36
37
ТЮНИНГSubaru Impreza WRXІ ТестВоздушная революцияЧто может быть круче Subaru Impreza WRX STi Spec C?! Только Subaru Impreza Lomax Edition!анаты марки соврать не дадут, Subaru WRX – автомобиль многогранный. Мощность и комфорт находятся в таком балансе, что можно и на дачу съездить, и на треке порезвиться… Среди субароводов тюнинг «врыкса» (такое прозвище получила у нас эта машина) считается делом политически неграмотным. Хотите авто позлее? Пожалуйста, естьФмизировав затраты средств и времени и сохранив нормальный «врыксовский» запас моточасов. Ни блок цилиндров, ни ГБЦ не подверглись никаким изменениям. «Серьезные хирургические вмешательства очень затратные, трудоемкие и, как ни странно, сами по себе малоэффективные», – прокомментировал Андрей. Поэтому основные преобразования затронулибез провала, живо напоминая электромотор. Система обеспечивает ровную и стабильную тягу практически во всем диапазоне оборотов. Андрей остановил свой выбор именно на WF-37. По плану ей предстояло нагнетать воздух давлением 1,4–1,5 бара. Топливную смесь повышенного давления штатным форсункам WRX переваривать было бы трудновато, так что пришлось обзавестись форсунками от мотора STi. На этом проблема питания топливом была решена.Со своим Subaru Impreza WRX Андрей уже достал Spec C. 324 силы и 413 «ньютонов» – это не шутки. И не предел!WRX STi, детище Subaru Technica International, фактически образец заводского тюнинга! Желаете сущего монстра? Готовая к спортивным баталиям облегченная Spec C к вашим услугам! Посему доработки WRX, тем более удачные, – прерогатива отъявленных энтузиастов, к числу которых принадлежит технический директор раллийной команды AKRT Андрей Долгов. систему турбонаддува, охлаждения смеси, системы впуска и выпуска… Однако по порядку.Для здоровья полезны холодаКак следствие вторым вопросом, которым озадачился Андрей, стал вопрос охлаждения смеси. Известно, что чем холоднее воздух, поступающий в цилиндры, тем больше его плотность; а значит – производительнее работа двигателя. Площадь поверхности штатного интеркулера слишком мала, следовательно, температура поступающего воздуха будет чересчур высокой. На выручку пришел промохладитель от той же STi. Кроме прямой функции охлаждения воздуха кулер также является воздушным резервуаром. После закрытия газа турбина по инерции продолжает нагнетать воздух. Большая часть используется двигателем, а излишки стравливает специальный клапан. И тут снова возникла небольшая заминка. Давление в турбине «врыкса» редко когда превышает 0,9 бара, Андрей же планировал его увеличить почти в два раза!ТвинскролТурбина WF-37 с двойной крыльчаткой появилась на Subaru в 2003 году. Именно тогда завод впервые оснастил твинскролом очередной новенький Spec C. Конструкция с двойной крыльчаткой была избрана японскими инженерами по причине высокой эффективности устройства. Первая работает на малых оборотах, раскручиваясь с 2000 об/мин, то есть начинает действовать чуть ли не с холостых. Вторая плавно подключается после 3500 об/мин. Благодаря твинскрольной турбине двигатель работаетСмешать не перемешиваяГлавным направлением работы Андрея стал «моторный тюнинг» Impreza WRX. Стандартные 220 л.с. его, конечно, не устраивали. Мощность он планировал поднять примерно до 300 сил, мини-Снова пришлось обратиться к деталям от STi – клапан от мощной версии подошел как нельзя лучше.36№16І сентябрь 2009 І За рулем – Регион Subaru Impreza Lomax Edition Вдох-выдохПонятно, что возросшее потребление воздуха потребовало улучшения его доступа. Штатный коллектор WRX не подходил из-за встроенных дополнительных заслонок. Коллектор STi в силу конструктивных проставок тоже оказался не идеальным. Лучше всего поставленной задаче отвечал впуск Spec C. С выпуском хлопот было куда больше. Установить твинскрольную турбину вместо обычной со стандартной системой оказалось не просто сложно, Андрей экспериментировать и с уже известной альтернативой. Удалив пластиковые бачки, поставил на их место алюминиевые. Рискнем предположить, что новый радиатор исправно проходит весь срок службы автомобиля. Ну и наконец, как принято говорить в чопорной Англии, последнее в перечне, но отнюдь не последнее по значению – тормоза. Долго Андрей не гадал. Тормозные машинкиІ Теста невозможно. Пришлось менять весь выпускной тракт по маршруту «головки блока цилиндров – турбина». К тому же выяснилось, что у твинскрольной турбины совершенно иной фланец на выходе. Посему в списке неотвратимых расходов еще одним пунктом появился так называемый downpipe – патрубок, соединяющий турбину и среднюю часть выпускного тракта.Brembo от STi вкупе с колодками Ferodo DC 2500 обеспечили нарастившему мышечную массу «врыксу» вполне уверенное замедление.Снаружи и внутриПодробно рассказывать о тюнинге интерьера и экстерьера этого автомобиля не будем, так как сам владелец не уделяет этой области особого внимания. И впрямь, имеет ли смысл восхищаться дополнительными приборами Defi в салоне, если это необходимый рабочий инструмент? Стоит сказать разве о том, что их пришлось заказывать в Японии иНе все золото, что блеститДабы устранить всплески (пики) наддува, Андрей установил трехпортовый соленоид, отвечающий за работу турбины. А вот модный «пшикающий» клапан стравливания воздушных излишков, он же blow-off, ставить не стал. «При отпущенной педали газа клапан сбрасывает воздух в атмосферу, из-за этого двигатель запросто глохнет, например на светофоре», – пояснил Андрей. Также «приемную комиссию» не прошел воздушный фильтр пониженного сопротивления. В силу конструктивных особенностей штатный фильтр берет воздух с улицы, где, разумеется, холоднее, чем под капотом, откуда питается «нулевик». Вот где актуален слоган «Имидж ничто, жажда все!» Моторное масло – Motul 10W40. Ну, это закон спортивного жанра, ничего нового. А вот радиатор системы охлаждения исключительно оригинальный. О лопающихся с завидной периодичностью пластиковых бачках родного радиатора мы уже говорили в одном из номеров газеты. Не сталплатить баснословную сумму, так как наводнившие российский рынок китайские приборы показывают температуру на Луне, дистанцию до Бологого во французских лье, плотность живой воды, но только не то, что им положено. Кому-то покажется смешной наклейка с Нюрбургрингом на крышке багажника, но рано или поздно этот WRX на «Северной петле» окажется. И покажет время! А альтернативная оптика, собранная из компонентов Hella, – это просто красиво. Андрей не отказал себе в удовольствии построить высококачественную аудиосистему, ведь на этом автомобиле он ездит ежедневно. В багажнике расположились два усилителя JL Audio класса D: E4300 работает с передней акустикой MB Quart, а E1400D – с сабвуфером JL Audio. Все убрано в карпет и надежно закреплено. Головное устройство – Alpine CDA 9835. Если появилось желание пошевелить волосы на голове мощностью звука, достаточно откинуть задний подлокотник. За ним спрятан динамик сабвуфера.За вычетом эмоцийИтак, что же у нас получилось, говоря языком фактов и оперируя цифрами? Твинскрольная турбина WF-37, топливный насос Walbro, интеркулер и форсунки от STi, впускной коллектор Spec C плюс выпуск downpipe. Под чутким контролем трехпортового соленоида турбина легко «дует» 2 бара. В довершение около трех дней пришлось потратить на настройку «мозгов». По результатам стендового замера основные параметры составили: мощность – 324 л.с. при оборотах 6400, крутящий момент – 413 Н·м при оборотах 4850 (см. график). Напомним, что у Spec C 320 л.с. и 431 Н·м. Согласитесь, разница зыбкая… Нет, все же трудно удержаться от эмоций. Видавший виды WRX образца 2003 года по своим характеристикам сумел не только догнать, но даже переплюнуть Subaru STi и сравнялся со Spec С. И ведь добиться этого удалось практически за счет одного только воздуха! А тем временем хозяина уже не остановить. По крайней мере, как уверил нас Андрей Долгов, «все еще только начинается»… Никита КОТРОВСКИЙ Фото Ильи ПИМЕНОВАСтоимость комплектующих (руб.)Downpipe Blitz Бензонасос Walbro Турбина WF-37 Форсунки STi Интеркулер STi с клапаном и патрубком 21 000 3500 21 700 5000 13 950Выпуск от головок блока цилиндра до турбины 21 000 Часть downpipe твинскрол Маслоприемник, поддон Впускной коллектор Spec С Патрубок турбины Трехпортовый соленоид Силиконовые патрубки ИТОГО без работы 2000 6000 9000 3500 1000 1000 108 65037За рулем – Регион І №16 І сентябрь 2009