Как ездить по плохим дорогам: лайфхаки от профессионала
Поездка на дачу — совсем не то, что большинство других поездок. Речь не только про выезд ранним утром или поздним вечером в пятницу сразу после работы, когда водитель устал или не выспался. Поговорим об особенностях поведения машины на разных покрытиях, об опасностях, которые таят асфальтовые и грунтовые дороги, а также о том, как перебрасывать вес автомобиля с колеса на колесо – обо всем, что убережет не только подвеску вашей машины, но и вас самих от ДТП.
На вопросы читателей «За рулем», старейшего и самого популярного автомобильного издания в России, ответил мастер спорта России, спортивный директор гоночной команды «Румос Рейсинг» Борис Шульмейстер.
Распределение веса по автомобилю
Поездка на дачу редко бывает без багажа. Ваша задача – равномерно загружать автомобиль, стараясь не перегружать багажник. При смещении центра тяжести на заднюю ось управляемость ухудшается. А идеальной считается развесовка по осям 50 на 50. Чем больше отклонение от этой золотой середины, тем хуже. И это нужно учитывать во время поездок, меняя манеру вождения на более аккуратную, неспешную и предупредительную.
Прицепы – отдельная история. Важно и следить за тем, чтобы прицеп был правильно нагружен, и избегать чрезмерного давления на сцепное устройство, то есть вес не должен чрезмерно давить на задние колеса автомобиля. Помните, что прицепы без тормозных систем во время замедления стремятся обогнать автомобиль. Не гоним и стараемся избегать резких торможений, для чего нужно увеличить дистанцию до едущего впереди автомобиля.
Изъяны асфальта
Плохая асфальтовая дорога может быть не только за городом. Она может начаться и в городе. На оживленных улицах, вылетных магистралях, МКАДе в левых полосах прослеживается колейность. Причина – шипованная резина, которая при езде на высокой скорости сильно истирает асфальтовое покрытие.
— Шипы, которые хотя бы один день поездили по сухому асфальту, стираются, принимая округлую форму, из-за чего перестают вгрызаться в лед. Поэтому смысла в использовании шипованной резины в городе нет – я за ее отмену.
Мы с коллегами ставили эксперимент на ледяных озерах, используя стандартные зимние шипованные шины. Шипованное колесо, которое ни разу не использовалось до этого на асфальте, позволяло проходить трассу на 1-1,5 секунды быстрее, чем колесо, которое уже «видело» асфальт. Это доказательство того, что шипы на асфальте истираются и толку от них нет.
При езде по асфальту, в котором образовалась колея, желательно в этой колее не находиться. Особенно это касается тех машин, ширина резины у которых больше 185-195 мм. Колеи, как правило, узкие, и автомобиль начинает по ней перемещаться вправо-влево. И эти виляния могут привести к тому, что машину в какой-то момент выкинет из колеи, спровоцировав аварию.
Поездка по асфальту в дождь
Колеи особенно опасны во время дождя – когда они заполняются водой, водителя может ждать неприятный сюрприз. Если автомобиль едет по ровному асфальту, на поверхности которого есть тонкая и равномерная пленка воды, его поведение предсказуемо и не доставляет водителю даже дискомфорта. Но как только машина попадает в колею, колеса оказываются в глубокой луже, происходит эффект аквапланирования – и водитель может потерять управление.
Шансы оказаться в такой ситуации возрастают при движении на высокой скорости – 90 и более километров в час и на груженом автомобиле (все-таки едем на дачу, а значит, в большинстве случаев, с багажом и пассажирами). У груженого автомобиля тормоза и динамика априори хуже, чем у легкого.