І АвтомаршрутСоветы бывалыхыезжать стоит в 6 утра. Передохнуть и пообедать в Воронеже, остановиться на ночлег в Ростове. Можно дотянуть и до Краснодара (до него еще 300 км), но это у кого как силы – в темноте долго не проедешь.ВА нам параллельно!Секреты передвижения к морскому побережьюэтому маршруту пять с половиной часов. Сравнительно небольшие заторы возникали и за перевалом (если ехать к морю) – перед Молдовановкой и Дефановкой. Гигантской пробищей стал весь участок между поселком Горное и джубгинским постом ГАИ, а это километров десять! Зачастую сотрудники ГИБДД перекрывают полосу движения «от моря», и направляют транспортный поток, идущий на море как по своей полосе, так и по встречке. Трасса Краснодар – Новороссийск столь же загружена транспортом, но почему-то пробки на ней встречаются гораздо реже. Известно лишь одно хроническое пробочное место – от поселка Нижнебаканского до развилки, где дорога расходится на собственно Новороссийск и Анапу. или Азов с последующим выходом на Ростов. Здесь меньше гаишников, меньше попутных и встречных машин. А по километражу примерно то же самое. Или возьмем другой маршрут – на Анапу. Краснодарец туда (и уж тем более в Темрюк или на Таманский полуостров) вряд ли поедет по «новороссийской» трассе. Он, скорее всего, выберет другой путь: Краснодар – Марьянская – Новомышастовская – Славянск-на-Кубани – Варениковская – Анапа. Эта дорога километров на 15 длиннее, но с отличным покрытием, многополосная, с понятной разметкой и знаками и – что главное! – не в пример свободнее. Еще один совет: не стоит въезжать в крупный населенный пункт, если есть объездная дорога. Сэкономив расстояние, вы потеряете много Чем ближе к морю – времени в городской толчее, на светофорах. А такие тем больше пробки. объезды на Кубани встречаются часто. Например, краИх надо уметь объезжать евой центр опоясывают Восточный, Южный и ЗаНо кубанцы, в отличие от гостей, по падный объезды. Спускаясь с севера, этим трассам не ездят – выбирают до- можно, не заезжая в Краснодар, по роги местного значения. Как правило, Восточному объезду с разрешенными асфальтовое покрытие там не хуже, 90 км/ч уйти на Горячий Ключ, Джубгу, чем на федеральной трассе. Разница Туапсе, Сочи. Или по другому объезду, лишь в том, что есть участки с одной Западному, – на Крымск, Новоросполосой движения в каждую сторону, сийск, Анапу. Подобные объездные доно их, в общем-то, немного и они не- роги есть не только у городов (Тимапродолжительны. шевск, Славянск-на-Кубани, Абинск, Например, из Краснодара в Ростов Крымск, Геленджик, Туапсе), но даже у (и в обратном, разумеется, направле- многих станиц (Брюховецкая, Каневнии) можно ехать почти параллельно ская, Староминская…). трассе «Дон»: через Тимашевск и стаИ последнее. Тем, кто собирается ницы Брюховецкую, Каневскую, Ста- ехать на Черное море на своем авто, роминскую. А дальше – на Батайск советуем так составить свой график Серпантин до Сочи – по нагрузке 80% всего пути. Усталость сказывается. Поэтому ни в коем случае не форсируйте его, не отдохнув. Первые полчаса в кайф, а потом начинаешь считать километровые столбы, а расстояние не уменьшается... На Горячем Ключе, не доезжая Петушка, над дорогой на железной конструкции висит камера видеонаблюдения, такая же есть и на мосту перед Адыгейском. Будьте внимательны. В общем, дорога занимает 25–28 часов (с остановками и передышками), а средняя скорость – 70 км/ч. Местами едешь и 120, но такие отрезки пути быстро заканчиваются. А те шумахеры, которые за 15–20 часов долетают без сна, сильно рискуют и собой, и пассажирами.Бархатный сезон – любимое время отдыха народа, не привязанного к занятиям в школе и институте. Цены ниже, море чище, пляжи свободнее. Итак, отправляемся в Сочи. Вопроса, как ехать до Краснодара, у москвичей не возникает, есть довольно приличная трасса М4 «Дон». Но вот от столицы Кубани до моря не стоит двигаться по «федералке» – так советуют местные жители… Почему? На всем протяжении, начиная от границ с Ростовской областью, у трассы М4 хорошее асфальтовое покрытие и разметка. Ремонтные работы на ней весной активно шли на юге от Краснодара по направлению на Джубгу, но к концу лета ремонтники локализировались на небольшом участке перед поселком Молькино и станицей Саратовская. К тому же остались довольно продолжительные отрезки, где ремонт завершен, но до сих пор стоят знаки «ремонтные работы» и ограничения скорости – вплоть до 40 км/ч. Все это создает проблемы для и так напряженного трафика. Пример: обычное время, за которое местные жители добираются из Краснодара в Джубгу (ровно 100 км), – два часа. Еще час, чтобы от Джубги доехать до Геленджика. Итого три часа. Но недавно мои приятели на Getz двигались подвижения, чтобы в Краснодарском крае оказаться в будний день. Дело в том, что начиная с вечера пятницы на море устремляется огромная масса кубанцев и ростовчан. Возвращаются они в воскресенье вечером или в ночь на понедельник – МКАД «отдыхает»… Михаил КИБАЛЬНИК45За рулем – Регион І №17 І сентябрь 2009