18
19
20
21
22
23
ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬлицом к лицуТакси большого гор оОтправляясь очередной раз в командировку, я вызвал по удобному, легко запоминающемуся номеру такси. Привычно располагаясь в приятном на цвет и ощупь интерьере новенького Ford Mondeo, вдруг поймал себя на мысли, что мне чего-то не хватает. Вот только чего? И тут меня ошарашивает: счетчик не тикает!..текст: Владимир Смирнов, Виктор Фомин, фото: Роман Тарасенкопрочем, его там вообще не было. В арсенале водителя имелся лишь отпечатанный на казенном бланке прейскурант. Хотя почти месяц минул с того момента, как эксплуатацию без таксометра автомобилей с шашечками поставили вне закона. Вежливый, можно сказать, вышколенный шофер предупредил, что в их машинах не курят, подоткнул первую передачу и плавно тронулся. Тишину в салоне нарушала негромко льющаяся из динамиков музыка… Но почему-то ее аккомпанемент не мог заменить того ностальгического тиканья, перемежавшегося периодическим щелчком, знамену18За рулем – Регион №19/октябрь/2011Вющим собой смену цифры в заветном окошечке. Да, «Волга» была заметно шумнее, да она сильно кренилась в поворотах, да на скорости свыше 100 км/ч расход топлива и масла становился просто неприличным, но в ней была особая атмосфера. Атмосфера поскрипывающих на кочках вовремя не смазанных шарниров подвески, специфического аромата внутренней обшивки (с легкой примесью бензина) и того самого тиканья счетчика. Тоска по ушедшей молодости, скажете вы? Возможно. Но, может быть, именно так, на эмоциях, стоит рассказать о такси недавнего прошлого и попытаться сравнить его с нынешним? Попробуем.Салон Mondeo-такси ничем не отличается от обычной машины. Счетчика, как видим, здесь нет. Зато есть папочка с прейскурантом одаВ детстве нынешних сорокалетних счетчик таксомотора щелкал для всех по-разному. Для одних – как отголосок статуса их материального достатка (не всегда легального), для других – как метроном, обратным отсчетом облегчающий кошелек, а для третьих – как манящий «огонь большого города» с зеленым, естественно, отливом. Раньше вы-сортимент значительно шире: от нарочито утилитарных Logan до респектабельных Mercedes Е-класса. Но наиболее популярна все-таки золотая середина. Ford Mondeo относится именно к ней. Разумеется, современное такси на порядок безопаснее, ведь представления о безопасности за прошедшие годы сильно изменились.В ДЕТСТВЕ НЫНЕШНИХ СОРОКАЛЕТНИХ СЧЕТЧИК ТАКСОМОТОРА ЩЕЛКАЛ ДЛЯ ВСЕХ ПО-РАЗНОМУбор был значительно скромнее, но мало кто ощущал это, ведь в таксомоторном деле задействовались практически лишь газовские машины: «двадцатьчетверки» во всех своих ипостасях, а до того – 21-е, «Победы», «эмки» и даже произведенные по лицензии дядюшки Генри легендарные ГАЗ-А. Сейчас асРазве прежде можно было себе представить надувные занавески или хотя бы индивидуальные подголовники на заднем сиденье? То-то и оно! В «двадцатьчетверке» поначалу даже у водителя не было такой элементарной принадлежности, как ремень безопасности. Но по части комфорта (кроме акустического) разница не столь принципиальна. Особенно хорошо этот факт прослеживается на заднем сиденье. Диван Mondeo почти такой же«Первая» панель приборов «Волги» дополнена счетчиком. Сейчас на нем 90 копеек, но за время съемки мы «накатались» на 2 рубля 54 копейки. Обратите внимание на настоящую радиостанцию между передними сиденьями для связи с диспетчером№19/октябрь/2011 За рулем – Регион19 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬлицом к лицу1231, 2. Грузить чемоданы неудобно из-за высокой кромки багажника, зато сам проем, по меркам владельцев «Москвичей» и «Жигулей», гигантский 3. Вообще сиденья в такси были обтянуты легкомоющимся дерматином, но настолько аутентичную машину найти сейчас сложномягкий и просторный, как пружинная «галерка» ГАЗ-24. Относительно простора для ног сидящих сзади тоже паритет, но касательно расстояния до потолка «24-ка» даст фору современному «иностранцу». Правда, последний отыгрывается на про-рокалетней давности. Главным образом с точки зрения эргономики. Взять хотя бы наружные зеркала заднего вида – у Ford их два, и они значительно больше в размерах (плюс к тому дистанционно регулируются с помощью сервопри-Как жила и умирала каста таксистовУстроиться на работу в таксопарк с улицы было непросто, а социальный статус водителя такси был достаточно высок. Добровольно покидали работу худшие, а многие и уходили с нее «вперед ногами» – смертность от нервной сидячей деятельности доброй половине не позволяла дотянуть до пенсии по возрасту. Да плюс еще и билисьПО ЧАСТИ ПЛАВНОСТИ ХОДА ПРИОРИТЕТ НА СТОРОНЕ «ВОЛГИ» – НЕРОВНОСТЕЙ ОНА НЕ ЧУВСТВУЕТцессе посадки-высадки: двери отрываются шире, а подушка сиденья расположена выше. Ну и, конечно, про кондиционер в автомобиле широкие массы советских трудящихся даже и не подозревали. Что уж говорить о встроенной аудиосистеме с МР3, ЖК-дисплеях и многофункциональном руле. Зато по части плавности хода приоритет опять на стороне «Волги» – ощущение такое, что неровностей она вообще не чувствует. Причем даже весьма страшных на вид. А вот водителю в Mondeo живется гораздо лучше, чем таксисту со20 За рулем – Регион №19/октябрь/2011насмерть частенько – лихачили, никаких ремней не было (а когда появились, в такси ими разрешено было не пользоваться!), и резины зимней еще не существовало. Но когда хоронили погибшего «при исполнении», провожали целой колонной гудящих «Волг» с шашечками, осознавая, что каждый может стать следующим...водов). Что уж говорить о профиле спинки и подушки кресла, его диапазонах и возможностях регулировки, форме сечения обода рулевого колеса… «Волговскую» тощую и скользкую баранку еще нужно было умудриться удержать в руках. Особенно в повороте – усилителя-то не было! Да и с бесформенного водительского сиденья пятая точка все время норовила сползти в сторону, противоположную виражу. Вообще разница в управляемости таксомоторов двух эпох – примерно как между пишущей машинкой «Ундервуд» и ноутбуком. Ford отлично держит прямую, не требуя постоянных подруливаний. Охотно заныривает в повороты и отличается превосходной информативностью рулевого управления. ГАЗ-24 – тот автомобиль, на котором лучше не ездить со скоростью более «сотни». Так спокойнее. Но по части динамики бюджетная версия Ambiente со 120-сильным 1,6-литровым мотором похожа на «Волгу». С той разницей, что первый напрочь отказывается ехать с «низов», а второй, наоборот, не хочет «крутиться». Кстати, подобное поведение «волговского» силового агрегата породило характерную манеру езды тогдашних таксистов: они переходили на пониженную только тогда, когда обороты падали ниже холостых и вспышки в цилиндрах можно было пересчитывать вслух. Но в этом тоже был свой шарм… Итак, время действия – к примеру, 1981 год, место действия – Советский Союз. Рука поднята – эффект скорее всего нуле1вой: «Волги» даже с горящим зеленым огоньком, вроде бы свидетельствующим о желании посадить пассажиров, проносятся мимо самым наглым образом – или на заказ, или в парк, или выбирая более выгодного для себя претендента. И даже в случае резкого визга тормозов – нет, не возле вас, а метров на 30 дальше (а вы бежите с надеждой – возьмет ли?) – чаще всего следует безапелляционный ответ «не по пути!». Хотя куда должен держать путь таксист – разве не туда, куда велит клиент? Но в годы тотального дефицита и идеологической накачки таксист был социально антагоничен своему пассажиру – в большинстве случаев «осколку старого мира», человеку скорее всего культурному и интеллигентному. А вот «хозяина» холоп чувствовал завсегда – и советское начальство и «цеховики»-нелегалы легко улавливали волны холуйства и скрытый смысл «чего изволите?» в грубоватом вопросе «куда ехать?».Технические данныеТип кузова Длина/ширина/высота, мм Колесная база, мм Объем багажника, л Объем топливного бака, л Снаряженная масса/ полная масса, кг Тип двигателя Расположение двигателя Рабочий объем, см3 Макс. мощность, л.с. при об/мин Макс. крутящий момент, Нм при об/мин Привод Коробка передач Передняя подвеска Задняя подвеска Тормоза спереди Тормоза сзади Максимальная скорость, км/ч Разгон 0–100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км, город/шоссе/смешанный циклГАЗ-24-01 седан 4735/1800/1490 2800 н.д. 55 1420/1820Ford Mondeo 4844/1886/1500 2850 493 70 1360/2050бензиновый, атмосферный спереди, продольно 2445 85 при 4500 175 при 2400 задний механическая, 4-ступ. зависимая, рессорная барабанные барабанные 145 23–25 13/10/11,5 спереди, поперечно 1596 125 при 6300 160 при 4100 передний механическая, 5-ступ. независимая, многорычажная дисковые вентилируемые дисковые 195 12,3 10,3/5,7/7,4независимая, типа МакФерсон231, 2. Трюм Mondeo – дай бог каждому! Проем низкий, зато приходится заталкивать чемоданы под кромку заднего стекла 3. Сзади машина в простой комплектации весьма аскетична – обратите внимание на ручные стеклоподъемники. Но здесь просторно и уютно№19/октябрь/2011 За рулем – Регион21 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬлицом к лицу«Сначала в Елисеевский, затем завезешь на площадь Восстания, подождешь, и мухой на ипподром. Не обижу!» Нынче на поднятую руку откликаются главным образом «бомбилы от бордюра». Официалы преимущественно работают под заказ. Набрал номер, назвал адрес подачи и маршрут поездки, выяснил ориентировочную стоимость и жди себе спокойно. У «легалов» пока хватает проблем, не позволяющих занять ту весомую нишу, которая отведена службе такси в городах за рубежом. Цивилизованных стоянок, как в Европе, где машины бы выстраивались в очередь, а клиент садился в первую по порядку, попросту нет. Другая проблема – отсутствие единых телефонных номеров вызова. Десятки фирм предлагают за более-менее схожую цену одни и те же услуги. Их зачастую красивые номера легко укладываются в память, клиенты, как правило, становятся лояльными «своему» привычному таксопарку. Но в крупных городах сотня-другая машин, закрепленная за этим номером вызова, – капля в море. И дожидаться ближайшую свободную приходится 20–40 минут, что непозволительно долго для мобильного занятого человека. В Европе почти везде существует единый номер вызова, а диспетчер присылает вам ближайшую машину, не заморачиваясь, какому парку она принадлежит. Ведь, когда в систему входят десятки тысяч таксомоторов, срок подачи сокращается до считанных минут, даже при серьезных пробках.Как менялась модель«Двадцатьчетверка» за время своего конвейерного существования не раз подвергалась модернизации. Сначала, в 1972 году, изменилась форма наружного зеркала заднего вида и личинкизамка багажника. В 1974-м на обоих бамперах появились массивные клыки с резиновыми вставками, а спидометр вместо ленточного стал стрелочным. В 1977-м поменялась вся светотехника, а перед-няя панель приобрела черное травмобезопасное покрытие. Ну и уже в середине восьмидесятых случился очередной, весьма радикальный, апгрейд – свет увидела модификация 24-10.1968 год1972 год1974 годНа первых машинах зеркала располагались на крыльях, но затем правое зеркало с седанов исчезло, левое встало на дверь тонкой изящной ножкой. Уже в 1972-м формы зеркала и ножки изменились, крепление стало потайным.1968 год1972 год1974 годТак называемый ленточный спидометр был очень ненадежен (кстати, у версии такси он был оцифрован до 160, а не до 180 км/ч), и в середине 70-х в серию пошла новая комбинация приборов со стрелочным указателем скорости1968 год1977 годОпять же в середине 70-х появилась травмобезопасная, по меркам тех лет, панель приборов, полностью (а не только в своей верхней части, как ранее) обтянутая вспененным пенополиуретаном. Ее средняя часть отделывалась пленкой «под дерево»1968 год1977 год1968 год1977 годНа мой взгляд...– Между прочим, из-за пробок возникает еще одна проблема – оплата в российских мегаполисах идет не по расстоянию, как это принято во всем мире и как было в Советском Союзе, а по времени. То есть проблемы тяжелого трафика перекладываются на плечи клиента – он вынужден оплачивать каждую минуту стояния в еле ползущем потоке. Но этот «велосипед» тоже давно изобретен в пресловутых «цивилизованных» странах – машины такси могут двигаться по свободным полосам общественного транспорта. Виктор Фомин, главный редактор«Ранняя» внутренная обшивка дверей была с вертикальной прострочкой. Затем рисунок изменился на горизонтальныйТрапециевидные катафоты продержались до 1977 года. Затем световозвращатели были интегрированы в фонарь1986 годГАЗ-24-10 получил новый интерьер, обновились мотор и тормозная система (получившая передние дисковые тормоза), появились новая решетка радиатора и утопленные дверные ручки22 За рулем – Регион №19/октябрь/2011 1981 10В Советском Союзе начала восьмидесятых тарификация была абсолютно жесткой –20 копеек за 1 км. С чем это сейчас можно сравнить по цене? Допустим, средняя поездка по Москве обходилась в два-три рубля, то есть при средних заработках рублей в 150 это составляло 1,5–2% от ежемесячного дохода – вроде как и немало за часик удовольствия? Что интересно, от-3 2011носительная стоимость одной поездки теперь близка к тогдашней – 300–500 рублей за средний рейс почти так же соотносятся к средней зарплате в 20–40 тысяч наших нынешних рублей.№19/октябрь/2011 За рулем – Регион23на правах рекламы