ДорогиІ ПроблемаСтрасти по «Аннушке»Наряду с автомобилями самым «московским» видом транспорта был и, пожалуй, остается трамвай. Хоть москвичи и привыкли к грохоту составов под окнами, уровень шума далек от идеала. А когда в городе началась массовая реконструкция трамвайных путей, о существовании этого вида наземного транспорта вспомнили и автомобилисты, и не только в разрезе подвески, страдающей от переезда через рельсы…Одно лечим, другое калечимВ конце 2007 года было подписано постановление правительства Москвы о программе модернизации трамвайных путей в Москве в 2008–2010 годах. На тот момент, по оценкам экспертов, четверть всей протяженности путей полностью исчерпала свой ресурс. А со строительством ТТК трамвайная сеть стала приходить в заметный упадок – сокращались маршруты, демонтировались рельсы в местах строительства. Видимо, тогда и пришла городским властям в голову светлая мысль возродить величие московского трамвая. Но в нашей стране практически все подпадает под определение «одно лечим, другое калечим», и новая «акция» не стала исключением. Что особенно интересно, в тексте концепции модернизации трамвайных путей заложены три варианта развития событий – пессимистический, оптимистический и… рекомендуемый! Согласно первому Москву ждет трамвайный коллапс, отток пассажиров, ужесточение кадровых проблем, и все это на фоне стандартного финансирования. По второму – исключительно светлое будущее и запуск скоростного трамвая нового поколения. А вот рекомендуемый вариант предполагает трехгодичный срок исполнения и укладку рельсов с использованием новых технологий – бесшпальных конструкций и резиновых панелей на переездах.роченного асфальта. Кстати, все там же можно наблюдать живописную картину – водитель трамвая останавливает машину и выходит, чтобы поднять с путей падающие прямо на рельсы то там, то сям заграждения. А сколько еще таких мест в городе? Трамвайные конфликты время от времени выходят на страницы СМИ – еще свежо воспоминание о тех случаях, когда десятки машин оставались с проколотыми шинами из-за гвоздей и шурупов, раскиданных на путях. Правда, чьей-то конкретной вины так и не было доказано, но факт остается фактом.3-й этап программы модернизации – запланированные мероприятия в 2009 году* Модернизация трамвайных путей с укладкой блочной конструкции Модернизация трамвайных путей с укладкой верхнего покрытия из резиновых панелей на переездах Модернизация трамвайных путей с укладкой верхнего покрытия из крупноразмерных железобетонных плит Восстановление трамвайных путей с укладкой классической конструкцииПоказатели в кмоп (км одиночного пути) 4,9 1,921,3 26,9* Из текста Постановления о концепции целевой среднесрочной программы восстановления и модернизации трамвайных путей в городе Москве на 2008–2011 гг.А счастье было так возможно......И так возможно, и вот так, – думают и четырехколесные, и прямоходячие москвичи, обходя и объезжая многочисленные трамвайные стройки. Вот, например, ведутся ремонтные работы у метро «Коломенская» – так объезжать это место надо «крюком» да еще закладывая в этот маршрут дополнительные временные издержки, чтобы его же (в смысле время) сэкономить. В противном случае – минимум полчаса бесцельного ожидания на узкой однополосной Судостроительной среди бесконечных заграждений и раску-Теория и практикаПри всех минусах самого процесса ремонта на перспективу развития трамвайных путей МосГорТранс возлагает большие надежды, в том числе в отношении разгрузки города от растущего пассажиропотока. Как прокомментировал ситуацию ГЗР представитель пресс-службы ГУП Александр Карпов, «трамвай – единственный вид городского транспорта, который универсален. Мировая практика показывает, что он может работать на совмещенном полотне вместе с другими видами транспорта, включая центральные городские улицы, а может работать обособленно, незави-симо от других видов транспорта, кроме того, с использованием туннельных и эстакадных участков. Это и есть лучший способ реализации тех самых выделенных полос движения общественного транспорта, над созданием которых безуспешно бьются наши градостроители много лет». Основная задача трамвайной сети – обеспечить «связь с миром» тем районам, где не хватает автомобильных дорог и куда еще не дошел метрополитен. Заходила речь и о возможности пуска скоростного трамвая, но пока, видимо, это далеко от практики – по сообщению пресс-службы МосГорТранса, в МосГорТрансНИИПроект ведутся научно-исследовательские разработки по скоростному трамваю. И, как уклончиво отвечает замначальника предприятия путевого хозяйства МосГорТранса Вячеслав Рыбаков,«реальные сроки окончания программы зависят от выделенного финансирования». На практике же пока выходит, что процесс цикличен – по мере модернизации и строительства те отрезки, что были отремонтированы в первую очередь, уже начинают разрушаться. Вот и встает вопрос, кто же все-таки должен помнить, что одним из важнейших итогов концепции целевой программы должно стать «беспрепятственное движение автотранспорта на улицах с трамвайным движением и в местах пересечения трамвайных путей с проезжей частью городских магистралей»… Ведь, по словам очевидцев, все на той же злосчастной Судостроительной улице уложенные на переезде резиновые плиты уже откалываются по краям. Вероника ЕЛИНА57За рулем – Регион І №10 І май–июнь 2009