Мегазавод по производству батарей для Tesla: солнечный удар

За политической трескотней прошло незамеченным событие в далеком американском городке Карсон-Сити, штат Невада. Между тем именно здесь создатель электромобилей Tesla Илон Маск строит крупнейший в мире завод литий-ионных аккумуляторов. Для тех самых электромобилей, что на сегодня имеют наибольший запас хода, сопоставимый с машинами на ДВС. В чем необычность события? А в том, что этот завод не будут подключать ни к одной электростанции! Всю необходимую энергию ему дадут солнце, ветер и… земля.

Рендер гигафабрики по производству литий-ионных батарей для автомобилей Tesla

Рендер гигафабрики по производству литий-ионных батарей для автомобилей TeslaРендер гигафабрики по производству литий-ионных батарей для автомобилей Tesla
Рендер гигафабрики по производству литий-ионных батарей для автомобилей Tesla
Рендер гигафабрики по производству литий-ионных батарей для автомобилей Tesla

Расчеты такие: в день суперфабрика потребует 2400 МВт∙ч энергии. Площадь солнечных батарей с КПД 20%, расположенных на крыше, составит 850 тыс. кв. м. С каждого из них можно будет снимать в сутки за 5 эффективных часов по одному кВт∙ч, что дает 850 МВт∙ч. Маловато будет. Но, погодите, что это там торчит справа от фабрики на рендере (см. выше)? Если не полениться и посчитать, насчитаете 85 ветряков, которые дадут еще 1836 МВт∙ч. При средней скорости ветра в здешних краях 7 м/с каждый отдаст мощность 900 кВт. Ну и, наконец, недра обещают выдать в день 240 МВт∙ч геотермической энергии.

7140125881_8368ba22c6_o

7140125881_8368ba22c6_oОснователь Tesla Motors Илон Маск на премьере кроссовера Model X
Основатель Tesla Motors Илон Маск на премьере кроссовера Model X
Основатель Tesla Motors Илон Маск на премьере кроссовера Model X 

Напоминаем: геотермальные электростанции используют внутреннее тепло Земли. Его, по идее, хватит на тысячелетия, т.к. наша планета остывает на 300–350 ºС за миллиард лет! Идея проста, надо просверлить глубокую в несколько километров дырку из расчета, что на каждые 36 м температура повышается на 1 градус. Сегодня такие скважины — обычное дело. Дальше все «просто»: пар по трубе направляют в турбину, конденсат спускают обратно под землю. И так — по кругу. У нас подобные станции работают на Камчатке, там можно обойтись меньшими глубинами, но это не принципиально.

В США суммарная мощность геотермальных станций в прошлом году составила 3389 МВт (у нас — 97 МВт). А есть страны — Сальвадор, где такие станции дают аж четверть всей электроэнергии. Почем киловатт «даровой» энергии? Если говорить о Неваде, стоимость сооружения составляет 2–5 млн евро за мегаватт мощности. А потом счетчик накрутит примерно по 0,054 долл. за киловатт-час.

Diagram_VaporDominatedGeothermal_inturperated_version.svg

Diagram_VaporDominatedGeothermal_inturperated_version.svg

Ветряки — явление более привычное. Типичный ветрогенератор мощностью 3 МВт ставят на башне в 70 м, а длина лопасти — 35 м. В прошлом году в США ветер дал 61 091 МВт, но это не рекорд. Рекордсмен — Китай, там ветряки имеют суммарную мощность 91 424 МВт! При скорости ветра 7 м/с (наш случай) себестоимость ветряной электроэнергии в США составляет 4,8 цента/кВт∙ч. Если захотели поставить «электромельницу» во дворе — не советуем: в ветренную ночь не заснете от шума почти в 100 дБ. Оно и неудивительно: при диаметре лопастей около 90 м (типичный случай) скорость их кончиков при неспешном вращении подбирается к скорости звука!

Но вернемся к солнцу. Стоимость самой станции оценивается в 1310 евро за киловатт будущей мощности. Требуемая для него площадь составляет 6–7 кв. м. А платить за такой солнечный киловатт-час придется около 10 центов. Две самые большие солнечные станции такого типа (можно еще кипятить с помощью зеркальных полей воду, а дальше — турбина) на сегодня построены в США и дают по 500 МВт каждая.

15387857336_82beebe5f2_k

15387857336_82beebe5f2_kTesla Model S
Tesla Model S
Tesla Model S 

Само собой, такие станции хороши там, где много солнца и мало пыли. Легкая облачность — и мощность буквально съеживается. Ну а оседающую пыль с огромной площади тоже убирать непросто и недешево. Всего солнечные станции на фотоэлементах дают в США 10 ГВт, а «на пару» — всего 0,5 ГВт мощности.

Если идея Маска материализуется, то оправдаются инвестиции в 5 млрд долл., из которых 10% заплатит бюджет штата. Появится 6500 рабочих мест; кроме того, обещано возить сюда туристов с камерами и айпадами, чтобы, заплатив за билет, те поохали да поахали. Почему именно здесь? На то был ряд причин: щадящее налогообложение, обещание щедрых преференций, жаркое солнце почти круглый год и единственный в США литиевый рудник под боком. Правда, говорят, его запасов не хватит: предприятию понадобится до 15 000 т лития в год! Еще бы, если в планах фирмы продажа по всему миру полумиллиона электромобилей начиная с 2020 года.

Гигантомания тоже объяснима: она позволит процентов на 30 снизить себестоимость батарей уже к 2017 году…

Фото: Tesla Motors
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (16)

Самые новые

Оно и неудивительно: при диаметре лопастей около 90 м (типичный случай) скорость их кончиков при неспешном вращении подбирается к скорости звука!

Чтобы «винт» ветрогенератора диаметром 90 м имел линейную скорость концов лопастей равной скорости звука, он должен делать 1 оборот в секунду. Ничего себе, «неспешное». Никогда не видел, чтобы такие огромные ветряки вращались так быстро. Скорее, они вращаются 1 об / 5 сек.

Ответить#
0
Ответить#
0

Выскажу свою точку зрения. В чем здесь вранье или неграмотность? Желающие могут посмотреть статистику ветроэлектростанций и солнечных по годам, по странам — оттуда и взяты эти цифры стоимости как сооружения, так и энергии. Они, кстати, разные по регионам, как и скорости ветра и статистика солнечных дней. Про влияние пыли тоже сказано. При этом замечу, что статистика дает не теоретические значения, а практические, с учетом всех факторов. Следовательно, там и скорость ветра, и бурение скважин, и длительность инсоляции, и пыль учтены!Еще хотелось бы сказать, что не нужно использовать в своих комментариях выражения типа «школота», обман и др. В любом случае эффективность завода можно будет оценить только после его запуска. В электромобиль «Тесла» тоже никто не верил. И даже в редакции ЗР ваш покорный слуга остается чуть ли не единственным, кто, подобно боярыне Морозовой, голосует за него. Посмотрим, чем дело кончится.

Ответить#
0

На мой взгляд, в успех электромобиля «Тесла» верить еще рано —- он более менее успешно продается только в тех немногочисленных странах, где правительство его нехило субсидирует, в том числе и налоговыми льготами

Ответить#
0

Живу в Латвии,субсидий на электромобили ноль! Теслы уже народ покупает и ездит,у меня друг купил я уже поездил и твёрдо решил купить,скатываю на бензин 300–500 евро в месяц,Тесла в средней комплектации стоит 64000 евро мои бензиновые деньги окупают лизинг,но Тесла S для меня великовата,подобных габаритов авто у меня было лет 15 назад. Жду Tesla model |||,она подешевле будет и наверное технологичней,но главное не это,главное что надоело в авто сервисе обслуживать ДВС и оплачивать космические счета,у меня SAAB 9–3 Aero Cabrio,поверьте на слово только за этот год замена блока управления(компа в народе) и пары датчиков потянули на 2000 евро.

Ответить#
0

А что Вы хотите от китайского авто —- это про Ваш SAAB 9–3 Aero Cabrio. И Вы наивно думаете, что у Теслы компьютер и датчики (которых на порядок больше, чем у SAAB) более надежны? Или у него вечная аккумуляторная батарея (ее ресурс и стоимость Вас тоже «приятно» удивлят).

Ответить#
0

SAAB у меня ни какой не китайский,а изготовлен в ручную на заводе в г, Граац (Австрия) и отношения к новым китайским хозяевам не имеет ни какого,что касается батареи то гарантия на батарею 8 лет без ограничения пробега,в Латвии на КАСКО страхуют без проблем,а что касается датчиков в Тесле то их как раз на порядок меньше,т.к. в ней отсутствует КПП,система выпуска,впрыска и прочей дребедени что требует ДВС.,в электродвигателе ресурс практически бесконечен,и ни масло,ни сцепление,ни свечи и прочие фильтры менять не надо.

Ответить#
0

У Вас странное предсталение об электромобилях —- это не детская машинка на батарейках. Да, ДВС и КПП и связанных с ними датчиков у нее нет, но есть ABS, ESP и другие помощники со своими датчиками. Также аккумуляторная батарея имеет свои датчики, система рекуперации энергии и т.д. К тому же ресурс электродвигателя тоже далеко не бесконечен —- генератор на обычном авто умирает даже раньше ДВС. Электромобиль, конечно, механически проще автомобиля с ДВС, но имеет гораздо более служную электронику. А ведь даже в Вашем некитайском Саабе заменили (по Вашим же словам) не КПП и не блок цилиндров, а блок управления, т.е. электронику.

Ответить#
0

Доводы понятны,АБС,АПС и прочее всё конечно есть и в электромобиле тоже,но давайте посчитаем во что обходиться эксплуатация ДВС за 300 тысяч пробега с момента покупки,а именно столько я проехал на предыдущем авто.30 раз поменял масло по 100 евро за раз (синтетика,фильтр,работа) 3000 евро,свечи платиновые 150 евро комплект с заменой через 30 тыс,1500 евро,кап ремонт турбины на 220 тысяче 1600 евро,сцепление два раза 2000 евро, цепь в двигателе 1500 евро, фильтра бензин,воздух (салонный не считаю) точно 500 евро,хорошо что коробка ручка,а то ещё на кап ремонт коробки попал бы.И это не считая всего прочего а сюрпризов хватало.Бензин по 5000 евро за год за 5 лет 25000 евро. Итого 10100 евро.(без бензина) а вместе 35000 за пять лет.И естественно следующий хозяин попадёт на кап ремонт через 50–70 тыс точно. Ну и чем я рискую? покупая Теслу? пускай расходы на ходовую, друг катается и не нарадуется,он реально не знает сколько бензин стоит.в сервисе не разу не был,вся ходовая от мерседеса,Моё отношение к ДВС как к паровозу-анахронизм,не знаю как в России но в Европе через 3–5 лет покупка электромобиля как основного транспорта в семье будет привычным делом,здесь деньги считают все,а выгоды бесспорны и очевидны.

Ответить#
0

Для меня выгода не так очевидна и бесспорна. За 5 лет (по Вашим расчетам) Вы потратили 35 000 евро —- так электромобиль на эти 35 000 евро дороже и стоит (во всяком случае, в данный момент времени). При этом накатали 300 тыс. км, т.е. более 160 км в день, если ездить каждый день, включая выходные и праздники. Запас хода у Tesla S на одной зарядке 300–400 км (в зависимости от емкости аккумулятора). Однако, реальный запас хода наверняка будет меньше —- работа печки и кондиционера, агрессивная манера вождения, скорость внесут свои поправки. И где Вы ее будете заряжать в дороге? Если через 5–6 лет на трассах через каждые 200 км будут подзарядные станции, то тогда может и имеет смысл. Кстати, гарантия на аккумулятор 8 лет без лимита пробега только у самого мощного (и соответственно, дорогого) аккумулятора, а так —-  200 тыс. км (125 тыс. миль). При таком пробеге Вам придется поменять его за свои деньги.

Ответить#
0

Посмотрите многочисленные тесты Теслы (тесты владельцев,в Ю-тубе доступны) 300 км проедет в любом случае,не знаю откуда информация но средняя версия продаётся тоже без лимита и с 8-ми летней гарантией,с ограничением пробега в 200 тыс. только начальная версия.У моего друга проблем нет,он даже дневной запас не скатывает,а проезжает за день по 130 км,ну и зарядные станции уже в городе есть,кстати бесплатные,да и не найти в своём городе 3 фазы и 16 ампер,это надо не иметь знакомых вообще,у нас в любом складе,автосервисе частном доме есть такая розетка.В США кстати Илон Маск создал сеть бесплатных зарядок на раз,и теперь по штатам можно колесить на Тесле во всю,я думаю что и с Европой он справится,а по последней информации Тесла моторс увеличила емкость аккумулятора (при сохранении габаритов) по одним данным на 30% по другим на 40%. При спросе появится предложение,кстати китайцы не спят у них есть BYD 6 elektro,неплохой паркетник,Датская компания такси закупила себе,и они уже во всю колесят и работают.

Ответить#
0

Смотрел я эти тесты —- при —30°С реальный пробег в 3 раза меньше, т.е. при пробеге 10 км прогнозируемый запас хода уменьшается на 30 км. Конечно, в Латвии нет таких морозов, но все же зимой на запас хода в 300 км у батареи емостью 60 КВт*ч я бы не рассчитывал. Это во-первых. Во-вторых, у аккумулятора есть одно свойство —- со временем он постепенно теряет емкость, и через 3–4 года его и летом не будет хватать на 300 км. Информация о гарантии —-  с оф. сайта Тесла.С зарядками —- все понятно, в городе они у Вас есть, вот и будете кататься в радиусе 100–150 км от этой розетки. А если нужно будет уехать, например, в Россию, Украину, Белоруссию? У нас такие розетки есть далеко не везде. И что там сделал Илон Маск в США —- меня мало интересует, я не в США живу. Увеличение емкоти аккумулятора, конено, хорошо, посмотрим на результат, когда он будет.Таким образом, для себя я сделал такой вывод —- без развитой повсеместной (а не только в крупных городах) сети зарядных станций любой электромобиль —- это городской транспорт. И плаить за него в 2–3 раза дороже я не готов даже при условии существенно меньшей цены эксплуатации.

Ответить#
0

Про цену Теслы S- 65000 евро дороговато,но я покупаю машины в районе 55000 евро,поэтому не так страшно,но машина с ДВС особенно премиум класса (БМВ 7 АУДИ 8 и.д.) теряют свою цену в ноль да стоят изначально дороже,у нас 10 летнее БМВ и похожие не нужны ни кому,или провинциалы покупают или глупая молодёжь,у Теслы вторичный ресурс будет большой,Заменил батарею и в принципе всё,на восток я не езжу и не собираюсь,последний раз был в России в 1990 году,правда люблю путешествовать по Европе,поэтому и покупаю кабриолеты,но эту проблемму я уже для себя решил,SAAB продавать не буду оставлю себе,тем более смотрел цены в Европе на мою машину,Аэро версия в максимальной комплектации или дизель,или 2,8 бензин с автоматом (это версия в основном для США,хотя и в Европе продавалась) да и с пробегом до 200 тыс всего штук 20,а с 2,0 турбо чёрная да в максимуме не видел вообще.В Риге всего две,конечно жду Теслу модель три,и дешевле и поменьше,да и потехнологичней будет,морозов у нас нет,хотя и по —30 бывает но не долго,снега наваливает мы ведь скандинавия,это в Литве теплее,бываю по работе в Норвегии там Тесла бесцеллер,в салоне без очереди продаётся дороже чем на сайте,а так очереди пол годика надо ждать,Латвия сама по себе маленькая вся жизнь в Риге и 50 км. радиуса,до Юрмалы 20–30 минут,У нас скорее всего будут электро заправки ставить на существующих бензиновых,первые уже стоят на Neste,и пока бесплатно,думаю с увеличением автопарка они будут на каждой сетевой заправке по всей Латвии (у нас это LUKoil, Statoil,Neste) правда не бесплатно уже но по божески, не сравнить с бензином,а электрофикация идёт,в Риге и других городах муниципальные службы и гос.структуры покупают электромобили Рено,Ниссаны,и прочие мелкомануфактурные с запасом хода 100–150 км.

Ответить#
0

Вы Михаил молодец!!! я давно обратил внимание что «Топ Гир»,и «За рулём» игнорируют Теслу,как будто и нет её вовсе,ни теста ни взвешенной оценки авто-экспертов,мне даже Артур Саруханов на Ю-тубе ответил мол не ввозят Теслу в Россию официально,ну и не совсем в тренде тема,хотя Ваш конкурент АВТОревю так не считает и Подорожанский Теслу даже себе купил,променяв её на Порш 911 (и правильно сделал) мой ответ одному скептику выше,мой прогноз то что через 3–5 лет покупка электромобиля в семье как основной вид транспорта будет в порядке вещей,в Европе точно.Живу в Риге.

Ответить#
0

обман это банальный. Для школоты, не владеющей арифметикой. Посмотреть на стоимость строительства и эксплуатации традиционных генерирующих устройств — она минимум вчетверо ниже. Так вот — стоимость это (загляните в учебники) как раз и есть расход природных ресурсов. То есть эти такие экологичные генераторы потребляют природу вчетверо больше, чем обычные.Чтобы «5 эффективных часов по одному кВт∙ч, что дает 850 МВт∙ч.» — тоже обман, он исходит из теоретического значения излучения Солнца на квадратный метр. Но есть же атмосфера, пыль (кстати, пыль буквально за дни снижает эффективность солнечных батарей на десятки процентов, а удаление пыли удорожает производство энергии чуть ли не ещё вдвое).При всём при том поездить на электромобиле — хочется. Двигатель постоянной мощности гораздо уместнее в автомобиле, чем вонючки с постоянным моментом.

Ответить#
0

тесла показывает всем дорогу в будущее, возможно единственную

Ответить#
0