Платные дороги: деньги открывают шлагбаум

Если в нашей стране только начинают открывать платные автодороги, то во Франции к ним давно привыкли. Их не так много — около 8 тыс. км из общей сети в 1 млн. км, но это, без сомнения, лучшие трассы страны.

Французские дороги строит такая же техника, как и в России, но зимы здесь мягкие, работать можно круглый год.

Французские дороги строит такая же техника, как и в России, но зимы здесь мягкие, работать можно круглый год.Французские дороги строит такая же техника, как и в России, но зимы здесь мягкие, работать можно круглый год.
Французские дороги строит такая же техника, как и в России, но зимы здесь мягкие, работать можно круглый год.

Платными во Франции являются практически все скоростные дороги. Средняя стоимость проезда — 5 евро/100 км. Деньги возьмут и за проезд по альпийским туннелям Монблан и Фрежюс, а также по мостам Мийо, Нормандия и Танкарвиль. Цена зависит от сезона, времени суток, частоты поездок и т. д. 

ТОРОПИТЬСЯ ИЛИ ЛЮБОВАТЬСЯ?

Французы недолюбливают оторуты (autoroute, так во Франции называется платное скоростное шоссе), но без колебаний выбирают их для путешествий: потраченные деньги окупаются высокой скоростью, комфортом и безопасностью. Расчет простой. Например, за проезд от Парижа до Лиона нужно заплатить 32 евро, зато расстояние в 460 км можно преодолеть за четыре часа: тут разрешенная скорость — 130 км/ч, на пути ни населенных пунктов, ни светофоров… Знай себе лети! Хотите сэкономить не время, а деньги — GPS-навигатор проложит маршрут по бесплатным дорогам. Получится чуть дальше (примерно 510 км) и много дольше: в пути придется провести минимум восемь часов, ведь на большинстве дорог скорость ограничена 90 км/ч, а в населенных пунктах — 50 км/ч (их встретится несколько).

Однако у долгого пути есть свои плюсы: вы сможете увидеть настоящую Францию. Шоссе извивается среди живописных холмов и полей, нанизывает на себя бесконечную череду деревень, где дома, кажется, не перестраивались лет пятьсот… Альтернатива красивая, но, повторю, совсем не быстрая.

Если летите по платной дороге, то увидите в лучшем случае поля, леса и защитные экраны. Скукота! Останавливаться на оторуте запрещено категорически, но через каждые 15 км обустроены площадки для отдыха, где есть столики, контейнеры для мусора, туалет, а иногда и кафешка. Электронные табло информируют о трафике, погоде, ремонтных работах, есть даже собственное радио. А еще через каждую пару километров установлены оранжевые телефоны аварийной связи.

Перед пунктами оплаты дорога расширяется на несколько полос (очень удобно: никаких пробок), а после шлагбаумов снова сужается — до двух-трех полос в каждую сторону. Рассчитаться можно с помощью банковской карты или наличными, но выгоднее всего приобрести специальный датчик Telepeage.

Он крепится под стеклом, дистанционно открывает шлагбаум и позволяет проезжать без остановки, на скорости 30 км/ч. Владелец абонемента оплачивает проезд в конце месяца. Понятно, что тариф зависит от типа, габаритов транспортного средства, времени суток, сезона, количества проездов по дороге за месяц (при наличии абонемента). Для легкового автомобиля набегает в среднем 5 евро за 100 км (в переводе «на русский язык» — 2 рубля за 1 км). Недешево!

ПОДАЛЬШЕ ОТ МЫШЕЙ

При строительстве дорог у французов, как и у нас, возникают непростые проблемы с собственниками: кому понравится, что по его земле (или мимо дома) день и ночь будут с бешеной скоростью пролетать машины! Магистраль А89, Бордо — Лион, строят уже несколько лет, но перед этим почти десятилетие шел процесс выкупа земель, согласования с местными властями, жителями, экологами.

Представьте, чего это стоило, ведь в одном месте шоссе проходило через знаменитые виноградники Божоле (это не захламленный Химкинский лес!), в другом — через местность, где гнездятся редкие виды летучих мышей. Разрешить первый конфликт неожиданно помог экономический кризис: владельцы виноградников согласились-таки продать землю; во втором — строители договорились вместе с экологами переселить часть популяции летучих мышей в местность со схожими условиями.

Об этом мне рассказали в информационном центре при въезде на строящуюся дорогу со стороны Лиона (со стороны Бордо есть еще один). Здесь милые девушки угостят любого гостя кофе и проведут виртуальную экскурсию по маршруту будущей трассы.

До пуска трассы А89 еще больше года, но уже сейчас можно совершить по ней виртуальное путешествие.

До пуска трассы А89 еще больше года, но уже сейчас можно совершить по ней виртуальное путешествие.До пуска трассы А89 еще больше года, но уже сейчас можно совершить по ней виртуальное путешествие.
До пуска трассы А89 еще больше года, но уже сейчас можно совершить по ней виртуальное путешествие.

На ней предусмотрено три туннеля, мосты, путепроводы. На большинстве участков четырехполосного шоссе (с возможностью расширения до шести полос) разрешенная скорость — 130 км/ч. И только на некоторых, потенциально опасных, — 110 км/ч. Вооружившись инфракрасным пультом, можно самостоятельно «проехать» по будущей трассе: виртуальный автомобиль будет двигаться по экрану дисплея. А можно забронировать настоящую экскурсию на стройку — пожалуйте 5 евро с человека. Денежные запросы экскурсоводов не смущают французов: за прошлый год стройку посетило свыше 13 тысяч местных жителей!

Отправился на экскурсию и я — любопытно посмотреть, как здесь строят дороги. Оказалось, ничего особенного. Аналогичная техника работает и в России, а в Сочи сейчас пробивают туннели подлиннее. Да и красивые мосты в России тоже научились строить. Впрочем, учат нас этому как раз французы. Компания «Винси», одно из подразделений которой прокладывает упомянутую выше трассу А89, — европейский лидер строительства скоростных дорог и сложных инженерных объектов.

Она уже оказывала помощь в сооружении вантовых мостов в Москве (Живописный мост) и во Владивостоке (мост на остров Русский), возвела комплекс многоэтажных парковок в аэропорту Шереметьево, а сейчас приступила к строительству первого участка скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург. Именно «Винси» принадлежит половина акций в Северо-Западной концессионной компании (остальные 50% — у российских фирм), выигравшей конкурс на строительство и эксплуатацию в течение 30 лет головного участка шоссе — от МКАД до Солнечногорска. Впрочем, это уже другая история.

Один из путепроводов на будущей трассе А98.

Один из путепроводов на будущей трассе А98.Один из путепроводов на будущей трассе А98.
Один из путепроводов на будущей трассе А98.

Что касается трассы А89, полностью, от Бордо до Лиона (это 340 км), она будет открыта через два года; заключительные 50 км оказались самыми сложными в инженерном смысле и самыми дорогими — они обойдутся в 1,5 млрд. евро.

Путешествие по новой скоростной дороге от столицы виноградников до кулинарной столицы Франции (так иногда именуют французы Лион) обойдется водителям в 25–30 евро. Дороговато? Зато быстро и с комфортом.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии