Долгая дорога к дюнам

ДОЛГАЯ ДОРОГА К ДЮНАМ

]

ПОЛЬША

Посольство: Москва, ул. Климашкина, 4, тел. (095) 231 1551, 231 1600 (круглосуточная информация о визах). Одноразовая виза стоит $12, двукратная — 20, многократная — 62. Попутно заметим, что гражданам РФ для проезда через территорию Польши в страны Шенгенского договора, Чехию и Словакию (при наличии визы этих стран, разрешения на временное проживание или вида на жительство) виза не нужна.

Скорость движения в городах ограничена 50 км/ч с 5 утра до 11 ночи (в остальное время — 60 км/ч), на дорогах общего пользо-

вания — 90 км/ч, на магистралях — 110 или 130 км/ч. С 1 октября по 1 марта круглосуточно ближний свет. Если вас остановила полиция, выходить из машины нельзя, а, как и в США, следует положить обе руки на руль и спокойно ждать, когда подойдет полицейский. Штрафы немаленькие: 50 злотых за превышение скорости до 10 км/ч, 100 — за отсутствие национального символа на автомобиле, 150 — за непристегнутый ремень безопасности, 200 — за разговор по мобильному, 500 — за проезд на красный свет… В отличие от поляков, которые штрафы платят через банк, иностранцы обязаны делать это на месте, наличными; если нет денег или не согласен — дело тут же передается в ближайший магистрат, а для обеспечения производства полицейские могут забрать паспорт (!).

Денежная единица — злотый ($1=3 злотым).

ЛИТВА

Посольство: Москва, Борисоглебский пер., 10, тел. (095) 291-15-01/61-09, 290-14-48. Простая одноразовая виза (сроком до 10 дней) выдается без приглашения (цена — 20 евро, срок оформления — 5 рабочих дней). Обязательна медицинская страховка на весь срок пребывания. Скорость движения в населенных пунктах — до 50 км/ч, за городом — до 90 км/ч, на скоростных магистралях — до 130 км/ч (с 1 ноября по 1 мая — до 110 км/ч). Обязателен ближний свет с 1 сентября по 1 апреля. Денежная единица — лит ($1 = примерно 2,7 лита).

Для въезда в Белоруссию ни виз, ни других документов, кроме обычных, не требуется. Единственное отличие в ПДД от российских — с 1 ноября по 31 марта на всех транспортных средствах и в светлое время должен быть включен ближний свет. За нарушение этой нормы — штраф. Еще здесь распространены поборы с транзитников. Плата за транзит по республике — $20, еще по $2 с каждого пассажира — «за экологию». Естественно, нужна страховка на автомобиль — белорусская ($20) или европейская «зеленая карта» (стоит примерно столько же). Если ее нет — штраф $200 (!).

Для въезда в Калининградскую область россиянам разрешений не требуется. Деньги — наши, цены — московские, особенно летом, в сезон. Дороги узкие (еще немцы строили) и не слишком хорошие.

В Белоруссии, по нашим меркам, отличные дороги, особенно от российской границы на Минск и Брест. Эта магистраль платная, но всего 30 российских рублей. Разрешенная скорость — 130 км/ч. К сожалению, заправок мало. Бензин по сравнению с российским недешев (в пересчете на наши деньги — 22–24 руб. за литр АИ-92). На основных трассах на АЗС берут любую валюту — российскую, белорусскую, доллары, евро (вывешены ценники), а чуть в сторону — только национальную. Какую-то сумму лучше поменять прямо на границе. Указатели на белорусском языке поначалу немного пугают. Сразу не догадаешься, что, скажем, «Абухава» — это не арабское поселение, а деревня Обухово, «Асинаука» — Осиновка, а «Юрцава» — просто Юрцево…

«Вольфшанце» («Волчье логово»). В глухом углу Мазурского края, в семи километрах от старинного городка Растенбург (ныне Кентшин), была главная военная ставка Гитлера. Ни одна из военных разведок — ни британская, ни американская, ни советская — так и не смогла за четыре года войны определить ее месторасположение. Это был целый город с персональными бункерами Гитлера, Бормана, Гиммлера, Геббельса, Геринга, бункерами ПВО и охраны, собственной электростанцией, водопроводом, вокзалом, аэропортом и кинотеатром (всего около 80 различных строений!). Длина и ширина бункеров доходили до 30–50 метров, высота до двадцати, толщина стен и потолков 4–8 метров (в бункере Гитлера — до 12 м!). Ни одна бомба сюда не упала — «Вольфшанце» взорвали сами немцы в январе 1945-го. Но даже сверхмощные заряды не смогли сокрушить монолиты, сейчас здесь — музей.

Автодороги в Польше всегда (и справедливо) считали чуть ли не самыми плохими в Европе. В последние пять-семь лет ситуация коренным образом изменилась. Поляки с помощью Евросоюза взялись даже за свою глубинку. Мы проехали чуть больше 400 км по далеко не самым главным дорогам Восточной Польши, по землям Подлясского и Варминьско-Мазурского воеводств. Очень хорошего качества шоссе петляет по живописным лесам и берегам озер. Здесь встретишь и старинные рыцарские замки, и городки с узкими средневековыми улочками…

Музеев в этой части страны хватает. В знаменитом на всю Польшу иезуитском монастыре ХVII века Св.Липка к чудотворной иконе может подойти каждый, а бесплатные органные концерты звучат несколько раз в день. В старинном замке ХIV века в городке Решель (кстати, городок внесен в список ЮНЕСКО) не только картинная галерея, но и комфортабельная гостиница (двухместный номер с камином и завтраком обойдется на двоих в $80)…

Попасть с Куршской косы на «большую литовскую землю» в Клайпеду можно только на пароме, который ходит через залив примерно каждые полчаса. Что удивительно — проезд вместе с автомобилем бесплатный!

К сожалению, «нашей» части Восточной Пруссии — Калининградской области повезло меньше: в годы советской власти прусский дух здесь активно уничтожали. Зато природа здесь уникальна, особенно знаменитая Куршская коса — 100 км узкой, поросшей лесом полосы, протянувшейся до литовской Клайпеды.

На самой косе, в ее литовской части, на берегу моря курортные городки и поселки. Самые известные, конечно же, Нида (на косе) и Паланга (в 25 км от порта Клайпеда). В Паланге в последние годы избавляются от советского прошлого — серых блочных профсоюзных здравниц. Главные местные достопримечательности — пешеходная улица Басанавичуса с десятками ресторанчиков, кафе, магазинчиков, баров (кстати, кружка вкуснейшего пива стоит в любом из них $1–2) и музей янтаря.

Вильнюс — не только столица и самый большой город Литвы, но и один из самых старинных: ему скоро 700 лет. Несмотря на многочисленные войны, прокатившиеся по этой земле, удалось сохранить Старый город таким, каким он был 300, 400, а то и 500 лет назад. Мы, например, останавливались в гостинице, которая открылась в… 1581 году, обедали в сводчатом зале ресторана той же эпохи. Рядом красовалась жемчужина старой архитектуры — костел Святой Анны (начало ХVI века). По местной легенде, побывавший здесь со своей армией Наполеон всерьез подумывал о том, чтобы разобрать собор и перевезти его в Париж. Слава богу, не случилось…

НЕПОСЕДАМ — ПРЕМИЮ!

Спасибо тем, кто, предпочитая уюту квартир и дач романтику дальних странствий, нашел время изложить свои впечатления и прислать в редакцию.

По традиции подведем итоги нашего ежегодного конкурса путешествий. Поощрительные премии размером 3000 рублей получат: Иван Гусев, добравшийся на вазовской «восьмерке» до Ближнего Востока («В поисках Грааля» — ЗР, 2004, № 4), Арсентий Теркель, совершивший тематический пробег по северу России («Соловки и петроглифы» — ЗР, 2004, № 3), Елена Малахова, сумевшая спокойно отдохнуть в неспокойном регионе («Абхазия далекая и близкая» — ЗР, 2004, № 10). Поздравляем лауреатов и напоминаем, что конкурс материалов о путешествиях продолжается.

Свои рассказы о маршрутах, экспедициях, приключениях, интересных коротких поездках присылайте по почте или на электронный адрес vak@zr.ru.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии