Путешествие. Осударева дорога

Путешествие. Осударева дорога

Слово царя с делом не расходилось: по той дороге, называемой впоследствии не иначе как Осударевой, передислоцировали войска и проволокли два малых фрегата! В результате марш-броска была взята крепость Нотебург на Ладоге, одержана первая крупная победа над шведами, открыт выход к Балтике.

Но стоит сопоставить цифры – и сразу возникает вопрос: как это могло быть осуществлено? На постройку 260-километровой трассы топорами, пилами да лопатами ушло менее месяца, на ее преодоление – всего восемь дней! Получается, что русские полки, отягощенные не только кораблями, но и полутора сотнями пушек, проходили более 30 километров в день. Испытав на собственной шкуре, каково передвигаться по гати, участники внедорожной экспедиции «Осударева дорога» (она состоялась осенью 2004 года под руководством петрозаводчанина Тимофея Рогожина), пришли к неожиданным выводам. Петр I вполне мог в короткие сроки осуществить не имеющий аналогов в истории пеший поход по заранее подготовленной трассе, но никак не перемещение кораблей.

ОКУНЕМСЯ В СТАРИНУ

Октябрь в Карелии – месяц ледяных дождей и мокрого снега, раскисших дорог, бросающих вызов любому, кто отважится на путешествие. Но у экспедиции была цель: продвинуться по болотным гатям, просекам и лесным дорогам от Вардегорского мыса, где начинался легендарный путь Петра I, до старинных деревень Выгорецкой республики, а там и до Повенца и в дороге обогнать по времени петровское войско. Посчитав, что наличием внедорожной техники компенсируется отсутствие заранее подготовленного бревенчатого настила, экипажи трех разномастных УАЗов – «Хантера», 3153 и «буханки» – 5 октября выдвинулись из Петрозаводска.

Возводимая максимально скрытно, уникальная трасса в свое время не была нанесена на карту. Значительный участок дороги уничтожен при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Сохранились лишь фрагменты деревянных гатей, просеки и названия некоторых мест по ходу продвижения петровского войска. Государев ключ: по преданию, здесь царь Петр устроил небольшой привал, а местные жители потчевали его обедом. Щепотева гора названа в честь главного изыскателя и устроителя Осударевой дороги сержанта Преображенского полка Михаила Щепотева. Петровский Ям – место стоянки войск в преддверии форсирования реки Южный Выг.

Вблизи Вардегорского мыса экспедиция оказалась утром 7 октября. Именно с этого дня начался для нее отсчет времени. К самому мысу не дал подъехать развалившийся деревянный мост. Для чистоты эксперимента, чтобы двигаться четко по плану экспедиции, ее участники отправились к Белому морю пешком. Старинной пристани или каких-либо построек, прямо указывающих на начало уникального волока, нет. Впрочем, исследователи склоняются к версии, что во время прилива корабли сами «вползли» на подготовленные для их транспортировки конструкции, которые затем лошадьми вытянули на берег.

Остаток дня потратили, чтобы добраться до Нюхчи. Известность поморское село приобрело в петровскую эпоху, потому как под Осударевой дорогой понимали именно «першпективу» Нюхча – Повенец. Село четыреста лет стоит на берегу одноименной речки и даже сегодня представляет картину подлинной старины: потемневшие от времени и непогоды избы с белыми наличниками, местами покосившиеся заборы, баньки рядком на берегу реки... Здесь и двери в домах, как века назад, подпирают палками: сразу видно, что хозяин отлучился, да и лодки с веслами на воде оставляют, лишь привяжут, чтобы течением не унесло.

На фоне таких естественных декораций рассказы о посещении Нюхчи Петром I звучат невероятно увлекательно. Покажут здесь и место, где стоял большой двухэтажный пятистенный дом, в котором ночевал царь накануне похода.

БОЛОТАМИ И ГАТЯМИ

Если для кого-то Карелия – сказка вековых деревьев и быстрых рек, то для экспедиции она стала краем глухих болот и полуразрушенных мостов, страной медведей, чьи свежие следы не раз видели на дороге.

Двигаться по гати – удовольствие сомнительное, даже на внедорожной технике. Мокрые и скользкие подгнившие бревна уходят вниз под тяжестью УАЗа, надрывно ревет мотор, фонтаны брызг вырываются из-под колес. Небольшой уклон – и машина боком съезжает на край «дороги», рискуя завязнуть в болоте. C немалым трудом, но экспедиция все же преодолела зыбкое пространство. Мысль о том, что триста лет назад в этом же лесу, стоя по колено в воде, при свете смолистых факелов, почти без сна, страдая от гнуса и голода, рубились с бездорожьем русские мужики, строили путь к величию и славе российской, не давала покоя…

Первый этап нашей внедорожной экспедиции закончился в Сумском Яме, дальше легендарная трасса затоплена Выгозерским водохранилищем. Деревянный крест в лесной глуши и рядом небольшая табличка: «Здесь начиналась первая государственная дорога в Республике Карелия «Осударева дорога» – все, что осталось от века великих свершений.

Далее маршрут ушел в направлении Выгорецкой республики, располагавшейся в верховьях рек Выг и Лекса и добрых полторы сотни лет служившей оплотом старообрядчества. Теперь вдоль Выга – вереница покинутых деревень.

Узнав об общине, Петр I, в котором большинство раскольников видели не иначе как антихриста, решил направить к ним попа с подьячими. Но советники отговорили. Россия остро нуждалась в развитии военной промышленности, а среди выговцев было немало рудознатцев и кузнецов. Как сказали бы сейчас, староверы построили свои отношения с петровской администрацией на коммерческой основе: в обмен на обещание всячески содействовать работе железоделательного завода на реке Повенчанке они получили возможность совершать богослужения по «старым» книгам.

ОБРАТНО НА АСФАЛЬТ

На три машины осталась одна запаска, бензин на исходе. До ближайшей заправки – несколько десятков километров по бездорожью. Выход напрашивается сам собой: заправить из последней канистры только одну машину и отправить ее за топливом, а остальным двигаться, пока баки совсем не опустеют. Роль спасителя выпала «буханке», которая мигом растворилась в тумане.

Томительные часы ожидания коротали в остывающих под ледяным дождем машинах. Радостно сигналя, «буханка» появилась, когда уже стемнело. Наутро сильно подморозило: палатки покрылись инеем, а один из УАЗов напрочь отказался заводиться и продолжил путь, болтаясь на тросе. Но даже эта мелкая неприятность уже не могла отдалить стремительно приближающуюся цивилизацию.

Асфальт всегда начинается как-то неожиданно. Вот и Повенец. Пройдя сложный путь, царь Петр появился здесь 26 августа 1702 года и сразу же начал подготовку к водному походу на Ладогу. Вскоре вся петровская рать на больших озерных карбасах выдвинулась из Повенца на юг.

Экспедиция завершена: всего пять дней потребовалось ее участникам, чтобы пробиться по стопам петровского войска. Машины, подготовленные для тяжелого бездорожья, делали не более 10 км/ч, на отдельных участках – едва ползли. После всего пережитого возможность круглосуточно передвигать фрегаты со средней скоростью выше километра в час кажется иллюзорной. Впрочем, однозначного ответа на вопрос, был ли на самом деле волок фрегатов, не дают и ученые.

Как бы то ни было, экспедиция «Осударева дорога» внесла свой существенный вклад в развитие движения «офф-роуд» в России. Ее участники, первыми пройдя маршрут на внедорожниках, сделали его доступным для каждого, кто ценит вкус настоящей кочевой жизни, общество близких по духу людей, возможность побывать в удаленных от проторенных туристических троп местах – там, где открываются фантастические в своей первозданности картины природы.

Подпишитесь на «За рулем» в