Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Группа поддержки

Группа поддержки
Полная версия

АЖИОТАЖ НА ПЛОЩАДИ ВОССТАНИЯ

– Руль прямо! Полметра назад! «Скорая» – сдавай, но потихоньку! – Дюжий персонаж в лимонной жилетке руководит процессом. За его спиной пытаюсь помогать разъехаться двум столкнувшимся машинам и я – ассистент аварийного комиссара.

Водитель «девяносто девятой» с номерами Ленобласти неуверенно сдает назад – и фартуком разбитого бампера выворачивает оранжевый поворотник «скорой помощи».

– Вот ведь ездок, – тихонько шепчет мой шеф Павел и уже спокойным голосом продолжает: – Ну, не нервничайте, не переживайте, все уже кончилось! Страховка покроит стоимость этого поворотника…

«Клиент» на глазах обретает дар речи. Даже звонит, кажется, на работу, успокаивает: «Милиция уехала, но прибыли аварийные комиссары».

Это о нас с Павлом Можайским. Прорвавшись минут за тридцать по немыслимым питерским пробкам на расстояние, которое японские туристы проходят пешком минут за десять, мы – в центре Невского проспекта. В прямом смысле этого слова – стоим на разделительной в 100 метрах от площади Восстания, недоумевая, как умудрились столкнуться здесь, где скорость езды едва превосходит черепашью.

Но рассуждать некогда. «Скорая» въехала в переднее крыло «Ладе». Машины, как и полагается, остановились на месте аварии, водители выставили аварийные знаки, три полосы Невского проспекта от Аничкова моста к площади Восстания автоматически сузились до одной. Образовавшаяся пробка, кажется, тянется на пару километров, и хвост ее теряется где-то у Адмиралтейства. Павел поочередно подзывает водителей, доверив мне измерить рулеткой расстояния для схемы ДТП. В таком «горячем» месте счет идет на секунды.

Уже сматывая катушку, неожиданно проникаюсь тревожной мыслью:

– А в «скорой» больного нет?!

– Наши сразу же подскочили, перегрузили. На операцию успели вовремя, – обыденно покуривая, отвечает Геннадий, врач с Первой подстанции скорой помощи. Прямо куплет из песни Розенбаума! – Еще одна машина минут через пять прибыла, ГАИ – еще минут через десять. Странно, что вы задержались.

– Лиговский-то из-за разборки трамвайных путей стоит. А мы ж без мигалок! – солидно, словно бывалый питерец, отвечаю я.

Доктор понимающе вздыхает.

Тем временем Павел заканчивает заполнять страховые формы, четко инструктирует обоих водителей, когда и что им делать. Водитель «скорой» спокоен, как и положено шоферу такого «нервного» транспорта. А «99-й», кажется, счастлив от того, что все закончилось так быстро и бесконфликтно. Теперь и нам с Павлом можно с облегчением вздохнуть.

– И кто виноват, по-твоему? Что говорит журналистский опыт? – экзаменует меня «наставник».

– С одной стороны, «скорая» – он же въехал в крыло. С другой – спецтранспорт нужно было пропустить, – рассуждаю я.

– Только спецтранспорт наш мигалку забыл включить. Но я согласен с тобой: кажется, «обоюдка». Гаишники тоже так постановили. Теперь страховщики будут между собой разбираться. Все, кончай курить, поехали в офис протоколы заполнять…

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УСЛУГА

Столкновение на Невском случилось уже на второй день моей работы – в понедельник. А в субботу я почти целую смену провел в «штабе» – полуподвальном помещении, которое занимает фирма «Аварком».

Профессия эта появилась на рынке автомобильных услуг всего несколько лет назад. Раньше представить себе частную компанию, которой доверят оценивать ущерб от ДТП и выносить независимые вердикты, было невозможно.

К слову сказать, Санкт-Петербург как место работы аварийных комиссаров мы выбрали не случайно. Даже в Москве эта услуга пока не настолько привычна, как в Северной Пальмире. И если в Москве или Самаре на машину с надписью «комиссар» смотрят скептично-недоуменно, то здесь даже дорогу часто уступают.

– Скорее всего, относительный успех службы именно в Питере обусловлен тем, что аварийные комиссары появились у нас в городе еще до введения обязательного страхования, – не без гордости комментирует первые итоги деятельности Ирина Воробьева, заместитель гендиректора «Аваркома».

Оказывается, дело не в том, что в «доосаговский» период петербуржцы чаще других россиян страховались добровольно. Просто в силу географии здесь на улицах во все времена было больше машин с иностранцами. Попавший в инцидент финн привычно требовал европейского обслуживания. Ну а после принятия закона об ОСАГО дополнительная услуга для клиента стала для страховых компаний необходимостью.

Увы, до сегодняшнего дня аварийный комиссар в России – неравноправный участник разбора ДТП.

– Наши услуги – это так называемый ассистанс-сервис. Переводя на русский, мы – дополнительные помощники для клиентов страховых компаний, с которыми сотрудничаем, – поясняет свой правовой статус Ирина. – Конечно, если примут дополнения к закону об ОСАГО, так называемый «европейский протокол», когда ГИБДД освободится от функции фиксирования каждого ДТП, необходимость в наших услугах возрастет. Кстати, сами сотрудники ГАИ уже сегодня готовы предоставить нам такие возможности – квалификация аварийных комиссаров их удовлетворяет.

Итак, специальность, которой предстояло овладеть, позволяла мне, как представителю службы аварийных комиссаров, «осуществлять оперативный выезд на место ДТП с участием лиц, застрахованных в компаниях, с которыми сотрудничает фирма; осматривать место ДТП; оказывать на месте ДТП правовую помощь и психологическую поддержку клиентам; искать на месте происшествия очевидцев; проводить фотосъемку места ДТП и поврежденных машин; составлять схему ДТП и собирать информацию для отчета; анализировать полученную информацию и определять вероятного нарушителя ПДД и причины возникновения аварии». В списке еще добрый десяток пунктов – все просто не успел запомнить. Единственное, что меня извиняет – я ведь только учусь...

БЕЗ КОМАНДИРСКИХ НОТОК

Само собой разумеется, что такой новой профессии в России никто нигде не обучал и не учит. Кого же берут на эту ответственную должность в Санкт-Петербурге?

– Самый простой способ – принимать на работу бывших сотрудников ГАИ, – рассказывает генеральный директор «Аваркома» Константин Сорокин. – Но он не всегда успешен...

Причина такой разборчивости проста. Оказывается, бывшие сотрудники Госавтоинспекции, прекрасно разбираясь в тонкстях движения, в роли комиссара порой забывают, что участники ДТП – не обычные нарушители правил, а клиенты компании. А значит, аварийный комиссар должен быть, в первую очередь, тонким психологом, чутким человеком.

– Приезжая на место аварии, мы первым делом должны успокоить человека, – инструктирует меня наставник Павел. – Бывшие гаишники, приезжая на аварии, чувствуют себя хозяевами положения. А ведь в ДТП в последнее время попадают совсем неопытные водители. У них и так стресс от происшествия, а тут ими еще и командовать начинают, «строят», так сказать. Естественно, придя в себя, клиент жалуется в страховую компанию, а она предъявляет претензии нам.

Самый желанный кандидат на роль комиссара – мужчина старше 35 лет, коммуникабельный, со стажем вождения более 10 лет. Комиссару необходимо четко знать Правила и основные пункты законодательства. Хорошо разбираться в технике и быть способным в короткое время определить характер повреждения, понимать возможные скрытые последствия столкновения, а часто и прикинуть предполагаемую стоимость ремонта. Желательно, чтобы кандидат был женат и, естественно, без вредных привычек.

– То есть я – находка для вашей фирмы? – в шутку спрашиваю заместителя директора.

– Возможно, – вполне серьезно отвечает Ирина. – Только не рассчитывайте сразу на золотые горы. Ставка аварийного комиссара зависит от его квалификации. При напряженной работе можно заработать до 20 тысяч рублей в месяц. А поскольку движение в Питере растет, число аварий не уменьшается, то и зарплата меньше не становится. Так что пока нет вызовов, изучайте документацию, а потом Павел проверит ваши навыки...

Проверяли в обычном питерском дворике: увидев разбитую «девятку», Павел предлагает оценить, в результате чего получены повреждения задней двери.

С умным видом фотографирую вмятину. Выдерживаю паузу, приседаю, пытаясь увидеть что-то под днищем:

– Думаю, эту машину кто-то приложил сзади. Но, возможно, повреждения получены, когда автомобиль стоял на парковке и кто-то сдавал задним ходом, – пытаясь придать голосу солидности, рассуждаю я.

Павел усмехается. Мои выводы комментирует подошедший южанин – владелец «девятки»:

– Дорогой, каким ходом-модом! За городом был, ворота открывал, закрепить забыл, ветер подул – мне дверь и смял!

Наставник ободряюще хлопает по плечу – научишься, мол. В салоне «четверки» аварийного комиссара звучит рация:

– Машину комиссара – на Васильевский, авария на Большом проспекте. Побыстрее, мальчики!

И мы понеслись по питерским пробкам. Расступись, комиссары на аварию едут!

P.S. В Санкт-Петербурге выезд аварийного комиссара на место ДТП (если оформлен договор КАСКО) у большинства страховых компаний бесплатная услуга. За небольшую доплату (до 1000 рублей в год) заключить такой договор предлагают всем, кто приобретает обычный полис ОСАГО. Но в принципе вызвать комиссара на место аварии можно и без «предварительной договоренности»; правда, его услуги придется оплатить. Однако помощь опытного человека в стрессовой ситуации порой просто неоценима.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.12.2007
Поделиться: