Утилизационный сбор: в хлам

Все читали в детстве сказку про Чиполлино. Помните, там был синьор Помидор, который любил вводить новые налоги – на воздух, на дождь, на солнечный свет? Автору невольно вспомнился этот персонаж, когда в России ввели утилизационный сбор.

В конце августа автолюбителей обрадовали хорошей новостью: таможенные пошлины на ввоз новых легковушек снижены на 5%. Народ возликовал – иномарки подешевеют! Но прошла ровно неделя – и в России ввели утилизационный сбор. Предполагается, что деньги, собранные сейчас, в будущем пойдут на безопасную переработку автохлама. Правда, до сих пор никто не знает, где организуют пункты утилизации, сколько их будет и через сколько времени у автовладельца появится право сдать свою машину в металлолом. Да и вообще, как будет выглядеть эта процедура для обычного человека – загадка.

Ставки для различных классов и типов транспортных средств разнятся, но для компаний производителей и импортеров в среднем это около 20 000 рублей за легковую машину. Физическое лицо за ввоз заплатит примерно 3000 рублей (сумма зависит от мощности двигателя и года выпуска). Должно же, в самом деле, правительство компенсировать свои потери от снижения таможенных пошлин!

И ценники в автосалонах дружно поползли вверх. Оперативнее всех сработала «Тойота» – аккурат 1 сентября цены на весь модельный ряд ощутимо подросли. Причем прибавка на некоторые автомобили составила ни много ни мало 18,4%. «Данная мера связана с введением в РФ утилизационного сбора в отношении автомобилей, импортируемых в страну», – честно признались в компании. «Вольво» же замаскировала «инфляцию», добавив парочку новых опций. А на деле цены увеличились на 1,5%.

Другие игроки рынка решили не привлекать к себе лишнего внимания – исправляли ценники молча. Так, «Ниссан-Мурано» обойдется теперь не в 1 549 000 рублей, а в 1 590 000, «Форд-Фиеста» прибавил 7000, «Мондео» – 21 000, а S-MАХ – 13 500 рублей.

«Фольксваген», хоть и производит автомобили на территории России, справиться с новым бременем без прибавки к ценам тоже не готов. Отныне «Гольф» стоит не 551 000, а 603 000 рублей, а «Поло Седан» не 429 100, а 441 500. Зато автомобили классом повыше подорожали на смешные 2000 («Пассат») и 1000 рублей («Фаэтон»).

«Пежо», наоборот, умудрился снизить стоимость двух своих моделей: 508-я и 4007-я стали на 5000 рублей дешевле. Зато хэтчбек 308 оценили на 20 000 рублей дороже. «Ягуар – Ленд-Ровер» с гордостью отрапортовал, что, «несмотря на ввод утилизационных сборов с 1 сентября этого года, цены на автомобили марок не будут повышены. Во многом компании удалось сохранить текущие цены благодаря входу России в ВТО и снижению импортных ставок, которые частично компенсируют дополнительные расходы». Эх, все бы так!

Кстати, некоторые ведомства – Минтранс, Минэкономразвития и Федеральная таможенная служба – раскритиковали новый побор… то есть, простите, сбор. По мнению специалистов ведомств, ставки завышены. А это «может привести к повышению стоимости перевозок, ухудшению возможностей обновления парка, уходу с рынка малых и средних предприятий, потере рабочих мест, росту инфляции, а также к существенному снижению конкурентоспособности российских перевозчиков на рынке международных перевозок». Другие же чиновники пообещали, что утилизационный сбор – мера временная. Получается, сейчас компании-производители создадут за свой счет пункты утилизации (таково главное требование властей), доходы от нового сбора станут успешно пополнять казну, а потом программу просто свернут. Удобно! А главное – выгодно. Не вложив, считай, ни копейки, государство поднимет утилизационную отрасль да еще и прибыль получит.

Игорь Шувалов, первый вице-премьер правительства, считает, что машина должна служить от трех до пяти лет, а потом она превращается в хлам и ее надо утилизировать. Так, по его мнению, поступают в Европе и Японии. Так, да не совсем. На Западе полно автомобилей, которым больше 10-15 лет, и никто не обязывает менять их на новые. А в Японии владельцы «предпенсионных» (старше пяти лет) машин просто ежегодно платят в госказну больше (на 3000 рублей в пересчете на наши деньги). Но под пресс при этом никто не загоняет.

Получается, на словах правительство старается стимулировать продажи новых иномарок, на деле же из-за нового налога и постоянного роста цен вырастет рынок подержанных машин. По сути, произойдет то, против чего якобы борется правительство: старых машин на дорогах России станет еще больше.

АХ ТАК?

Украине не удалось договориться с российской стороной об освобождении продукции ЗАЗа от утилизационного сбора. В ответ Киев постановил облагать дополнительным налогом машины, поступающие из России. Кабинет министров 3 сентября подписал соответствующий закон. Теперь юридическим лицам придется выложить минимум 69 000, а физическим – 2000 рублей. В гривнах, конечно.

БДИ, ПОКУПАТЕЛЬ!

ГИБДД предупреждает: при оформлении документов на новые автомобили, чьи ПТС выданы после 1 сентября 2012 года, необходимо обязательно проверять наличие отметки об утилизационном сборе. Без нее сотрудники ГИБДД не имеют права ставить машину на учет.

Подпишитесь на «За рулем» в