"камасутра" для водителя?

«КАМАСУТРА» ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ?

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ

«КАМАСУТРА» ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ?

ГОЛАЯ ТЕОРИЯ — ПУТЬ К АВАРИИ

ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ

ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ

«Научите ездить быстро». «Посоветуйте, как действовать в сложной дорожной ситуации». «Опишите приемы, которые следует применять, чтобы справиться с автомобилем на скользком покрытии...»

Знакомо? Нам тоже. Судя по звонкам, письмам, сообщениям в Интернет-конференциях, контраварийной подготовкой интересуются многие. В общем-то это хорошо, но у всякой медали есть оборотная сторона. О ней и поговорим сегодня.

Спору нет, водители, которые хотят овладеть приемами безопасной езды, заслуживают большего уважения, чем беспечные. Но, увы, как это часто бывает, из благородных и правильных побуждений делают совершенно неправильные выводы. Вот, скажем, широко распространено у нас заблуждение, будто советы, рассказы, штудирование книг с красочными рисунками и наукообразными методиками могут заменить инструктора. Между тем заочное контраварийное обучение приносит больше вреда, чем пользы. Попытки освоить высший пилотаж самостоятельно, методом проб и ошибок, небезопасны как для вас, так и для окружающих. Аргументы? Пожалуйста.

Вспомните свои первые поездки. К тому моменту, выслушав бесчисленные советы знакомых и обогатившись знаниями, почерпнутыми из умных учебников, вы назубок выучили последовательность действий при троганье с места. Требовалось всего лишь нажать педаль сцепления, включить передачу, плавно отпуская сцепление, одновременно добавить газу и т.д. То в теории. А на практике первые старты — вспомните! — проходили не слишком гладко. Думаю, самые талантливые самоучки не будут отрицать столь очевидного факта. Если удавалось сразу же тронуться, не заглушив двигатель, без рывков, повышенных оборотов, излишней пробуксовки сцепления, все равно — чистота движений была не та, что нынче. Должный автоматизм пришел много позже.

А теперь вернемся к контраварийным приемам. Большинство из них сложны и опасны, причем выполнить их правильно с первого же раза практически невозможно. Мало того, для прочного закрепления навыка требуется, бывает, не одна сотня попыток. Теперь представьте, чем могут закончиться тренировки на дорогах общего пользования. Теоретические познания о тактике, стратегии и технике исполнения элемента — сомнительная страховка: одно неверное движение — и вы упустите машину. Авария!

Значит, для безопасного тренинга нужна специальная, хорошо оборудованная трасса. Такая, чтобы «улет» даже на высокой скорости не приводил к жестяным работам и, что еще хуже, жертвам. Много ли в стране подобных трасс или хотя бы незахламленных просторных площадок? В лучшем случае найдется небольшой асфальтированный или заснеженный пятачок с низкой интенсивностью движения. Именно на таких импровизированных автодромах и разминаются страждущие.

Не скажу, что их усилия напрасны. Но в ограниченном пространстве да на низкой скорости удается освоить лишь очень скудную часть контраварийного арсенала. Считать же, что высший пилотаж можно отшлифовать на малом ходу, а затем применять в любой ситуации, в корне неверно. С ростом скорости норов автомобиля сильно меняется, причем в предельных режимах его реакции на управляющие воздействия неприятно вас поразят. Вплоть до шока или парализующего страха (поверьте уж на слово!). Короче говоря, тот, кто легко «ловит» машину в гололед при 40 км/ч, — зеленый новичок на скоростях выше «сотни». Тогда как водитель, способный в тех же условиях удержать автомобиль при 120–130 км/ч, любые сюрпризы на 40 км/ч щелкает как семечки.

В общем, толковая контраварийная подготовка подразумевает уверенное владение автомобилем в широком диапазоне скоростей, и получить эти навыки можно только на автодромах под руководством опытного инструктора. Желательно — на арендованной учебной машине. Дорого? Дешевых путей нет, в любом случае умение не дается даром. Знаете ли вы, что коробки передач переднеприводных ВАЗов при интенсивных тренировках живут не дольше двух недель, а сцепления, детали тормозов — и вовсе расходный материал. При выполнении маневра «переставка», имитирующего объезд препятствия, комплект покрышек стирают в пыль за полчаса! Техника будет сыпаться интенсивно — это неизбежно. Но еще сильнее пострадает личный автомобиль при самостоятельном обучении: больше ошибок — выше износ.

А если вы самородок, действительно одаренный ездок или... просто так считаете? К тому же еще и упорный: нашли подходящее место, решили технические проблемы, уловили суть книжных методик, наловчились сносно выпутываться из сложных ситуаций на дороге. Возражение одно — учиться проще, чем переучиваться. Неправильные навыки, доведенные до автоматизма, рано или поздно сыграют с вами злую шутку. Гордитесь, что быстро работаете рулевым колесом? Хорошо, конечно, но перехватываете вы его как попало, а все оттого, что неверно сидите. Порой оказывается, что интенсивно «накручивать баранку» — просто грубейшая ошибка. Что тут книжечка присоветует? Ага, плавно повернуть руль на малый угол и одновременно добавить газу. Малый угол — это сколько — 5, 10, 15 градусов, а акселератор вдавить на полхода или полностью? Оказывается, зависит от конкретной ситуации. Эх, если бы кто-нибудь показал.

Уловили суть? Летчики, даже очень талантливые, тоже штудируют предписания — да еще и тренажеры осваивают. Однако в первые полеты их выпускают с инструктором. Всех без исключения — до самостоятельных выкрутасов в небе еще надо дорасти. Помнится, и в простых автошколах учебные развалюхи оборудованы дублирующим управлением. Почему же к высшему автомобильному пилотажу подход может быть другим?

Выходит, врут умные книжки уважаемых авторов, обобщавших опыт сотен гонщиков и испытателей? Да нет, их содержимое столь же верно, как и то, что Волга впадает в Каспийское море. Лукавят, в основном, аннотации, обещающие «мастерство» всем автолюбителям или «широкому кругу автомобилистов». Это все же не учебники, а скорее методички для инструкторов. Пособия тем, кто уже в совершенстве владеет контраварийным арсеналом, но не знает, как передать свое умение другим. Для остальных подобная литература — выражение непонятного через неизвестное. Ни один заочный совет, даже самый толковый, здесь не заменит показа вживую. Есть все же на белом свете вещи, которые надо прочувствовать.

Ну вот, самостоятельные тренинги раскритиковал. А что взамен — ездить так же посредственно, как и раньше? Плыть по течению? Ни в коем случае! Если есть подкрепленное материальными возможностями желание научиться, способ всегда найдется. Существуют же различные курсы контраварийной подготовки, частнопрактикующие инструкторы — не только в столице. В конце концов, можно тренироваться под руководством опытного автогонщика. Выбор большой, а потраченные время и деньги — ничто по сравнению с ценой жизни. Удалось хоть раз избежать столкновения — считай, затраты окупились. Контраварийная подготовка не терпит лишь шапкозакидательства, поспешности и стремления нахвататься «клевых» приемчиков задарма. О чем, собственно, и шла речь. Не торопите события и не горячитесь, чтобы не наломать дров в самом начале пути.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии