ШЕЛ ГОД 1928-й...

ШЕЛ ГОД 1928-й...

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

у камина

НАШИ РОВЕСНИКИ

ШЕЛ ГОД 1928-й...

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

"Лозунг "Автомобиль или телега" - неправильный, так как не может быть никакого "или". Всем ясно: автомобиль, а не телега". Утверждение, прозвучавшее с первой страницы первого номера "За рулем" в апреле 1928-го, многие тогда восприняли как оторванную от жизни ненаучную фантастику.

В тот год в СССР, по разным данным, насчитывалось 18-20 тысяч автомобилей, причем примерно треть из них иначе как "безнадежной недвижимостью" назвать было нельзя. Даже в бывших провинциях Российской империи - Польше и Финляндии автомобильный парк перевалил за 20 тысяч, в Германии он составлял более 300 тысяч, в Британии - свыше миллиона, а по "загнивающим" Северо-Американским Соединенным Штатам ездили более 22 млн. (!) машин. В нашей же стране основным транспортным средством по-прежнему была телега (половину года - сани), а самоходных экипажей многие никогда в жизни в глаза не видели. А ведь автомобиль к тому времени давно вышел из младенческого возраста.

Заводы Европы и США уже выпускали машины десятками тысяч: на "Опеле" в 1928-м собрали почти 43 тысячи автомобилей, на "Кадиллаке" - больше 41 тысячи. Заводы "Форд" в Германии, Англии и за океаном после постановки в 1928-м на конвейер модели А (в СССР ее будут выпускать под маркой ГАЗ-А) за 16 месяцев произвели более миллиона (!) машин.

В год рождения "За рулем" у нас в стране сделали... 840 машин: 740 грузовиков АМО и ЯГ, полсотни легковых НАМИ, столько же АМО - автобусов.

Конструктивно советские модели никак нельзя было отнести к "последнему слову" техники. Маломощный (всего 35 л. с.) и не очень надежный АМО-Ф15 грузоподъемностью 1,5 т - потомок ФИАТ-15 Тер. С тем же мотором - трехтонный ярославский грузовик. Легковой 18-сильный НАМИ-1 (он был создан на базе чехословацкой "Татры-11"), более-менее современный по конструкции, для российского бездорожья выглядел явно слабоватым. Иных легковых машин в СССР не выпускали, а импортных привозили очень мало, в основном для партийных и государственных чиновников.

В 1928-м Советская Россия, по сути, лишь начинала менять телеги на авто, в то время как стенды международных выставок пестрели самыми разнообразными новинками. Мировой тенденцией в ту пору стал рост мощности двигателей. Тон, конечно, задавали американцы. Средняя мощность легковых машин США в 1928-м была под 71 л. с., лишь 6,5% заокеанских авто имели четырехцилиндровые моторы, большинство (58%) - "шестерки", остальные - входившие за океаном в моду восьмицилиндровые двигатели. Европейские авто были послабее заокеанских, однако 40-50-сильные модели и здесь считались нормой.

Среди дебютантов 1928-го - средние модели с "шестерками" "Опель-8/10" мощностью 40 л. с., 50-сильные "Вандерер-W11", ФИАТ-521. Французы представили "Гочкисс-АМ80", его трехлитровый мотор в разных модификациях развивал 70-75 л. с. На чехословацком "Вальтере-6В" стоял 65-сильный двигатель объемом 2,9 л.

Немногочисленные еще V-образные моторы показали американцы на обновленном "Кадиллаке серии 341", конечно же - "восьмерки". "Лянча" представила восьмую серию уже знаменитой модели "Лямбда", где мощность двигателя V4 подняли до 69 л. с. В Британии начались продажи "Дэймлера-Дабл Сикс" с бесклапанным, очень тихим мотором V12, развивающим 150 л. с.

Еще один способ поднять мощность - механические компрессоры. В 1928-м у "Альфа-Ромео 6С1750" появилась версия "Супер Спорт". Мотор объемом всего 1,8 л с двумя распредвалами и нагнетателем развивал 100 л. с.

Фирма "Майбах" удивила полуавтоматической коробкой передач. На модели W5SG применили так называемую систему быстрого переключения с вакуумным приводом. Водитель перемещал рычажок под рулевым колесом, управляя воздушными золотниками, а затем переключал передачу нажатием педали сцепления. Коробка "Майбаха" имела всего две ступени, но благодаря мощному 120-сильному мотору с высоким моментом этого вполне хватало огромному тяжелому автомобилю.

Конечно, европейцы в основном ездили на совсем других машинах - компактных, простых, недорогих. Французский "Розенгарт" 1928-го представлял собой очередную вариацию на тему хорошо известного тогда английского 10-сильного "Остина-Севен". Аналогичные "дикси" были очень популярны в Германии. Правда, вскоре у немецких машин появилась другая марка: осенью 1928-го завод в Айзенахе купила мюнхенская фирма БМВ. Более того, в малом классе возникло еще одно новое имя. Известный производитель мотоциклов представил автомобиль ДКВ-Р15 с двухцилиндровым двухтактным мотором мощностью 16,5 л. с. Прямым ценовым конкурентом мотоцикла с коляской был и чехословацкий "Аэро-500". Двухтактный одноцилиндровый мотор развивал всего 10 л. с., однако простая в обслуживании и ремонте дешевая машина пользовалась успехом.

...Через три года в Москве и Нижнем заработают сборочные заводы по производству "фордов" - КИМ и "Гудок Октября", а через четыре - с конвейера нижегородского, огромного, по европейским меркам, предприятия сойдут первые НАЗы, позднее получившие марку ГАЗ. Через двенадцать лет КИМ начнет выпускать в небольших количествах компактные машины, рассчитанные на "частников", но только лишь в конце 40-х для граждан СССР словосочетание "собственный автомобиль" начнет приобретать реальный смысл.

Пока, в 1928-м, в СССР примерно... 270 "частников". А первый номер "За рулем" рассказывает: "Нынешней зимой организовано регулярное автомобильное движение между Вяткой и уездными городами. Уплатив гривенник за каждый километр, вы садитесь в машину. Вы обгоняете ползущие обозы и смотрите, как встречные лошади, пугаясь, рвутся из оглоблей и становятся на дыбы. Приближаясь к деревне, вы видите большую толпу крестьян и слышите возгласы: "Едет! Едет!". Если шофер смилостивится над мужиками и замедлит ход, вы среди гама различите крики восхищения и зависти. За автомобилем гонятся мальчишки, за мальчишками собаки...".

Шел 1928-й... История "За рулем", как и сама история автомобилизации страны, только начиналась...

Народный "Аэро-500" из Чехословакии. Машинку, достигающую 65 км/ч, выпускали до 1932 года.

ДКВ-Р15 с двигателем объемом 0,6 л пришелся по душе небогатым немцам.

У бельгийских "минерв" в 20-х была репутация одних из лучших представительских машин Европы. Бесклапанный шестилитровый двигатель модели АК 32СV 1928 года развивал 90-100 л. с.

Первый грузовик "Вольво-LV40" появился в феврале 1928-го. Шведскую полуторку оснащали 28-сильным мотором легкового автомобиля.

Американский "Дюзенберг-J" поразил мощностью даже американцев. Рядный восьмицилиндровый мотор в разных версиях развивал 210 - 265 л. с.

"Мерседес-Бенц N56" с шестицилиндровым дизелем мощностью 70 л. с. перевозил 50 пассажиров.

Подпишитесь на «За рулем» в