» условиях переднеприводная машина шустрее, что легко объясняется меньшей массой. На скользких покрытиях, понятное дело, расторопная муфта позволит разгоняться куда динамичнее.

Вне зависимости от типа привода «Тойота» быстрее 4-цилиндрового «Кросстура»: базовый хэтчбек с передним приводом сложно назвать совсем уж сонным, но светофорный старт он наверняка проиграет, причем не столько из-за невнятных возможностей самого мотора, сколько из-за чрезмерной вальяжности «автомата», явно заточенного на комфорт. Не отличается особой расторопностью и АКП «Вензы» – правда, тойотовская коробка умудряется сочетать плавность работы с приемлемой скоростью переключения. Примечательно, что имеющаяся в арсенале «Хонды» версия с V6 не кажется такой уж убийственно быстрой – и дело, опять же, в «автомате»: он хорош при старте в режиме «педаль в пол», но ощутимо сдает в тех случаях, когда необходимо резко рвануть, сбросив пару ступеней вниз – «Венза» в аналогичной ситуации соображает быстрее. Но в целом, конечно, «Кросстур» напористей, а окончательную победу «Хонде» оформляют тормоза: прозрачные, адекватные и очень эффективные, они являют собой разительный контраст с «Тойотой», которая по сравнению с соперником требует времени на привыкание.

Терпение и труд

Принимая во внимание ближайшее агрегатное родство с седанами, мы и от сегодняшних дуэлянтов ожидали чего-то схожего: отточенных повадок у одного и некоторой невнятности у другого. Реальность же оказалась не то чтобы зеркальной, но серьезно искаженной. После рестайлинга электроусилитель «Хонды» растерял всю информативность, особенно в околонулевой зоне. В итоге «Кросстур», конечно, приедет туда, куда думается водителю, но от него самого потребуется истинно олимпийское спокойствие и выдержка, достойная Штирлица.

То ли дело «Венза»! Она-то уж точно ничего не скрывает от водителя. Информации на руле в самый раз, хотя азарта в управляемости это не добавляет. Впрочем, борьба с отчаянно кренящимся на виражах универсалом на огромных 19-дюймовых катках – чем не азарт? Если добавить к этому коктейлю весьма живую настройку полного привода, то получится не совсем «драйверс-кар», но нечто интересное, хоть и весьма специфическое на вкус. Прямо как игристое небезызвестной марки, которым потчуют победителей Гран-При Формулы-1. Оно не всем нравится – но что может быть слаще победы?

«Кросстур», уж если дошло до сравнений с напитками, совсем не игрист. «Хонда» похожа скорее на виски, причем именно японский. Выпил после трудного дня сорок граммов, ничего нового не ощутил, зато расслабился.

Миллиметры и градусы

Брутальность «Тойоты» обманчива – мускулистый кузов не имеет ничего общего с реальными внедорожными способностями. Если же взять в руки рулетку и транспортир, обнаруживается и вовсе удивительный факт: с точки зрения геометрической проходимости автомобили похожи, что называется, до степени смешения. И внушительный клиренс не дает ни одному из них ни малейшего шанса на выживание в условиях всамделишного бездорожья. Возможно, не дойдет даже до проверки живучести явно асфальтовых систем полного привода: какая-нибудь коряга прикончит жизненно важный автомобильный орган гораздо раньше – защита-то условная.

Конечно, на «Вензе» не так страшно: сказываются более высокая посадка водителя и рубленая форма капота, дающая хоть какое-то представление о том, где же машина, собственно, начинается. Водителю «Хонды» многое придется делать вслепую, заранее пугаясь длины переднего свеса. Впрочем, учитывая чрезвычайную похожесть геометрии, испугаться до съезда с асфальта – это самая правильная тактика. Меньше шансов отправиться в кузовной цех.

Восстановительные тренировки

Тут самое время вспомнить о пикантной управляемости «Вензы» и добавить в игристое немного какого-нибудь горьковатого ликера. Иначе просто невозможно описать это уникальное сочетание серьезных кренов с вертикальной нетерпимостью, которую проявляет подвеска «Тойоты». Мало того, что на неровностях универсал вздрагивает всем своим крупным телом, так еще и сопровождает их занятным звукорядом – подвеска непременно хочет поведать обитателям салона, как несладко ей приходится. Впрочем, после непродолжительного привыкания понимаешь, что мчать по плохой дороге можно смело – до пробоев дело не дойдет.

«Хонда» заметно тише. Временами главным заводилой и вовсе остается чрезвычайно старательный климат-контроль. Разве что на самых жестких стыках подвеска дает слабину и сопровождает передачу тычков пугающими постукиваниями. Можно попенять «Хонде» и на некоторую склонность к раскачке, которая, впрочем, никогда не выходит за рамки разумного. Именно эта, не доходящая до грани фола, расслабленность и приносит «Хонде» победу в номинации «Комфорт».

Капитан Америка

Вне зависимости от скаредности владельца любой из наших дуэлянтов будет упакован системами безопасности под самую завязку. В случае с «Тойотой» это означает дополнительную коленную подушку, а системы стабилизации и прочие «брейк-ассисты» в обеих машинах имеются по умолчанию. Только новомодных радаров и других изысков родом из XXI века, увы, нет. Не считать же, в самом деле, таковым камеру, вмонтированную в правое зеркало «Хонды»! Штука, конечно, удобная, но решительного преимущества не дает.

Не выявили его и спецы из Американского страхового института безопасности: краш-тесты и «Венза», и «Кросстур» прошли без серьезных претензий. Помнится, именно заокеанские мастера постановочных аварий оказали серьезное влияние на результат сравнения «Аккорда» с «Кэмри», но тогда речь шла об ударах о жесткий барьер с 25-процентным перекрытием. Увы, ничего подобного на долю хэтчбека и универсала не выпало, а кузова этих машин все же существенно отличаются от тел «родственников». Так что, на основании имеющихся данных фиксируем боевую ничью.

Трижды два

Ценовая политика похожа: каждый из наших дуэлянтов продается в трех намертво зафиксированных комплектациях, причем младшая доступна только в моноприводном варианте. Оснащение тойотовского «Элеганса» и хондовского «Экзекьютива» чрезвычайно похоже: в наличии и ксеноновый свет, и люк в крыше, и кожаная отделка сидений, и электроприводы всего, чего только можно (за исключением задней двери), и 2-зонный климат, и аудиосистема с экраном (у «Хонды» – аж с двумя) и разъемами для внешних устройств. «Кросстур» на 22 тысячи дороже, но эта переплата кажется вполне разумной, учитывая наличие двух камер заднего вида и обогрева дивана. У «Тойоты» камеры нет, зато есть задние датчики парковки, которые на «Хонду» нельзя поставить ни за какие деньги.

Поднявшись до уровня полного привода, покупатель «Тойоты» получит только камеру, так что доплата в без малого сотню тысяч может показаться чрезмерной. У «Хонды» в довесок к подключаемой задней оси прилагаются еще два цилиндра и 87 лошадиных сил, а кроме того – система бесключевого доступа и пуска двигателя. Тоже негусто – за триста двадцать тысяч! Шаг в ценовую стратосферу – к планке в два миллиона – ознаменуется появлением жесткого диска и навигации, которая умеет принимать информацию о трафике по TMC-каналу. Правда, пока далеко не везде.

Самая дорогая «Венза» существенно дешевле «Хонды» – 1 793 000 рублей – и при этом фактически догоняет ее по уровню оснащения. 206 тысяч – такова разница между топ-версиями. И это, почитай, за сотню «лошадей», которых придется кормить – расход у V6, прямо скажем, недобрый. Зато владелец «Хонды» может сэкономить на ТО: «Тойота» продолжает гонять своих клиентов на сервис раз в 10 тысяч.

Мы решили

«Кросстур» и вправду оказался почти «гран-туризмо» – машиной, способной бросить четверых седоков с умеренным скарбом на тысячу-другую километров практически любых дорог и в любую погоду – лишь бы заправки по пути были. Итоговая оценка в 4,4 балла (****+) – весьма солидный результат для машины, которую делали, строго говоря, совсем не для нас.

«Венза» – отличная попытка создать автомобиль для современного во всех отношениях человека. Человека, которому нужно перевозить всех и все: людей, гаджеты, шкафы и велосипеды. Таких, судя по результатам продаж, немало. Ну а в этой дуэли, окончившейся для «Вензы» с результатом в 4,3 балла (****+), «Тойоту» подвели невысокое качество материалов, неважный уровень комфорта и невнятные тормоза. Последнее простить особенно сложно.

Подпишитесь на «За рулем» в