Восемь стран за двенадцать дней

ВОСЕМЬ СТРАН ЗА ДВЕНАДЦАТЬ ДНЕЙ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПУТЕШЕСТВИЯ

ВОСЕМЬ СТРАН ЗА ДВЕНАДЦАТЬ ДНЕЙ

НА АВТОМОБИЛЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ ЕВРОПЫ*

ТЕКСТ / ЮРИЙ ПЛЮЩЕВ

Самое грустное в любом отпуске то, что он все-таки кончается. В один из дней я захватил на пляж атлас Европы и смело проложил маршрут возвращения: Корфу-Бриндизи-Неаполь-Рим-Ницца-Лион-Париж-Брюссель-Росток-Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва.

Из бухты Керкиры ходит множество паромов — ferry boot, как их здесь называют, в том числе в итальянский порт Бриндизи. Переправа «Дэу-Нексии» обошлась в 28 800 драхм ($78 при курсе 370 драхм за 1 долл.). Мы с нашими чудными московскими номерами не интересовали никого — не было ни пограничников, ни таможенников.

В Италии сразу же потребовалось поменять доллары на лиры. Вообще, при путешествии по нескольким странам возня с наличностью отнимает много времени и нервов — каждый раз нужно рассчитывать, сколько понадобится местных денег на бензин, ночлег и питание, чтобы, с одной стороны, не остаться с пустым кошельком, скажем, в выходные, а с другой — не терять на обратном обмене. У нас примерный расклад был такой: на сутки надо $40 на бензин — это 600–700 километров пробега, $20–30 — на ночлег, $20 — на питание плюс мелочь на сувениры. Итого в среднем $80–100 долларов в сутки: в дешевой Греции нам хватило и $60, во Франции — $80, а в дорогой Германии зашкалило за $100.

Пообедали в Неаполе, осмотрели город и покатили по берегу Тирренского моря. Была пятница, конец дня и дикое столпотворение машин на узенькой прибрежной дороге. По обе стороны на много километров тянутся навесы для автомобилей — до моря от них метров 100–150. Ночевали в придорожном отеле — 60 тыс. лир ($30 при курсе 2000 лир за 1 долл.) за двухместный номер. Первый день в Италии прошел неплохо.

Наутро отправились дальше. Постепенно становилось понятным, почему все неленивые итальянцы летом уезжают отдыхать за границу — побережье здесь необычайно красивое, но везде, где можно припарковаться, уже прилеплено несколько машин. Во второй половине дня оказались в Риме. Пару раз попытался уточнить дорогу — бесполезно: никто, включая карабинеров-полицейских, не говорит по-английски. Ориентируясь по солнцу и небольшой карте, выехали к Колизею и на удивление легко припарковались.

Кто придумывал русские названия итальянским городам?! На самом деле Рим — не Рим, а Рома, Неаполь — Наполи и нет ни Генуи, ни Флоренции, а есть Женова и Фирензе. Мало того, Колизей — не Колизей вовсе, а Колоссеум. Побродили, посмотрели собор Святого Петра и «Арривидерчи, Рома!» — поехали дальше, вовремя увильнув от платной автомагистрали.

Удивительно, но тут совершенно не оказалось комнат внаем — rooms to let, к которым мы так привыкли в Греции. Все небольшие дешевые отели вдоль дороги оказались полны — full, а в дорогих были лишь одноместные номера за 160 тыс. лир ($80!). Часа четыре безуспешно рыскали вдоль побережья. Уже ночью заправились и с трудом за бешеные деньги купили бутылку газировки. Ни одного открытого магазина, ни одной коммерческой палатки — нас здесь явно не ждали. Отправил жену спать на заднее сиденье к сыну и решил без остановки ехать до более приветливых мест.

Во Флоренцию мы буквально вломились. После суток за рулем дорожные знаки иногда воспринимаешь «задним числом». Сначала мы оказались на узких улочках, по которым движение ограничено, потом вообще в пешеходной зоне. Одинокие прохожие-негры удивленно смотрели на нашу машину с непонятными номерами, нагло прущую по пешеходным дорожкам в шесть утра. Пожалуй, Флоренция — единственный итальянский город, который мне действительно понравился. Он каким-то удивительным образом, будучи каменным, вобрал в себя благолепие окружающих его зеленых долин и гор.

От Флоренции — на запад, к морю. В Пизе посмотрели на башню: действительно, сильно наклонилась. Надо что-то делать. В Геную поехали старой дорогой, по совершенно изумительным местам. Думаю, итальянские Альпы — самые красивые горы, которые когда-либо видел. Красиво было потом и во французских Альпах, но итальянские все же нежнее.

Я уже почти сплю за рулем. Никаких комнат или апартаментов внаем все нет и нет. Как-то незаметно добрался почти до границы и тут сообразил, что в кармане 50 тыс. лир, что завтра, точнее уже сегодня, воскресенье, что франков нет и непонятно, где их взять, да и лиры куда потом девать? Хорошо, попалась бензоколонка — заправились, попили кофейку и въехали во Францию.

Ницца, Антиб, Канны — красивые бухты, белоснежные яхты, роскошные автомобили... Поворачиваем вправо и по местным дорогам устремляемся на север через французские Альпы, освещенные последними лучами заходящего солнца. В какой-то долине, на скрещении трех дорог увидели одинокий отельчик — 175 франков (примерно $25 по курсу 6,8 франка за 1 долл.) за двухместный номер. Фу-ух, можно отоспаться.

Наутро, почувствовав, что во Франции жить можно, не спеша двинулись в путь. Кстати, только здесь (не считая России) мы видели вдоль дороги небольшие навесы, под которыми крестьяне торгуют местными овощами и фруктами. Во Франции большинство перекрестков вне населенных пунктов выполнены в виде кольцевых развязок и стоят указатели Toutes Directions — «все (основные) направления» и Autres Directions — «другие направления». Удобны маленькие светофорчики на уровне глаз, дублирующие основные, — водителям первых машин не надо задирать головы. В пробках миновали Лион — конец рабочего дня, понедельник, все куда-то едут.

На ночь остановились в деревушке среди виноградных полей. Утром познакомились с соседями и узнали, что находимся в местности, которая называется Флёри (помните «На западном фронте без перемен» Ремарка?) — столице знаменитого французского вина «Божоле». Дальше пошли одни виноградники. На улочках маленьких городков то и дело попадаются дегустационные залы Cave de... (cave — по-французски погреб). Продегустировали несколько сортов бургундского и бутылочку купили с собой — 24 франка ($5).

В Сане, заплатив 145 франков ($21) за уютный номер с телевизором, мы совершили небольшое открытие — оказывается, привокзальные отели одни из самых дешевых и в них почти всегда есть свободные номера. Наутро оказались в Фонтенбло — загородной резиденции французских королей, известной с детства по романам Дюма.

К обеду добрались до Парижа. Объехали Эйфелеву башню, постояли у площади Бастилии, прошли по бульвару Сен-Жермен, сходили к Собору Парижской Богоматери. Проехались и по «советским» местам — площади Сталинграда и Севастопольскому бульвару. Удивительно, в некоторых районах Парижа из десяти прохожих восемь — негры или арабы. Немного поплутав в пригороде, покинули «столицу мира» и двинулись дальше. Восточная Франция, если не всматриваться в детали, мало чем отличается от Украины где-нибудь в районе Чернигова: бескрайние поля, перелески, лесополосы.

Проснувшись в Суассоне, потратили последние франки и отправились в Бельгию. О пересечении границы догадались лишь по мелькнувшему голубому щиту с символикой Европейского союза. На подходе к Брюсселю — немыслимое число многоэтажных развязок. Увидев на указателе знакомое слово «Андерлехт», свернули и в конце концов оказались у центрального вокзала. В узеньком переулочке нашли «Sun Hotel» — 2350 бельгийских франков ($56, при курсе 42 франка за 1 долл.) за номер с ванной и завтраком. Паркинг, совершенно необходимый в сплошь заставленных машинами улочках, «прилагался» бесплатно.

В финском посольстве ждал сюрприз: если нет брони на паром или отель, транзитная виза дается не на пять суток, как мы рассчитывали, а лишь на сутки.* Кроме того, медицинская страховка у нас заканчивалась через два дня, 27 августа — на этот день и запросили визы. Уплатив за двоих 820 бельгийских франков ($19), поинтересовались, когда будут готовы документы. Тут мы сполна оценили финский юмор: служащая с вежливой улыбкой сообщила, что сегодня они работают до двенадцати, а потом будут выходные, поэтому «зайдите во вторник 29-го». Это за визами на 27-е! В конце концов, уломали оформить все сегодня и получили-таки визы через пару часов. Да еще, несмотря на все закавыки с датами, на срок с 25 по 28 августа.

За вторую половину дня проехали Бельгию, Нидерланды и прибыли в Германию. После диковатой Бельгии нам показалось, впрочем, ненадолго, что мы снова въехали в «правильную», как Франция, страну. Небольшой городок Везель, вокзальный отель — номер с завтраком стоил 80 марок ($36, при курсе 2,2 марки за 1 долл.). Утром хотели поменять деньги, но выяснилось, что в субботу это можно сделать только на крупных международных вокзалах и в аэропортах. Сжалившись, хозяин отеля обменял нам $50, взяв внушительные комиссионные.

Потратив скудную сдачу на бензин, отправились в Росток, рассчитывая по пути поменять деньги в аэропорту Ганновера. Там в выходные работали лишь обменные автоматы, которые почему-то отказывались принимать стодолларовые купюры. Вот чудо природы! Два «полтинника» берет, а сотенную — нет!

До Ростока добрались уже в полной темноте и, ориентируясь по изображениям корабликов на указателях, выехали к причалу. Переночевав неподалеку, утром вернулись в порт. Обменники все еще не работали, но, к счастью, деньги поменял наш бывший соотечественник, который тоже ждал вечерний паром. Место в трюме для машины и два кресла для нас в пассажирском салоне обошлись в 660 дойчмарок ($300). Никто не сверял никаких номеров, не разбирал по буквам фамилии.

В Хельсинки прибыли через сутки, точно по расписанию, в девять вечера. На одном дыхании пролетели 200 км до Ваалимаа и выехали из Финляндии «без пяти двенадцать» — за пять минут до окончания визы!

Российская граница. Пограничник выдает какую-то записку, подтверждающую, вероятно, что мы приехали из Финляндии, а не свалились с Луны. Еще через пару километров — погранпост «Торфяновка». Естественно, очередь. «Что у вас с фотографией?», «Что у вас с печатью?» — бурчала пограничница, заталкивая паспорта в какие-то аппараты и что-то отыскивая в компьютере. Часа два потеряли — неудивительно, что здесь всегда очереди. Тут же заправились, подивившись цене бензина —

«95-й» шел по 11 руб. 20 коп., а также узнали о том, что сгорела Останкинская телебашня. Да-а, много чего сгорело, потонуло, провалилось сквозь землю за время нашего отсутствия.

Ну вот и все. Наше трансъевропейское путешествие закончилось. Описывать дорогу по России не буду, скажу лишь, что, отвыкнув от бестолковых ограничений, трижды (!) подряд попался за превышение скорости.

От редакции. Тем, кто, подобно автору, решил отправиться в дальние страны на автомобиле, хочется дать пару простых советов. Тщательно продумав маршрут поездки, не пренебрегайте мелочами: распорядок жизни, обычаи и порядки «у них» во многом отличаются от привычных нам. За подробностями обратитесь к путеводителям, полистайте журналы о туризме, наведайтесь в турбюро, наконец. Собрав информацию заранее, избавите себя в поездке от лишних хлопот и сюрпризов, порой неприятных. А если собрались переезжать из страны в страну, лучше обзаведитесь пластиковой карточкой одной из международных платежных систем — в большинстве стран она позволяет забыть о наличных. Удачи вам, путешественники!

* С 25 марта 2001 года Финляндия, а также

Норвегия и Швеция вошли в Шенгенский союз.

Изваяния из бронзы...

... и плоти на улицах Флоренции.

На Лазурном берегу встречаются и почти дикие места.

Знаменитое казино в Монте-Карло.

В немецких городах много старинных жилых домов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Загрузка...