Не гони "лошадей"!

НЕ ГОНИ «ЛОШАДЕЙ»!

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/МОЩНОСТЬ

НЕ ГОНИ «ЛОШАДЕЙ»! 

ПОЧЕМУ ЗНАЧЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ

В РАЗНЫХ ИСТОЧНИКАХ

ТАК ОТЛИЧАЮТСЯ

«Железный конь давно сменил крестьянскую лошадку. Пора бы и киловаттам вытеснить лошадиные силы: сумели же мы отказаться от аршинов, фунтов, десятин...»

ТЕКСТ / АНТОН ЧУЙКИН

ФОТО/ ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

ДЕТЕКТИВНОЕ НАЧАЛО

Тему подсказали читатели — они пытаются уточнить, сколько в самом деле лошадиных сил развивают моторы их машин: «В заводской инструкции указано одно, у вас напечатано совершенно другое, в документах на автомобиль вообще записано третье!» И такие претензии едва ли не по каждой российской модели!

Что ж, заводим папку с грифом «Мощность»...

Первыми под тесемочки легли копии ПТС (паспортов транспортных средств) автомобилей, проданных в прошлом году. Все-таки официальный документ с заводской печатью, где, помимо прочего, указана и мощность. Следующие — руководства по эксплуатации (издания ВАЗа и ГАЗа), за ними — последний справочник НИИАТ и, наконец, распечатки технических характеристик, почерпнутые на сайтах двух автогигантов. Информация из этих первоисточников легла в таблицу 1. Для указанных в ней моделей совпадения, прямо скажем, редки, при том, что ПТС и заводская инструкция были приложены к одному и тому же автомобилю! М-да, стоит ли удивляться путанице в журналах?

Читатели наверняка обнаружат еще немало расхождений и с документами на их собственные автомобили. Так, в 1998-м у «Нивы» по ПТС было на 1,9 кВт больше, в 1994-м «шестеркина» инструкция (в отличие от данных табл. 1) совпадала с книгой НИИАТ, по некоторым источникам (в их числе ЗР) двигатель «Волги» развивает 145 л. с... Что же за конокрады потрепали табуны под капотами?!

НАРУШИТЕЛИ КОНВЕНЦИИ

Первое, с чем следует разобраться — система единиц. Согласно общепринятой международной СИ, мощность измеряют в ваттах (Вт) и кратных им величинах, например, киловаттах (кВт). Ватт прямо связан с основными единицами СИ, для расчета не нужно даже помнить коэффициенты. В то же время любимые многими наглядные «лошадиные силы» поставлены вне закона. Тому много причин — так, английские и американские «лошади» несколько больше наших... Обозначения «л. с.», «hp», «PS» можно использовать для справки, где-либо в рекламе, но для точных технических данных они не существуют! Впрочем, и наш журнал вовсю употребляет устаревшие единицы — что поделаешь, сила привычки... И все же пора подтягиваться к международным стандартам, а потому дальше речь пойдет о киловаттах. Напомним лишь примерную формулу «для справки»: 1 кВт = 1,36 л. с. 

И ТЫ, БРУТТО!

Ну, хорошо, пусть не лошади, киловатты. Но они-то куда пропали... Может, убежали домой? Отправляемся следом — в Тольятти.

У конструктора есть чертеж, у испытателя — протокол, у технолога — карта. Но единым официальным документом, кстати, доступным не только заводчанам, являются технические условия. В них изготовитель описывает автомобиль, его характеристики, комплектацию. ТУ для завода — закон... установленный им самим. В идеале любой параметр, в нашем случае мощность, должен из ТУ переходить во все остальные — производные — документы, не меняясь!

Но вот в чем беда: в ТУ ВАЗа мощность указана в четырех (!) стандартах. Два «наших» значения по ГОСТу в вариантах нетто и брутто, одно — по международному стандарту ISO и еще одно почему-то по немецкому DIN (видимо, наследие благополучных экспортных времен). Разница — в комплектации двигателей (см. «Нашу справку»), которые могут по-честному выдавать разные мощностные показатели, будучи по-разному нагружены! Соответственно, появляется вероятность заблудиться в трех мощностях! В трех — потому что ISO и ГОСТ для комплектации нетто, по сути, одно и то же. Именно эти стандарты, а не чужой DIN или нечеткий ГОСТ брутто и следует брать за основу.

Кстати, мощность, указанная в ПТС VAZ 21103 — 68,8 кВт — похоже, на самом деле соответствует стандарту DIN, да еще указана для машины без нейтрализатора...

КРУГОВОРОТ КИЛОВАТТОВ

В начале 90-х ВАЗ провел работу по адаптации карбюраторных моторов к новому «девяносто первому» бензину, сменившему АИ-93. Естественно, переход на меньшее октановое число повлек за собой, помимо изменения установочного угла опережения зажигания, некоторое снижение мощности. Из-за этого двигатель VAZ 21083 стал развивать меньше прежних 51,5 кВт, ослабела «Нива». Потребители об этом узнают через... несколько лет!

Тогда же на производство встали впрысковые модификации переднеприводных машин. Различные блоки управления и комплектация машин внесли свою лепту в чехарду киловаттов. А тут еще строгое требование ВАЗа заправлять впрысковые автомобили только «девяносто пятым»...

В общем, ТУ безбожно отстали от жизни, не успевая обновляться; следом ошибки попали в «Руководства», где и так хватало путаницы с брутто. К тому же переиздают их только раз в три-четыре года, а не к моменту начала производства измененной машины. В ПТС мощность переписывают из сертификационных документов, куда ее заявляет сам завод... Пройдя по цепочке «испытатели двигателей — составители инструкций — конструкторы — оформители ПТС», ваш корреспондент убедился не то что в возможности — в неотвратимости ошибок!

В таблице 2 представлены точные данные из действующих и готовящихся ТУ на основные (но далеко не все!) модели и модификации ВАЗ. Отдельно мы приводим разъяснение ЗМЗ о 406-м двигателе. По мере появления новых документов постараемся информировать читателей, как именно меняются характеристики серийных машин.

Давно пора навести порядок с этими характеристиками, сделав их едиными во всех документах! Ведь неощутимые при обычной эксплуатации максимальные «лошади» и киловатты превращаются во вполне весомые рубли при уплате дорожного налога. Представьте, сколько пере- (или недо-) платили мы все в казну! А если еще вспомнить, как вычисляют налоги в ГИБДД через «незаконные» лошадиные силы... Впрочем, это особая тема, к которой мы непременно вернемся.

***

P.S. О том, что с указанными мощностями на заводе непорядок, приватно говорили многие вазовцы. Впрочем, не исключено, что чехарда скоро прекратится и киловатты дружно образуют единый строй, одинаковый во всех источниках: в Тольятти случайно услышал о заводской комиссии с грозным именем «Ревизионная», уточнявшей записанные в чертежах и ТУ величины мощности...

НАША СПРАВКА

Испытания моторов регламентирует ГОСТ 14846–81. При определении мощности нетто комплектация двигателя почти точно соответствует автомобильной: установлены системы впуска и выпуска, охлаждения, регулировки отвечают ТУ. В варианте брутто многое оставляют на усмотрение предприятия-изготовителя: состав системы впуска, наличие устройств снижения токсичности отработавших газов и т.д. Настройки ТНВД на дизеле и карбюратора с зажиганием на бензиновом моторе могут быть мощностными. Это позволяет снять большую мощность (до 10 %), но по сути менее объективно — на автомобиле двигатель покажет себя несколько иным.

РАЗЪЯСНЕНИЕ

ЗАВОЛЖСКОГО МОТОРНОГО

В ТУ на двигатель указана номинальная мощность брутто. Первоначально максимальная мощность 150 л. с. была установлена для двигателя ЗМЗ-4062.10 со степенью сжатия 9,5 единицы. Позже она была снижена до 9,3, чтобы обеспечить бездетонационную работу двигателей на бензинах с октановым числом 91. Соответственно, мощность брутто составила 145 л. с. По требованию Органа по сертификации в «Одобрении типа транспортного средства» (а следовательно, и в ПТС) с 1999 года указывают мощность нетто по ГОСТ 14846. Для автомобиля GAZ 3110 с двигателем ЗМЗ-4062.10 она составляет 96 кВт (130,6 л. с.), как указано в ПТС и последнем издании руководства по эксплуатации автомобиля. (См. также ответы специалистов ГАЗа — ЗР, 2001, № 4 — ред.).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии