Нефтяные компании отказываются от перевозок по железной дороге

Отечественные нефтяные компании не устраивают качество и тарифы на услуги РЖД, и они ищут другие способы транспортировки сырья и продукции. В результате РЖД может остаться без самых прибыльных клиентов. При этом автотранспорт демонстрирует стабильный рост грузооборота нефтепродуктов — 10–11% в год

Как пишут «Известия», по информации РЖД, в прошлом году объем перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом упал на 3,1% (до 250,3 млн тонн, это 20% грузооборота РЖД), хотя и добыча нефти, и переработка нефтепродуктов росли. Как отмечает издание, причина в том, что нефтяные компании все чаще переориентируют поставки нефтеналивных грузов с железных дорог на другие виды транспорта — трубопроводные системы (например, новая «Восточная Сибирь – Тихий океан»), авто- и речной транспорт.

В комитете по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) отметили, что возникшие у нефтяников проблемы, такие как затруднения с отгрузкой сырья и готовой продукции — не сезонное явление. Они связаны со сбоями в подаче и уборке вагонов на наливных эстакадах, неравномерностью их подачи под погрузку, задержкой отправления груженых составов и т.д. При этом нефтеперерабатывающие заводы работают в режиме непрерывного цикла и не могут остановить работу, отмечают в РСПП.

По мнению нефтяников, для самих железных дорог перевозка нефти и нефтепродуктов является высокодоходным бизнесом, по прибыльности превышающим перевозки других грузов, и РЖД стоит «более активно включиться в конкурентную борьбу», чтобы сохранить значительную долю на рынке таких высокодоходных грузов. В частности, РСПП предлагает РЖД отказаться от лимитов на отгрузку топлива для потребителей внутреннего рынка, чтобы не допускать случаев недопоставки топлива стратегическим потребителям: МВД, МЧС, Минобороны, а также дефицита моторного топлива на АЗС.

Тем не менее, как пишут «Известия», доля железнодорожного транспорта в перевозках нефтепродуктов падает, тогда как автотранспорт, например, демонстрирует стабильный рост грузооборота — 10–11% в год. Речной транспорт в последние годы также показывает устойчивый рост. «Стоимость перевозок топлива водным транспортом и по системе нефтепродуктопроводов на 15–40% ниже, чем по железной дороге», отмечают в РСПП.

При этом один из участников рынка нефтепродуктов говорит, что вопрос экономии не всегда приоритетен: по отдельным направлениям доступны лишь определенные виды транспорта. С РЖД «трудно работать», говорит он, но диктовать им условия практически невозможно, так как они монополисты в своем сегменте рынка. Найти им экономически приемлемую альтернативу при перевозке бензина на большие расстояния сложно.

Напомним, что в прошлом году руководство РЖД сообщило о планах по повышению тарифов на перевозку дизельного топлива в 2014 году, что может привести к повышению цены на дизтопливо для конечных потребителей и росту перевозок солярки автомобильным транспортом. Вице-президент РЖД Салман Бабаев говорил тогда о том, что компания может ввести надбавку в 12% на перевозку дизтоплива. Он напомнил, что РЖД является крупнейшим потребителем дизельного топлива – для локомотивов закупается 3 миллиона тонн. «Раз мы его покупаем на 9% дороже, то возить дешевле не можем, поэтому поднимем на 12%», — отметил Салман Бабаев, подчеркнув при этом, что рост тарифов на перевозку других нефтепродуктов и нефть пока не обсуждается.

Подпишитесь на «За рулем» в