Дороги России: приговор № 24

Эксперты Всемирного банка подготовили доклад о состоянии и перспективах экономики России. В этот раз большой раздел был посвящен дорогам.

1

1

Группа экономистов и аналитиков под руководством главного специалиста по России Всемирного банка (ВБ) Желько Богетича подготовила многостраничный документ, который я прочитал с большим любопытством. Нам предрекают в нынешнем году рост ВВП на 4,4% — неплохо. Но авторы призывают не обольщаться: высокие мировые цены на нефть — это не навсегда, поэтому необходимы реформы.

Основные направления хорошо известны: сокращение государственного сектора, улучшение делового и инвестиционного климата, развитие малых и средних предприятий... Тут все понятно даже без высшего экономического образования. Но свой анализ финансовых проблем (а это, согласитесь, прямая обязанность работников любого банка) в этот раз авторы доклада решили дополнить обзором состояния дорожной инфраструктуры России, обозначить основные ее болячки и даже прописать рецепты для выздоровления. А это уже интересно, ведь мы всегда высоко ценили советы иностранцев и не любили «пророков в своем отечестве»… 

Дорого и гнило

Для начала авторы приводят убийственную цифру: доля государственных расходов на дорожное хозяйство в ВВП России сократилась с 2,8% в 2000 году до 1,5% в 2009-м. Для сравнения: последние 20 лет Китай ежегодно расходовал на дорожное хозяйство около 3,5% ВВП, что позволило значительно повысить качество, увеличить протяженность дорожной сети и тем самым поддержать экономический бум. А у нас?

Иностранцы подписали приговор российской дорожной системе. «Из 50 тыс. км федеральных автомобильных дорог нормативным требованиям соответствуют менее трети, состояние которых можно считать удовлетворительным... Более 50% федеральной дорожной сети не удовлетворяет нормативным требованиям по ровности и прочности дорожного покрытия». И это лучшие дороги страны! О том, как выглядят региональные и муниципальные трассы, лучше промолчать…

Разрушение покрытия происходит, по мнению экспертов, в первую очередь из-за отсутствия надлежащего ухода; к тому же новые трассы проектируют по старым нормам. Как показали расчеты аналитиков, из-за хронически недовыполненных работ по содержанию дорог расходы на перевозку грузов возрастают в три раза (с учетом потерь топлива, времени и износа автомобилей), «что напрямую влияет на цену товаров и расходы потребителей». О каком «инвестиционном буме» в таких условиях можно говорить?..

И еще специалисты Всемирного банка назвали российские трассы самыми дорогими. Это связано с «отсутствием конкуренции в дорожной индустрии, утечкой средств и коррупцией». Для сравнения в докладе ВБ приводятся данные о стоимости содержания дорог в Финляндии, где климатические условия примерно такие же, как в России. Там в 2007 году на 1 км дороги потратили всего 9,5 тыс. долл., а это в три-пять раз меньше российских показателей.

Финляндия нам не указ

Понятно, что есть в дорожной отрасли и коррупция, и факты воровства, и система откатов… Но почему такое огромное расхождение в цифрах с той же Финляндией? Попытка разобраться привела к любопытным результатам. По словам сотрудников московского представительства ВБ, данные они брали из открытых источников; результаты исследования с самими дорожниками не обсуждали (напомню, авторы — финансисты). Поэтому, как уверяет глава Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, сравнение некорректно.

Данные Финляндии взяты средние по всей дорожной сети (включая федеральные, региональные, сельские дороги, а также паромные переправы), а по РФ — только по федеральным трассам, самым дорогим в содержании. А если брать все дороги, то тогда средняя российская цена содержания дорог упадет до 9–10 тыс. долл. за 1 км. Правда, в этом списке будет учтена и дорога к безвестной деревеньке, которую смывает каждый год, а не ремонтировали ни разу. И вообще дорожная отрасль России финансируется в среднем менее чем на 50% от того, что требуют нормативы…

Мало платим?

Чтобы усовершенствовать нашу дорожную сеть, аналитики Всемирного банка предлагают увеличить финансирование. Отличная идея! Только за счет чего? Во-первых, надо резко повысить налоги и акцизы с ГСМ. Во-вторых, значительно поднять сборы за выдачу номерных знаков и регистрацию. Того, что собирают сейчас, по мнению аналитиков ВБ, чрезвычайно мало. И в-третьих, серьезно увеличить количество платных дорог. Но при этом специалисты ВБ не говорят, каким образом резко повысить доходы россиян, предлагая за счет народа решить программу, с которой не справляется государство…

Но с одним из выводов иностранцев я соглашусь, причем готов проголосовать за него двумя руками. Они считают, что в России следует кардинально поменять правила проведения дорожных тендеров, отказаться от системы, когда побеждает тот, кто предложил самую низкую цену. И сделать их абсолютно прозрачными! А также перейти на контракты так называемого «жизненного цикла» — когда компания берется не только построить дорогу, но и содержать ее 20–25 лет…

Заметки на полях

Между прочим, нынешний доклад ВБ, посвященный российской экономике, — уже 24-й по счету. Но тема дорог возникает в них нечасто — примерно раз в десять лет. В прошлый раз эксперты тоже нашли наши дороги плохими, но в качестве реального шага для их улучшения порекомендовали… ликвидировать систему дорожных фондов. Мол, они со своей задачей не справляются, система расходования средств непрозрачная… Тогда правительство М. Касьянова к советам иностранцев прислушалось — и что мы получили? Ответ — см. выше.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии