Как мы доехали до великого устюга

КАК МЫ ДОЕХАЛИ ДО ВЕЛИКОГО УСТЮГА

]

ПУТЕШЕСТВИЯ

КАК МЫ ДОЕХАЛИ ДО ВЕЛИКОГО УСТЮГА

Читателям журнала — автотуристам, наверное, запала в память публикация годичной давности под названием «Как мы не доехали до Великого Устюга» (ЗР, 1996, № 5). Опытнейший автопутешественник Арсентий Теркель, доверившись «Атласу автомобильных дорог» (и на старуху бывает проруха), отмахав 1300 км, так и не смог осуществить свою «голубую мечту» — увидеть город на красавице- реке Сухоне. Дороги, указанной в атласе, не было и в помине, и, чтобы достичь цели, надо было сделать крюк еще в... 1100 км. Заканчивая свое печальное повествование, автор писал: «Ну, а что касается нашей „голубой мечты“, то мне бы очень хотелось рассказать читателям журнала, как в следующий отпуск мы доедем до Великого Устюга.» Он сдержал слово.

На этот раз мы двинулись к заветной цели уже другим путем: выехали из Москвы по Ярославскому шоссе и, миновав Вологду, по дороге Москва — Вельск — Архангельск добрались до поворота на Тотьму. Движение здесь небольшое, во многих местах чернело новое покрытие, но надежных съездов для ночлега мало — местность вокруг болотистая. Все-таки удалось найти пригорок у опушки леса, где мы и встали. После московских криминальных страхов нас поначалу не оставляли мысли о безопасности, но никто ни здесь, ни дальше на всем пути нами не заинтересовался. Да и некому было в этих довольно безлюдных местах.

В Тотьму въехали по большому мосту через Сухону. Тихий, почти сплошь деревянный провинциальный городок расположен при впадении в нее маленькой речки Песья Деньга. Здесь в 1536 году для защиты от набегов казанских татар был поставлен рубленый острог. Сохранилось несколько каменных церквей XVIII века, построенных не профессионалами-архитекторами, а строительными артелями и мастерами-каменщиками, которые не ведали ни об архитектурных чертежах, ни о существовании классических ордеров. Именно эти памятники классической местной барочной архитектуры и выделяют Тотьму из многих других небольших городов Севера.

Неповторимый колорит придают городу деревянные мостики через многочисленные овраги с лестничными сходами по косогорам и кое-где сохранившиеся деревянные тротуары. Удивила большая и очень интересная экспозиция предметов народного искусства, истории и быта сухонского края в местном краеведческом музее, основанном в конце прошлого века.

На окраине Тотьмы — Свято-Суморин монастырь, мощные стены и величественные постройки которого видны уже издалека. Въезд в монастырь — через главные ворота по живописной сосновой аллее, ведущей к бывшему братскому корпусу, а ныне гостинице «Монастырские кельи», где номера (бывшие кельи) чистенькие и дешевые, а машину можно поставить прямо у окон.

В Тотьме нам надо было решить, как лучше проехать в Устюг. Было два варианта: первый, беспроигрышный, через Никольск, до которого год назад нам оставалось 9 км, а сейчас почти четыреста, и второй, более короткий, вдоль Сухоны (250 км), но вызывающий сомнение. В ГАИ, уютно расположившейся в бывшей Воскресенской церкви постройки XVIII века, нас от него отговаривали. И все же, взвесив свои возможности (как-никак на «Запорожце» едем, а не на «Мерседесе») и положившись на сухую погоду, мы покатили по короткой дороге на Нюксеницу, до которой 114 км хорошего шоссе. Не доезжая 9 км до этого населенного пункта — поворот направо и указатель «Великий Устюг».

Дорога от Нюксеницы до Устюга еще строилась. Это стало возможным только сейчас, когда в рамках президентской программы «Дороги России» соорудили мост через Сухону. От него дальше шло асфальтированное шоссе, потом «грейдер», а в обход недостроенного участка — 40 км объезда по старой дороге, иногда гравийной, иногда грунтовой, местами узкой и разбитой и, видимо, в плохую погоду не всегда проезжей. Но местность вокруг — заглядение, много грибов, есть съезды к живописным берегам, встречаются старые деревни с красивыми домами, украшенными резьбой, и реки со странными названиями, наверное, угро-финского происхождения (Сученьга, Рекшеньга, Коченьга). После объезда — асфальтированная дорога до самого Устюга. Всего от Нюксеницы — 140 км.

Наконец-то наша мечта сбылась! Мы въезжаем на центральную, соборную улицу города. С большим интересом, еще не веря, что это свершилось, смотрим по сторонам, пока нас не останавливает жезл автоинспектора. Оказалось, от радости мы не заметили запрещающего знака и едем по пешеходной зоне.

Великий Устюг — небольшой город со своим оригинальным, примечательным обликом, возник около середины XII века и раскинулся на несколько километров вдоль левого берега Сухоны. Более раннее селище находилось у слияния Сухоны и Юга. Отсюда и название — Устюг, то есть в устье Юга.

В центре города среди пестрого многообразия церквей и колоколен высится величественный Успенский собор — главный городской храм. Основная часть его выдержана в строгих монументальных формах. Перед собором уже в наше время воздвигнут памятник Дежневу и другим первопроходцам-устюжанам.

Искушенные туристы, избалованные красотой древних русских городов, мы были ошеломлены многочисленностью и разнообразием церквей и храмов в небольшом городке. Неповторимое очарование придают городу также и высокие многоярусные церкви и колокольни, вытянувшиеся вдоль реки, почти подступающие к самой бровке берегового откоса. А на реке, как и в стародавние времена, — деревянные мостки, куда со всего города мимо церквей и храмов хозяйки везут в тележках и тачках или несут в корзинах белье для стирки.

На другом берегу Сухоны — старинная Дымковская слобода с двумя красиво стоящими на берегу храмами XVIII века. Через новый мост быстро добираемся туда, а потом на нашем пути — Троице-Гледенский монастырь (ныне филиал Устюжского краеведческого музея), основанный на рубеже XII — XIII веков. Внутри собора сохранился великолепный резной пятиярусный иконостас.

При подъезде к монастырю в деревне Морозовицы нельзя не затормозить у большого деревянного дома, украшенного необыкновенно красивой резьбой и росписью. Всю эту красоту создал его хозяин — пенсионер. И в дальнейшем мы не раз убеждались, что традиции северного деревянного зодчества живут и сохраняются.

Если вы захотите ночевать не в городе, а на природе, то отзывчивые местные жители с готовностью помогут найти хорошие места. Назовем два из них: на крутом берегу Малой Двины в пяти километрах от дома отдыха «Бобровниково» и на берегу речки Ламанихи, старого русла реки Юг, что в 14 км от города по шоссе Великий Устюг — Никольск.

Покидали мы Устюг в отличном расположении духа: нам удалось увидеть то, о чем мечтали многие годы, насладиться красотой рукотворных памятников старины, глубокой и неповторимой северной природы. Можно и возвращаться, но мы, что называется, уже «раскатились». Захотелось посмотреть Сольвычегодск, а если повезет, то и проехать вдоль Северной Двины по дороге, обозначенной в атласе... пунктирной линией.

Не буду вдаваться в детали нашего дальнейшего путешествия (см. схему), скажу только, что до Сольвычегодска мы добрались с двумя переправами: по новому понтонному мосту через Северную Двину и на пароме через реку Вычегду, которая с прилегающими к ней местами еще с XVI века исторически связана с фамилией Строгановых — богатейших купцов севера России, поставивших первые солеварни и основавших этот город. Далее наш путь лежал на Березонаволок по лесным, полевым дорогам, которые подсказали нам местные жители. Здесь нас ожидали не только чудесные пейзажи, но и встречи с великолепными памятниками древнего деревянного зодчества, среди которых выделялась Дмитриевская церковь постройки 1784 года с грандиозным шатром на 40-метровой высоте.

Из Березонаволока по понтонному мосту мы переправились через Уфтюгу — приток Северной Двины — и спустя несколько часов оказались на последней переправе уже через саму Двину в районе Красноборска.

А дальше дорога повела нас вдоль этой дивной реки мимо множества деревень и сел. Нас не переставали поражать огромные дома-крепости, массивные, высокие, с одним или двумя теплыми срубами и обширным крытым двором под одной общей кровлей. Очень жаль, что многие из них ветшают и исчезают. Но, к счастью, не все предано забвению. Группы реставраторов-энтузиастов проводят свои летние отпуска на восстановлении местных памятников деревянного зодчества. Результаты их бескорыстного труда мы увидели воочию: небольшую изящную деревянную церковь (1665 год) в селе Пермогорье; деревянную церковь с колокольней (1793 год) у деревни Сельцо и другие.

Самой северной точкой нашего путешествия стал город Березник, откуда мы повернули домой по трассе Архангельск — Вельск — Москва. Дорога к Вельску идет вдоль большого притока Северной Двины — реки Вага и очень живописна. Ночевали в верховье Ваги, а на следующий день были дома.

За все наше путешествие мы ни разу не столкнулись с нехваткой бензина, масла или продовольствия. Поэтому, собираясь на Север, не стоит загружать машину тем, что можно купить в дороге.

АВТОПУТЕШЕСТВИЕ № 46 (12–23 августа 1996 года)

Москва-Вологда- Тотьма-Великий Устюг-Сольвычегодск-Красноборск-

Березник-Вельск-Вологда-Москва

Проехали: 2717 км

Форсировали реки: Волга: Сухона, Вычегда, Северная Двина, Уфтюга, Вага;

понтонные мосты — 2, паромы — 2. 

Проезжали за день: максимально 707 км за 13 часов, минимально 83 км за 2 часа.

Ночевали: в машине 6 раз, в палатке 3 раза, на сеновале 1 раз, в гостинице 1 раз.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии