44
45
46
47
брендktmК ГОнКе ГОТОВЫ!текст Алана КАТКАРТА, фото Руди ШЕДЛЯПрошедший 2009 год был, по словам президента и генерального директора КТМ Штефана Пирера, худшим в истории компании. Оборот упал на четверть, производство снизилось с 92 385 до 64 080 машин, убыток составил 84,1 миллиона евро. Тем не менее в интервью нашему корреспонденту Алану Каткарту Пирер уверил, что лозунг компании остается неизменным:Штефан, 2008 год стал для вас рекордным: вы продали больше 92 000 мотоциклов. А каким оказался 2009 год? Могу сказать, что это был самый трудный год за все 18 лет, что я работаю в КТМ. Рынок упал в одночасье – в Европе на 25%, а в США, где мы продаем четверть наших мотоциклов, – на целых 55%. Нам пришлось уволить треть наших работников и сократить все расходы на 30%. Это было нелегко. Какую долю из проданных в 2008 году 92 000 мотоциклов составляли внедорожные? Примерно две трети. В 2009 году доля дорожных мотоциклов чуть увеличилась – новые модели 990 Supermoto и Supermoto R продавались очень хорошо, несмотря на кризис. КТМ теперь выходит и на рынки развивающихся стран в коопера-ции со своим партнером – индийским концерном Bajaj. На моторшоу в Милане вы показали два 125-кубовых прототипа. Какие у вас планы? Да, завоевать рынки развивающихся стран – важная задача, но не меньшая – привлечь молодежь. В последнее время средний возраст покупателей КТМ увеличивается на семь месяцев каждый год! И это общая проблема: Harley уже на пути в дом престарелых, у BMW средний возраст покупателей – 60 лет. Я подчеркиваю: средний! Вот почему нем­ цы купили Husqvarna и выпустили 450­кубовый эндуро. У нас более молодежная аудитория, но чем мы можем ее завлечь? Во­первых, выпуском 125­кубового мотоцикла начального уровня, недорогого, но признанной марки. Во­вторых, развитием сегмента «Нулевой выхлоп»! Мы напряженно работаем над разработкой спортивных электромотоциклов – это как раз то, что нужно молодежи. Две модели – внедорож-«Над мотоциклами Нависла угроза полНого запрета. как президеНт ассоциации европейских мотопроизводителей я постояННо коНтактирую с бюрократами, и должеН сказать: оНи мечтают изгНать мотоциклы с дорог. Но я верю, что каковы бы Ни были ограНичеНия, место для Нашей марки всегда Найдется».Первые ласточки сотрудничества с Bajaj: показанные осенью прототипы 125 Naked Bike и 125 Naked Racer.Электромотоциклы KTM Freeride выйдут на европейский рынок уже этой осенью.44moto.zr.ru июнь 2010 ‣ ИНТЕРВью С глАВОй KTM с.44, КАСТОМ-шОУ В МАйНцЕ И В МОСКВЕ с.48, 1984: SUZUKI GSX-R750 с.58техникаклапанной головкой цилиндра и двумя верхними распредвалами. По размерам он почти такой же, как и мотор 125/200 см³, так что без проблем встанет в ту же ходовую часть. С каждым вариантом двигателя предложим три версии мотоцикла – супермото, нейкедбайк и более спортивный RC2 с полным обтекателем. Вероятно, появится и эндуро – ведь такие мотоциклы в традициях КТМ. Мотор 250/300 см³ дебютирует через 18 месяцев после 125-кубового – предсерийные прототипы будут готовы уже в конце лета, а официальная презентация состоится в январе следующего года на мотор-шоу в Нью-Дели. А еще через год планируем показать мотоциклы той же концепции, но уже с моторами 400/600 см³ – и в развивающихся странах мотоциклисты потянулись к большим объемам. Когда начнется массовое производство 125-кубовых мотоциклов? В конце этой осени, причем машина будет полностью – двигатель, шасси – производиться в Индии. Она спроектирована в Австрии, но затем мы передали ее индийским коллегам. Это настоящий совместный проект, и нам очень интересно работать бок о бок. У индийцев немного другой подход – но это во многом продиктовано совершенно другими объемами производства, до двух миллионов в год! И я счастлив, что в Индии будет производиться мотоцикл марки КТМ. Индийцам сейчас принадлежит 31,72% акций КТМ. Не станут ли они в будущем полными хозяевами компании? Нет. Я и мой партнер Руди Кнюнц останемся главными акционерами. Индийцы купили часть акций потому, что они заинтересованы в долговременном сотрудничестве и в доступе к современным технологиям. Собираетесь ли вы и дальше расширять модельную гамму? Увидим ли мы спорт-кастом, или 600-кубовый спортбайк, или турер марки КТМ? Нет-нет. Мы лучше бросим силы на укрепление наших позиций там, гденый эндуро и трековый Supermoto – мы планируем запустить в производство уже этой осенью. Причем обе машины будут омологированы и для езды по дорогам. Двигатели будут производства КТМ? И каков будет запас хода? Конечно, электромоторы будем закупать на стороне, но они разработаны в соответствии с нашими требованиями. Но главный вопрос – аккумуляторы. Мы еще не выбрали поставщика – несколько компаний из Японии и Тайваня дерутся за наш заказ! Что же касается запаса хода, мы рассчитываем на один час езды в нормальных дорожных условиях или на 45 минут в экстремальном спортивном режиме. Вы также сотрудничаете с компаний Mavizen, которая строит гоночный электромотоцикл на основе RC8. Планируете ли вы ввязаться в электрогонки – или даже выпустить электрический спортбайк? Мы еще не решили. Но мы отдаем должное Азхару Хуссаину и его компании TTXGP, которая сделала так много для пропаганды электроспорта. Мы помогаем им всем, чем можем – и сами получаем бесценный опыт. Вернемся к 125-кубовым мотоциклам. Какова стратегия вашего союза с Bajaj? Что мы хотим от Bajaj – так это заполучить партнера, в союзе с которым можем делать доступный 125-кубовый мотоцикл для Европы и других наших рынков. В свою очередь, и Bajaj будет продавать этот мотоцикл через свою розничную сеть на своих традиционных рынках – но под маркой КТМ и с увеличенным до 200 см³ рабочим объемом двигателя (125-кубовые моторы в Индии не в фаворе). Таким образом, мы расширяем наше присутствие в Азии и странах Тихоокеанского региона.KTM 350SX-F грозит перевернуть все представления о мотоциклах класса МХ1.Какие еще новые модели вы разрабатываете совместно с Bajaj? Сейчас мы разрабатываем двигатель рабочим объемом 250/300 см³, тоже одноцилиндровый, с четырех-июнь 2010 moto.zr.ru45 брендktm«Мы на 100% уверены в тоМ, что «двухтактники» выживут. их используют Многие профессионалы высшего уровня, так как они легче и лучше управляются. по нашеМу гоночноМу опыту Могу сказать: обслуживание четырехтактного Мотора сложнее и вчетверо дороже, чеМ двухтактного. а для начинающих это важный фактор».лидируем – в производстве внедорожных мотоциклов. В ближайшие  несколько месяце выпустим целую  гамму новых спортивных машин.  Наш 350-кубовый «кроссач» –  только первая ласточка, и мы верим, что он сделает революцию  в классе МХ1, вытеснив 450-кубовые мотоциклы. А что, в классе МХ1 изменились  правила? Нет, там по-прежнему допускаются  моторы рабочим объемом от 275 до  450 см³. Естественно, что все стремились делать двигатели максимально разрешенного объема. Но развитие техники привело к тому,  что с современными 450-кубовыми  мотоциклами с трудом управляются  гонщики даже самого высокого  уровня. Ведь это 60-62 л.с. на 100  кг массы! Так что сами спортсмены  нас просили: сделайте что-нибудь  пусть менее мощное, но с лучшей  управляемостью. Ответом стал наш  350-кубовый мотоцикл, который немногим проигрывает 450-кубовым  в мощности – 55 л.с. при 14 000   об/мин – но легок в управлении, как  250-кубовый. Не зря же Кайроли перешел в 2010 году от Yamaha к КТМ,  сказав: вот это мотоцикл, на котором я смогу защитить свой титул.  Вскоре мы выпустим и спортивный эндуро, в который тоже заложено  немало инноваций. Новая гамма мотоциклов получит моторы рабочим  объемом от 250 до 500 см³ – спортивные моторы большего объема  уже нет смысла делать. Какова ваша доля на рынке? По спортивным эндуро – примерно  50%; по кроссовым мотоциклам лидирует Yamaha, на втором месте  Honda, мы чуть-чуть уступаем. Но  верим, что 350-кубовая модель изменит ситуацию в нашу пользу. На  рынке «цивильных» машин у нас  три платформы: одноцилиндровый  690-кубовый двигатель и V-твины рабочим объемом 990 и 1200 см³.  Вскоре к ним прибавится и 400-кубовая версия «сингла»: в нем будет  велика доля деталей из Индии, а со  временем мы полностью перенесем  туда производство, чтобы снизить  цену. 990-кубовый мотор будет модернизирован, а 1200-кубовый  пропишется и в таких моделях, как  Supermoto T и Supermoto R. 1200 см³ станет пределом для  моторов КТМ или появятся  двигатели большего рабочего  объема? Нет смысла лезть в большие кубатуры. Общая тенденция в индуст-46moto.zr.ru июнь 2010 рии – стремление к меньшим рабочим объемам. Покупатели  мотоциклов становятся все старше,  им нужен легкий байк с хорошей  управляемостью. Да и мощность  моторов уже превысила разумные  пределы. Что вы будете делать  с 200 л.с. на дороге? К тому же над  мотоциклами нависла угроза полного запрета. Как президент Ассоциации европейских мотопроизводителей я постоянно контактирую  с бюро  кратами, и должен сказать:  они мечтают изгнать мотоциклы  с дорог. Они смотрят на статистику  дорожных происшествий, а там мотоциклисты всегда лидируют (по  числу погибших на 1000 машин).  Так что вряд ли мощные супербайки  долго продержатся – скорее всего,  вскоре в Европе будет введено  100-сильное ограничение мощности (как во Франции). А посмотрите,  какие рогатки воздвигли в Европе  на пути к мощным мотоциклам.  В 16 лет вы получаете право ездить  лишь на 125-кубовых мотоциклах,  с 18 лет – на мотоциклах мощностью не более 35 кВт (47,6 л.с.),  и лишь с 21 или 22 лет можно водить более мощные аппараты.  И каждый раз – сдавай тест и плати! Многие ли могут себе это позволить? Так что должен сказать:  еврочиновники планомерно выдавливают мотоциклы с дорог. Так, может быть, в свете этого ваш лозунг «К гонкам готов» уже не актуален? Не пора ли его сменить? Нет, ни за что. Мы не пойдем на  смену имиджа. Я верю, что каковы  бы ни были ограничения, место для  нашей марки всегда найдется. Если будущее спортивно-дорожных мотоциклов рисуется в таких мрачных тонах, то почему бы не пойти навстречу вашему американскому покупателю и не сотворить спорт-кастом? Да, рынок США для нас очень важен. Но пока я не увижу ясные признаки его восстановления, я не буду  создавать для него специфи  ческие    модели. Пока мы сосредоточимся  на рынках Европы, Австралии, Южной Африки, где наши позиции  сильны. И, конечно, не забудем про  рынки развивающихся стран. Например, в одной лишь Бразилии  продают мотоциклов больше, чем  во всей Европе, велики рынки Индонезии и Таиланда. А там тоже растет средний класс, который хочет оседлать мотоциклы рабочим  объемом 250-400 см³ или даже  большей кубатуры. Мы строим совместно с индийцами большой сборочный завод в бразильском Манаусе – при прямом импорте пошлины  очень высоки. Впрочем, год назад  мы начали продажи в Бразилии  450-кубовых спортивных мотоциклов, и сбыт на диво хорош – даже  несмотря на пошлины. Нам здорово  помог переезд ралли «Дакар» в Латинскую Америку. КТМ остался практически единственным производителем спортивных двухтактных мотоциклов. Вы продолжите их производство? 18 лет назад, когда я пришел  в КТМ, все вокруг говорили о том,  что «двухтактники» вот-вот вымрут – а они вымирают до сих пор.  В то время как другие производители сосредоточились на четырехтактных моторах, мы развивали обе  линии – и с большим успехом. Даже  многие профессионалы высшего  уровня предпочитают двухтактные  мотоциклы – они легче, лучше управляются и проще в обслуживании. По нашему гоночному опыту  могу сказать: обслуживание четырехтактного мотора вчетверо дороже, чем двухтактного. А для начинающих гонщиков это – важный  фактор. Так что развитие двухтактных двигателей продолжится? Конечно. Сейчас мы приспосабливаем эти моторы к экологическим требованиям Евро-4 – и здесь без прямого впрыска топлива не обойтись.  Но мы на 100% уверены в том, что  «двухтактники» выживут. А какова судьба проекта RC4 Supermono – спортбайка с одноцилиндровым 690-кубовым двигателем? Мы его не забыли, но сначала нам  надо запустить 125-кубовый RC2.  Увы, времена изменились, и мы уже  не можем вести одновременно тричетыре дорогостоящих проекта.  Но после RC2 вернемся и к RC4. Вы выиграли ралли «Дакар» в девятый раз подряд – мои поздравления! Но когда организаторы так неожиданно приняли решение о снижении рабочего объема мо-торов до 450 см³, это выглядело как явный выпад в ваш адрес. И тем не менее ваши мотоциклы заняли первые два места… Я прекрасно понимаю организаторов, которые хотели дать шанс  и другим маркам. Но резко менять  правила всего за несколько месяцев до старта – так дела в большом  спорте не делаются! Когда организаторы поняли, что у них всего  30 заявок, они кинулись к нам за  помощью – и вместе мы выработали приемлемое решение. А в следующем году вы поедете за десятой победой – уже с полной заводской поддержкой? Да, у нас уже практически готов  450-кубовый мотоцикл для следующего ралли «Дакар». Какова судьба марки Husaberg? Мы обкатываем на мотоциклах  этой марки новые технические  решения – такие, как горизонтальный цилиндр. Кстати, он оказался очень удачным и коммерчески:  в прошлом году, несмотря  на обвал рынка, мы продали 4000 мотоциклов  Husaberg – почти вчетверо  больше, чем годом раньше,  и вдвое больше, чем BMW  продал своих 450-кубовых  эндуро. Так что горизонтальный цилиндр появится и на новых КТМ? Нет, мы оставим его для Husaberg –  как отличительный признак марки.  Но некоторые внутренние детали  перейдут на новые моторы КТМ. Вы в октябре прошлого года закрыли завод WP Suspension в Нидерландах и перенесли производство в Австрию. Каково будущее у этого бренда? Мы эксперты по части подвесок для  внедорожных мотоциклов, но в области дорожных подвесок у нас нет  такого гоночного опыта, как, скажем, у Ohlins. Поэтому оставим им  создание уникальных подвесок типа high-end – сами ставим Ohlins на  RC8R для немецкого чемпионата  «Супербайк». А сами сосредоточимся на выпуске высококлассных,  но доступных компонентов для  массового потребителя. Уже со-трудничаем с индийскими поставщиками, и наш следующий шаг –  строительство завода WP в Индии. Похоже, что для КТМ худшее уже позади? Для нас стакан скорее наполовину  полон, чем наполовину пуст –  и быстро наполняется. Еще не все  наладилось, но мы явно выходим  из кризиса и стали еще сильнее –  не в последнюю очередь благодаря  союзу с Bajaj. Год назад дно кризиса еще и не просматривалось.  Но сейчас мы вновь на прямом пути  к нашей цели – стать европейским  мотопроизводителем номер один.  Мы готовы к гонке! Перевод Александра ВОРОНЦОВА«вМесте с индийской коМпанией Bajaj Мы сМожеМ делать доступный 125-кубовый Мотоцикл для европы и других наших рынков. наприМер, в одной лишь бразилии продают Мотоциклов больше, чеМ во всей европе». «Мы напряженно работаеМ над разработкой спортивных электроМотоциклов – это как раз то, что нужно Молодежи. две Модели Мы планируеМ запустить в производство уже этой осенью».июнь 2010 moto.zr.ru47