Утилизация: Часть 2

Первый этап экспериментальной программы утилизации старых автомобилей завершился. На сайте Минпромторга счетчик застыл на отметке в 200 тыс. сертификатов. Но, к счастью, тут же начался второй этап.

Утилизация

Утилизация

ВЗГЛЯД СВЕРХУ

Итак, в Министерстве промышленности и торговли РФ считают, что в целом эксперимент удался. Основная часть выданных сертификатов приходится на продукцию АВТОВАЗа — 161,4 тыс. штук, еще 10 тыс. сограждан выбрали марку «Рено», а на третьем месте «Форд». О готовности участвовать в программе заявили 1200 дилеров (реально работают около четырехсот) и 80 утилизаторов. На конец июня получили свои новые машины почти 90 тыс. человек, остальные станут счастливыми обладателями в течение лета (так обещано).

Условия второго этапа в целом меняться не будут. Формула та же: 10 лет (возраст авто) и 1 год (срок владения), 50 тыс. руб. минус затраты на утилизацию (3 тыс. руб.). Для его реализации вновь выделено 10 млрд. руб. на 200 тыс. сертификатов. А вот срок окончания не обозначен. По планам Минпромторга, все сертификаты уйдут до Нового года. Кстати, возможно, и после этого программа будет продолжена, чтобы не допустить резкого падения рынка, как случилось в Германии. Правда, условия могут быть иными.

Еще нам пообещали, что на втором этапе программы максимальное время ожидания нового автомобиля сократится максимум до трех месяцев: автолюбители жаловались, что стоять в очереди за машиной приходится по полгода. Еще один недостаток программы связан с «предприимчивостью» некоторых дилеров, которые навязывают при заказе машины ненужные потребителю опции. За такими ловкачами будут следить как сотрудники министерства, так и автопроизводители. Правда, какие они могут предъявить претензии?

«Программа утилизации оказалась выгодной и для автомобилистов, и для государства, — уверен руководитель департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов. — Резко, в полтора раза выросли продажи новых автомобилей. Заработали в полную силу не только автопроизводители, но и предприятия смежных отраслей. Вернулись на рынок автоперевозчики, появились заказы у поставщиков оборудования и т. д.».

Через несколько минут автомобильная жизнь этих «жигулей» и «москвичей» закончится.

Через несколько минут автомобильная жизнь этих «жигулей» и «москвичей» закончится.Через несколько минут автомобильная жизнь этих «жигулей» и «москвичей» закончится.
Через несколько минут автомобильная жизнь этих «жигулей» и «москвичей» закончится.

Средняя стоимость проданных по этой программе новых машин, даже с учетом крена в старое «жигулевское» семейство АВТОВАЗа, — 270–300 тыс. руб. Значит, автомобилист вкладывает в экономику свои 220–250 тыс. руб. Хороший оборот выходит.

ВЗГЛЯД СНИЗУ

На территории подмосковного завода «Вторчермет» жизнь бьет ключом. К воротам один за другим подъезжают автовозы, заставленные старенькими «жигулями», «москвичами», «запорожцами». Их тут же отправляют в очередь к стенду, где с каждого автомобиля снимают колеса, аккумуляторы, сливают жидкости. Дальше его безжалостно подхватывает погрузчик и лихо забрасывает на самый верх кучи отслуживших свое машин. Оттуда эвакуатор железной рукой выхватывает очередную жертву и швыряет в жерло огромной мясорубки (официально она именуется ласковым словом «разрыватель»). Из нее вылетают крупные куски металла вперемешку с кожей, тканью, пластиком.

Далее они отправляются в огромную грохочущую машину (шредер), которая их измельчит и разделит на фракции: металл черный — налево, цветной — направо, остальное — на свалку. Финиш. Сердце автомобилиста рвется на куски...

— Наше предприятие строили несколько лет назад под московскую программу утилизации, — рассказывает заместитель гендиректора компании «Втормет» Юрий Воронцов. — Городские власти тогда обещали очистить дворы от автохлама, но программа не пошла. И только теперь, с началом эксперимента, мы вышли на серьезный оборот: за три с половиной месяца действия государственного эксперимента по утилизации переработали свыше 13 тыс. старых автомобилей. Но это не предел, ведь шредерная установка может перемолоть в сырье 50 машин в час.

Металлургические заводы в стране охотно покупают автомобильные отходы. Есть желающие и за границей. Утилизация — выгодное дело. Из легкового авто весом 1–1,5 т можно получить 500–800 кг черного лома (цена — 6–10 тыс. руб. за тонну) и 50–100 кг лома цветных металлов (от 30 тыс. руб. за тонну). Небольшие деньги можно выручить еще за сданные аккумулятор и покрышки (пока их переработкой занимаются предприятия только в столичном регионе). Плюс 3 тыс. руб. за утилизацию платит государство (вернее, вычитает из обещанных каждому сдатчику 50 тыс. руб.). То есть даже при самом плохом раскладе с одной машины можно получить 8 тыс. руб.

Они превратятся в мелкую крошку, которая затем станет металлом. Может быть, в следующей своей жизни вазовская «пятерка» станет кораблем.

Они превратятся в мелкую крошку, которая затем станет металлом. Может быть, в следующей своей жизни вазовская «пятерка» станет кораблем.Они превратятся в мелкую крошку, которая затем станет металлом. Может быть, в следующей своей жизни вазовская «пятерка» станет кораблем.
Они превратятся в мелкую крошку, которая затем станет металлом. Может быть, в следующей своей жизни вазовская «пятерка» станет кораблем.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Но это в теории. В действительности все не так просто. Даже при сегодняшних, достаточно высоких ценах на лом утилизация была не слишком выгодным бизнесом, пока не заработала государственная программа. Поэтому предприятий, подобных подмосковному «Втормету», у нас раз-два и обчелся. В России всего пять шредерных установок для разделки автомобилей. В США таких свыше 200, в Германии — 76, во Франции — 50. Правда, там авторециклинг развивается более 20 лет. За это время научились перерабатывать не только металл и резину (как у нас), но и пластик, текстиль, стекло, все жидкости.

А в России пока большая часть предприятий-утилизаторов представляет собой огороженную площадку, на которой группа крепких парней курочит сданные машины.

Сначала снимают «товарные» детали. Остовы кузовов отправляют на перерабатывающий завод или прямо на металлургический комбинат, покрышки — на свалку. Куда девается остальное — вопрос. К сожалению, реально программы утилизации в стране как не было, так и нет. Где брать на нее деньги? Понятно, машины надо утилизировать, ведь в стране свыше 8 млн. легковушек старше 20 лет. В рамках нынешнего эксперимента утилизацию оплачивают опосредованно сами автовладельцы. А после окончания программы — какой смысл тащить автомобильную рухлядь уже за свои кровные?

Во всем мире средства на оплату утилизации выделяет автопроизводитель через залоговую стоимость машины. Сдал на свалку — вернул деньги. (Так когда-то было, скажем, со стеклянными бутылками в СССР. Собрал десяток — и в пункт приема, с каждой двадцать копеек в карман, а два рубля — сумма.) Поэтому за рубежом утилизация на потоке. Думаю, это следующая забота ответственных товарищей.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии