197_p42-43_Strahovshik.qxd10.11.200918:34Page 42МОСКВАПраваІДеньги-автомобиль-деньги«Экономический» принцип работы страховых компанийшения между страховщиками и техцентрами начали портиться, заключенные договора расторгаться, и это не могло не отразиться на возможности ремонта автомобиля на СТО. Как же быть страхователям в таких ситуациях? Прежде всего начнем с самого простого – изучения страхового полиса и правил страхования. Как правило, в полисе есть графа «ФорОбязанность страховщика – ма выплаты страхового возмещения», где указывозместить страхователю вается, как именно она должна осуществляться. стоимость ремонта автомобиля Вариантов несколько, и в разных компаниях эти снова в исправное транспортное сред- способы разные, но, как правило, это: ство. Поэтому возникает главный во- 1) ремонт (в техцентре дилера либо на прос: как отремонтировать автомо- станции техобслуживания, выбранной биль за счет причитающегося страхо- страхователем или страховщиком) или вого возмещения? Размышляет адво- 2) выплата денежной суммы по калькат Сергей Радько. куляции (опять же страховой компании либо ее клиента). При этом ни в одном из документов Страховой сервис (страховом полисе и правилах страхоСтраховщики быстро откликнулись на вания) практически никогда не предужелания автомобилистов и, стремясь смотрено в качестве обязательного усобеспечить своим клиентам быстрый ловия наличие договора между страремонт автомобилей, принялись за- ховой и дилером либо конкретным ключать договора с сервисами и ди- техцентром. Да, собственно, это и вряд лерскими техцентрами. Ведь так, по ли может быть предусмотрено, ведь их мнению, можно было ускорить дилеры часто меняются, а заключать с процедуру организации и проведения каждым из них новый договор для ремонта автомобиля, оценки ущерба страховщика дело весьма хлопотное. и проч. Результатом стала довольно Именно поэтому в страховых полисах удобная вещь: после сбора необходи- предусматривается страховое возмемых документов (а порой документы щение в виде выплаты денег. Ведь нисобирал сам страховщик) клиент по- где не указывается, что страховщик лучал в страховой компании направ- обязан иметь какое-то соглашение с ление на ремонт и мог двигаться на техцентром – это, по сути, внутренние сервис. отношения между ними. Главная цель Однако в последнее время намети- страхователя – возместить причиненлась другая тенденция – взаимоотно- ный автомобилю ущерб.Известный в былые времена рекламный слоган «Страховка не спасет ваш автомобиль – страховка спасет ваши деньги» раскрывает суть страхования, оговоренную в законе: возврат денег за поврежденное имущество. Однако любой автовладелец, машина которого повреждена, хочет поскорее превратить эти деньгиЕсли же способ возмещения предусмотрен в виде ремонта (на том или ином сервисе, выбранном страховой компанией либо самим страхователем и т.п.) – это означает (всего лишь!) обязанность страховщика оплатить этот ремонт. Поэтому расторжение (или отсутствие вообще) договора между страховщиком и сервисом либо дилером никоим образом не может сказаться на его безусловной обязанности возместить страхователю стоимость ремонта автомобиля. Конечно, в этом случае несколько усложняется сама процедура организации этого ремонта, согласования и устранения конкретных (а тем более скрытых и выявленных позднее) повреждений и т.п., все эти заботы ложатся на плечи страхователя, но в конечном итоге – за счет его страховщика, поскольку именно он будет обязан оплатить ремонт.Права и обязанностиТеперь еще об одном важном моменте, о котором мы никогда не устанем напоминать, – внимательнейшим образом надо читать страховой полис и правила страхования (желательно – до заключения договора и уплаты денег). Например, зачастую там указано, что страхователь имеет право ремонтировать свой автомобиль в таком-то дилерском техцентре (указано наименование дилера). Это означает, что ремонт там является лишь правом страхователя, а не его обязанностью, а вот произвести оплату этого ремонта – прямая обязанность страховщика. И его ссылки на то, что ремонт автомобиля не у дилера является нарушени-ем условий договора страхования, и отказы в связи с этим в выплате – не более чем фантазии страховой компании, направленные исключительно на желание сэкономить за счет своего клиента. Разумеется, если условиями полиса предусмотрено, что ремонт должен производиться только силами дилера, – это правило необходимо неукоснительно соблюдать. Кстати, с ремонтом у дилера может быть связан и другой нюанс. Если автомобиль приобретался новым и гарантия на него еще не закончилась – перед тем, как определяться с выбором страховщика, неплохо почитать гарантийные условия на автомобиль. Так, например, ремонт поврежденного автомобиля не в дилерском сервисе может привести к потере гарантии – многие (если не все) автопроизводители обуславливают сохранение гарантии на автомобиль ремонтом только на своих уполномоченных станциях техобслуживания. Поэтому, выбирая страховщика и оценивая разумность страховой премии, вероятно, будет совершенно излишним выбирать условием договора наличие возможности ремонтироваться в сервисе по собственному выбору. Ремонт страховщик вам, может быть, и оплатит, однако есть риск остаться без гарантии на автомобиль.Страховые подсказкиИтак, напоследок несколько небольших советов. Первый – обязательно читаем все документы, изучаем страховой полис на предмет уяснения всех существенных моментов – страховой суммы, способа возмещения ущерба, ограничений по выбору этого способа, порядок уплаты и размер страховой премии и проч. В правилах страхования внимательно изучаем свои действия при наступлении страхового случая, перечень документов, необходимых для предъявления страховщику, особенно обращаем внимание на сроки сбора и предъявления этих документов и принятия решения по страховому случаю, порядок оценки и определения ущерба, а также организации ремонта. Если же страховой случай произошел, выполняем все предусмотренные правилами страхования действия – собираем документы и передаем страховщику. Все документы передаются только под расписку с перечнем (чтобы потом страховщик не отказывался42№22І ноябрь–декабрь 2009 І За рулем – Регион