І ДорогиПлюс-минус одна полосаЕще одна новость от заместителя руководителя Департамента транспорта и связи Москвы Алексея Казанина: в ближайшее время будут определены 40 участков столичных магистралей, на которых появятся выделенные полосы для общественного транспорта (правда, первый заместитель мэра Москвы Петр Бирюков за неделю до этого говорил лишь о двадцати). Мол, пилотный проект выделенки на Волоколамском шоссе «хорошо себя показал», машины двигаться медленнее не стали. Напомним, что эксперимент на Волоколамском шоссе начался 25 июля. В обоих направлениях спецполоса была расширена до 5 метров. Остальные водители вынуждены довольствоваться полосами, суженными до 3 метров. В общем, если только вспомнить, что сейчас творится на Волоколамке, мурашки по телу бегут! И не удивительно, что плевать народ хотел на знаки «Внимание! Дорога с полосой для маршрутного транспорта», висящие на Волоколамском шоссе от проезда Стратонавтов до МКАД, и букву «А» на дорожном покрытии. Выделенная полоса же не ограничена никаким отбойником. Только разметкой – где-то сплошной, где-то прерывистой. К тому же теперь на Волоколамке стало негде парковаться. Машины лезут на остановки – жуть. Ведь даже по мнению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ Виктора Кирьянова, идея выделенных полос эффективно заработает лишь при соблюдении основных условий: устройство выделенки вне основной проезжей части или хотя бы отделение от основных полос движения конструктивными элементами, а также при наличии развитой системы общественного транспорта, позволяющей стимулировать отказ от использования личного. Но тем не менее уже идет утверждение еще 10 участков для таких же новых полос. «В частности, они пройдут отдельными кусками на Ленинском и Ленинградском проспектах, Профсоюзной улице. Остальные 30 будут утверждены до конца года», – объявил Казанин. В числе автодорог, на которых могут быть выделены специальные полосы в будущем, значатся Пятницкое шоссе и Севастопольский проспект, а также проспект Андропова, шоссе Энтузиастов, Ярославка. А для повышения эффективности выделенок город намерен выйти с инициативой поднять штрафы для автовладельцев, выезжающих на них, как минимум, в два раза. Уж то-то трафик улучшится… Елена ШИТИКОВАОтмена всех ограниченийДорог в России катастрофически не хватает. Не то что от Европы – от Китая отстали безнадежно. Правительство России ищет средства на инфраструктуру, но найти их не может. Решили привлекать инвесторов, а дороги делать платными... Причем всеиновники предлагают отменить запрет на организацию платных трасс там, где нет альтернативного объезда с формулировкой «чтобы механизм платности автодорог был более гибким». Попросту – чтобы сделать большую часть магистральных трасс платными. И что уж там мелочиться – нововведение должно касаться как будущих, так и уже действующих автодорог, которые требуют реконструкции: после реконструкции их тоже можно сделать платными. Нет, все понятно, так легче будет привлекать частные инвестиции. Отсутствие объездов гарантирует автомобильный поток по трассе, а значит, и поступление средств. Чиновники Минэкономразвития (МЭР) пообещали уже в ближайшее время внести в правительство законопроект об отмене всех ограничений. Но, с другой стороны, введение платы за проезд по единственной трассе, кажется, попадает в сферу антимонопольного регулирования, что и подтвердили представители ФАС. Дорожные законы перепишут? Или статью конституции о свободе передвижения граждан? Между тем все автомобильные пра-Чвозащитники единодушны: инициатива МЭР вызовет массовые протесты и перекрытия федеральных трасс. Чтобы такого не произошло, нас успокаивают: цена проезда не будет высокой. Но, простите, в чем же тогда интерес инвесторов, если окупаемость платной дороги и при наилучшем-то раскладе не меньше 10 лет? Автомобилисты ведь, в принципе, не возражают против строительства платных дорог. Нас не надо «агитировать за советскую власть». «Если на платных дорогах будет установлен более комфортный скоростной режим, то за более удобный проезд автомобилисты готовы платить до Отсутствие объездов 2–3 рублей за километр. Более высокая плата могарантирует поток по трассе, жет сделать дорогу невостребованной», – поа значит, и поступление средств лагает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Но. венная комиссия по инвестиционным Это все при наличии альтернативы. проектам РФ утвердила смету на строВедь «никакая запрашиваемая цена за ительство скоростной автомобильной километр платной трассы в условиях дороги Москва – Санкт-Петербург на принуждения к оплате не является участке 58-й – 684-й км (с послеприемлемой. Введение безальтерна- дующей эксплуатацией на платной тивной платы нанесет автовладельцам основе) – 11 млрд. 652 млн. рублей. сильный психологический удар» – та- Утвержденная ранее сметная стоимость строительства участка с 15-го по 58-й км – 66 млрд. 199 млн. рублей. В среднем плата за проезд по трассе Москва – Петербург составит около 3,6 руб. за километр – такой тариф назвал замглавы Федерального дорожного агентства Евгений Дитрих. А министр транспорта Московской области Петр Кацыв заявил, что плата за проезд по Подмосковью может составить от 1 до 5 руб. за километр. Кстати, средняя стоимость проезда по платной автодороге за рубежом составляет сумму, примерно равную 0,1 евро за километр. Поехали?! Елена ШИТИКОВА P.S. ГЗР еще вернется к теме платных дорог, слишком много вопросов пока повисает в воздухе…ково мнение правозащитника Виктора Травина. Сейчас в России только одна платная дорога, 40-километровый участок федеральной трассы «Дон» – обход села Хлевное в Липецкой области. По официальным данным, в прошлом году область затратила на содержание этого отрезка дороги 24 млн. рублей, а собрано за проезд 118 млн. рублей. Прибыльная история, конечно… Но ведь наверняка станет платным и проезд по федеральной трассе M53, соединяющей Красноярск и Иркутск. Сегодня здесь на протяжении полутора сотен километров вообще нет асфальта, и на дороге стоят километровые пробки из машин, которые не могут пройти по бездорожью... Сюда высыпают до 200 самосвалов гравия в сутки, но камень почти сразу же уходит под землю (просто иллюстрация ситуации со строительством дорог в России!). Какова будет стоимость эксплуатации такой трассы? Идет работа по прокладке двух платных трасс в Московской области – участок Ленинградского шоссе в обход Химок и объезд города Одинцово. При разработке этих проектов и при заключении концессионных договоров с компаниями, которые взялись за это, учитывалась обязательность альтернативной дороги. Пока же правительст-3За рулем – Регион І №21 І ноябрь 2009