МИМС-2012: быстрого экономического эффекта от вступления в ВТО ждать не стоит

Сегодня в Москве, на Красной Пресне распахнула двери Международная специализированная выставка запасных частей, оборудования и технического обслуживания автомобилей (МИМС-2012). В рамках мероприятия состоялся III Международный форум «Автомобилестроение и развитие рынка автокомпонентов в России», одним из ключевых вопросов которого стало обсуждение вступления России в ВТО и интеграции нашей страны в мировую автомобильную промышленность.

Участники попытались обобщить все плюсы и минусы принятого решения для нашей страны. Представитель Минпромторга Евгений Михайлович Кудряшов, в частности, отметил, что риски, безусловно, существуют. Например, из-за снижения ввозных пошлин может произойти сворачивание иностранного автопроизводства в России, если оно перестанет быть выгодным.

Положительными моментами от вступления в ВТО он считает:

  • гармонизацию законодательства с международными признанными нормами и правами
  • повышение уровня защиты интеллектуальной собственности
  • рост инвестиций

Среди очевидных минусов Евгений Кудряшов называет:

  • многократное снижение ввозных таможенных пошлин, прежде всего на подержанные автомобили
  • невозможность прямой господдержки автомобильных компаний

По его словам, в связи с этим наше государство разработало и будет внедрять компенсационные меры.

Среди них:

  • введение утилизационных сборов
  • осуществление государственных закупок только автомобильной техники, производимой на территории Единого экономического пространства
  • принятие Федерального закона «О предоставлении господдержки производителям средств автотранспорта и автомобильных компонентов»
  • выделение дополнительных средств на предоставление субсидий российским организациям автомобилестроения

По поводу внедрения утилизационного сбора Евгений Кудряшов отметил, что организация этого процесса до конца не ясна, но до 1 октября логистическая схема уже будет сформирована.

Директор дивизиона «Автокомпоненты» Группы ГАЗ отметил, что среди плюсов вступления в ВТО его предприятие видит снижение пошлин не только на автокомпоненты, но и на ввозимое сырье. Дело в том, что для Группы ГАЗ производство автокомпонентов из импортного сырья - одно из перспективных направлений развития. Среди негативных факторов — ожидаемое падение продаж российской автомобильной техники.

Мнения участников по поводу вводимого утилизационного сбора разошлись. Исполнительный директор объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин считает, что эта мера будет способствовать выводу из парка старых автомобилей. Средства, вырученные от утилизации, пойдут не столько на саму организацию процесса, сколько на сохранение окружающей среды.

Доктор Томас Хайдеманн, глава индустриальной автомобильной группы CMS Russia, отметил, что, с его точки зрения, после вступления в ВТО образовалось сразу несколько трудно решаемых противоречий. Основным из них стал так называемый утилизационный сбор. ВТО - это принцип свободной торговли, и когда государство вступает в эту организацию, оно принимает условия цивилизованной торговли. При этом не должно быть никаких запрещающих таможенных тарифов. А что такое утилизационный сбор, как не скрытый метод тарифного регулирования?

Второе противоречие касается соглашений о промсборке, а именно той их части, которые действуют до 2020 года. Известно, что с 2018 года Россия уже не вправе будет давать те льготы иностранным производителям, которые обещала при заключении соглашения по новым условиям. Неясно, как государство будет выходить из этого положения, и пока убедительных решений этой задачи никто не представил. По мнению юриста и руководителя практики внешнеторгового регулирования Вельгельмины Шавшиной, по этому вопросу наша страна начнет проводить консультации только с 2016 года, до этого времени решено взять тайм-аут.

Обобщая итоги форума, можно сказать, что быстрого положительного эффекта от вступления в ВТО его участники не ждут. Но вступление в зону свободной торговли и, как следствие, улучшение инвестиционного климата со временем должны дать положительные экономические эффекты.

Статистика по компаниям, работающим в рамках промышленной сборки.

На август 2012 года соглашения имеют:

  • 11 производителей автомобилей на новых условиях
  • 20 производителей автомобилей на старых условиях
  • 30 производителей автокомпонентов на новых условиях
  • 32 производителя автокомпонентов на старых условиях

В 2011 году с Минэкономразвития России Меморандумы о намерениях работать на новых условиях подписали:

  • 189 производителей автокомпонентов
  • 15 производителей автомобилей

Подпишитесь на «За рулем» в